Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода В начальной школе индивидуальные различия детей особенно заметны. Одни дети активные, подвижные, быстро выполняют задания; другие дети более спокойные, усидчивые, третьи требуют повышенного внимания со стороны учителя в процессе обучения. В своей работе я стараюсь сочетать различные формы работы: где индивидуальный и дифференцированный подходы наиболее эффективны для разностороннего развития личности детей. Дифференцированный подход дает возможность детям проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в себя. В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей, поэтому они не могут одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Систематическое же применение разных форм дифференциации позволит учащимся чувствовать себя комфортно на уроке, получая развитие, повысить интерес к учению, позволит справиться с решением учебных задач всем учащимся. Основная идея индивидуального подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания. Обучение, построенное на основе ситемно - деятельностного подхода, опирается на теорию учебной деятельности, а значит, включает в себя мотив, проблемную ситуацию, учебную задачу и учебные действия. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Во всех системах и учебно - методических комплектах, будь это система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство». Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться». Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Именно в действии порождается знание. Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее, современнее: тот, который построен по одному общему сценарию, или урок с гибкой структурой?» Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета. Поэтому хороший современный урок – это урок, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется- чему способствуют индивидуальный и дифференцированный подходы. Одаренные учащиеся. В каждом классе выделяется группа детей, которая обладает сильным интеллектуальным потенциалом. Это учащиеся с ярко выраженными умственными способностями, широкими позновательными интересами, любознательностью, высокой мотивацией учебной деятельности . У таких учащихся хорошо развиты воображение, внимание, память, творческие способности.У них наблюдается ненасыщаемость интеллектуальной деятельностью, желание знать много. Однако такие ребята имеют свои трудности личностного развития. Это и высокая самооценка, и трудности общения с другими детьми, и одиночество в детском коллективе т.д. В работе с одаренными учащимися педагог должен помнить о необходимости особого внимания к личности таких учащихся. При работе с одаренными детьми классный руководитель должен руководствоваться следующими правилами: - общаться с учащимися на равных; - постоянно удовлетворять желание деятельности со стороны учащихся; - создавать атмосферу творчества, поиска, интеллектуальной загруженности; - индивидцуально работать с одаренными учащимися при приодолении проблем общения с учащимися класса; - использовать различные методы поощрения интеллектуальных усилий и личностных качеств учащихся в той или иной ситуации; - проводить мероприятия, направленные на разностороннее развитие личности уч-ся; - формировать навыки самовоспитания, самоутверждения и самоконтроля; - формировать нравственные качества личности у одаренных детей. | |
Просмотров: 849 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|