Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» для 3 класса Крупко Татьяна Евгеньевна-учитель начальных классов школы гимназии №6 г. Степногорска Акмолинской области Пояснительная записка Человек – часть природы. Сегодня отношения природы и человека превратились в экологическую проблему. Если человек не будет бережно относиться к природе, он погубит все живое вокруг себя. Что же делать, чтобы не допустить этого? Прежде всего нужно воспитывать экологическую культуру, каждый человек должен отвечать за свои действия и поступки. И уже с самого раннего возраста начинать экологическое воспитание. Природа – это живая, очень сложная система. Любым своим действием человек влияет на природу.От поступков каждого человека зависит,в каком мире будут жить будущие поколения. Дети с детства должны осознать и понять, что ответственность за всё живое на Земле лежит на каждом из нас. Каждый цветок,каждый живой организм играет свою роль в экологической системе, а это значит играет огромную роль и для всей природы в целом. Человек – сам часть живой природы. И он не будет здоров, если загрязнена окружающая среда. Необходимо не только дать ребенку знания, нужно воспитывать бережное отношение к природе. Экологическое воспитание–является важным направлением образования в наши дни для младших школьников. Это наблюдение за объектами и явлениями природы, различные исследования, эксперименты. На занятиях надо предоставить детям возможность самим что-то сделать для того, чтобы улучшить экологию своего города. Ребенок с детства изучавший природу, имеющий экологические знания, став взрослым никогда не нанесет вред природе. Программа «Мир вокруг нас » направлена на то, чтобы развить интерес к изучению природы, учить применять теоретические знания в практической деятельности. Изучение окружающего мира, закономерностей его развития дают возможность детям по–новому взглянуть на окружающую природу. Программа факультативного курса «Мир вокруг нас » разработана для учащихся 3 класса, которые начинают познавать мир во всём его многообразии и взаимосвязях. Это дополнение к курсу «Познание мира». Факультативный курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю). Актуальность создания программы факультативного курса «Мир вокруг нас» вызвана обострением экологической обстановки по причине техногенных катастроф и аварий, а также не правильного ведения хозяйства и безответственного отношения каждого человека к природе. Факультативный курс позволяет расширить знания детей о растениях, животный своего родного края. Цель программы факультативного курса «Мир вокруг нас» – формирование основ экологической грамотности учащихся 3 класса , расширение знаний о взаимосвязи окружающей нас природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде, активной экологической позиции у порастающего поколения. Задачи: • развивать интерес к изучению природы своего родного края; • углублять знания о родном крае, полученные на уроках познания мира • исследовать конкретные объекты природы; • дать представления о природных сообществах в своей области; • познакомить с заповедниками Казахстана и Акмолинской области; • привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края; • воспитывать бережное отношение учащихся к природе родного края и всей страны; • воспитывать в детях нравственные качества. Помочь стать верным другом природы. Разнообразный материал курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Познание мир». Как форма организации учебного процесса предлагаются уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки КВН, интегрированные уроки. Система вопросов и заданий на уроках составлена с учетом разных уровней усвоения знаний (репродуктивного, продуктивного, творческого), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методы работы: - словесный; - наглядный; - поисковый; - исследовательский; - практический; - игровой; - метод коллективного творчества Формы работы: -работа с энциклопедиями и другой литературой -создание тематических стендов, выставок. -озеленение школы и класса; -экскурсии; -создание экологических проектов; -уборка пришкольной территории; -исследовательская деятельность; -создание памяток экологического содержания; -просмотр фильмов о природе. Принципы работы: - научность; - доступность; - сотрудничество; - последовательность; - систематичность; - чередование разнообразных видов деятельности; - обратная связь; - творчество; - опора на интерес; - результативность; - учет возрастных особенностей В результате реализации программы «Мир вокруг нас» планируются следующие результаты: • ориентироваться в современном животном и растительном мире; • развитие интереса к человеку, к общению, к миру ,различать изученные растения, животных; • вести наблюдения в природе ; • оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями, подкармливать птиц в кормушках • проводить поисково-исследовательскую деятельность • применять полученные знания на практике • работать самостоятельно и в коллективе • экологически грамотно вести себя на природе; • принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности; • осознавать себя частью природы • быть ответственным за будущее планеты, родной природы Календарное планирование занятий факультативного курса «Мир вокруг нас» № Тема К-во ч. Содержание занятия 1. Кто в ответе за планету? 1ч Проблемный вопрос: «Как сохранить природу для следующих поколений?»Что такое плохая экология? Путешествие по станциям. Презентация.Охрана воздуха,воды, почвы. Интересные факты. Жизнь насекомых 2. Пчелиные семьи 1ч Работа в группах «Хочу знать». Блиц-турнир ( насекомые). Сообщение учащихся о пчелах по плану.Составление синквейна. 3. Муравей-труженик 1ч Игра «Верите ли вы». Работа в группах: строение тела муравья,питание, муравейник-большой дом,общение муравьев». Презентация. Составление синквейна. 4. Насекомые-друзья или враги? 1ч Урок-суд.Человек против жуков,пчел и ос. Бабочек, мух,комаров. Их польза и вред. Защита насекомых. Все в природе взаимосвязано. Презентация. Жизнь птиц 5. «По лесным дорожкам» КВН 1ч Конкурсы: визитка, разминка,птичья семейка, лесная аптечка, деревья, экологические знаки. Кроссворды. 6. Пернатые соседи. Как помочь зимой? 1ч Составление кластеров «все о птицах», работа в группах. «Корзина идей» Как помочь птицам зимой. Высказывание мнений. Практическая работа изготовление кормушек. 7. Птичка-невеличка.Воробей. 1ч Внешний вид, повадки-сообщение учащихся. Воробей- герой произведений. Интересные факты. Составление синквейна. 8. Сорока-белобока 1ч Загадки. Считалки. Сказки о сороке. Работа в группах: внешний вид,повадки.Конкурс рисунков. 9. Птичка-синичка 1ч Презентация. Фотоальбом. Лакомства синиц. Интересные факты о синицах.Синквейн. 10. Пернатый доктор. 1ч. Работа в парах«Верные и неверные утверждения».Сообщенияучащихся.Обсуждение произведений о дятле. Жизнь зверей 11. Колючая семейка 1ч Интересные факты о ежах. Внешний вид, питание. Обсуждение в группах: способы защиты ежей. Правила поведения в лесу. Синквейн. 12. Белка-хлопотунья 1ч Внешний вид, повадки. Сообщение и обсуждение в группах:как зимует белочка? Составление кластеров. 13. О лисичке-сестричке 1ч Сказки, загадки,стихи о лисе. Внешний вид,повадки. Презентация. Синквейн. 14. Беляк и русак 1ч Обсуждение в группах:как зимует беляк. Питание. Зайчиха и детеныши. Тонкие и толстые вопросы. Конкурс рисунков. 15. Серый хищник 1ч Презентация.Игра «Верите ли вы?» Повадки волка-работа в группах. Синквейн. 16. Косолапый великан 1ч Фотоконкурс «Мишка-игрушка». Блиц-турнир о медведях. Работа в группах : медведица-мать. Синквейн. 17. Как зимуют звери. 1ч Проблемный вопрос: как зимуют звери. Работа в группах-составление эссе. 18. Домашние питомцы 1ч Презентация «Питомцы нашего класса». Сообщение учащихся. Обсуждение в группах правила ухода.Синквейн. 19. А если нет хозяина? Проблема бездомных животных. 1ч «Мозговой штурм» -бездомные животные. Статистика по городу. Как помочь-обсуждение в группах. Презентация. Растительный мир 20 Этажи леса 1ч Работа в группах «Хочу знать», кроссворды, загадки. Конкурс на лучший гербарий. Синквейн. 21. Листопадные и вечнозеленые деревья. 1ч Игра «Узнай дерево»,составление коллажа. Работа в группах описание дерева. Экскурсия в парк. 22. О чем шумят деревья? 1ч Обсуждение в парах: как сохранить лес.Презентация. Вопросыэкологии. Создание памяток. 23. Растения-лекари. 1ч Кроссворд. Таблица «Знаю,хочу знать, узнал».Конкурсы в группах: описание, лечебные свойства, места произрастания. Памятка «Правила сбора лекарственных растений» 24. Сад на подоконнике. 1ч Польза комнатных растений- обсуждение в группах. Практическая работа: озеленение класса. Уход за растениями. Составление кластера. Неживая природа 25. Три состояния воды 1ч Интересные факты о воде. Проблемы экологии и экономии воды. Составление синквейна. 26. Везде ли есть воздух? 1ч Блиц-турнир .Составление коллажа. «Мозговой штурм» обсуждение в группах вопросов защиты воздуха от загрязнений. 27. Что мы знаем о погоде? 1ч Что рассказывают синоптики. Сообщение учащихся. Кроссворд(работа в парах). Составление синквейна. 28. Осадки 1ч Работа с календарем погоды. Сообщения об осадках. Загадки о явлениях природы. 29. Радуга- разноцветное чудо. 1ч Фотоконкурс. Интересные факты. Таблица «Знаю,хочу знать, узнал». Работа с энциклопедией. 30. Реки и озера Казахстана 1ч Презентация. Прием «Верные и неверные утверждения». Интересные факты о озерах Казахстана. Легенды. Создание тематического стенда. 31. По страницам Красной книги Казахстана 1ч Знакомство с Красной книгой.Работа в группах: редкие растения и животные Казахстана . Составление синквейна. 32. Заповедники Казахстана 1ч Просмотр фильма о природе Казахстана. Прием тонких и толстых вопросов. Составление кластера. 33 «В каком мире ты хочешь жить?» Дискуссия 1ч Прием «Тонкие и толстые вопросы»-работа в парах. Вопросы охраны природы-дискуссия. 34 Итоговое занятие. Фотовыставка. 1ч Фотовыставка. Прием «Верные и неверные утверждения» Правила поведения в природе. Источник: http://Негробов О.П., Черненко Ю.И. Определитель семейств насекомых. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. — 184 с. Плешаков А.А. Велик | |
Просмотров: 2260 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|