Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Рефлексивный отчёт о проведённой серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение. Учителя начальных классов Тайыншинского района Яснополянской средней школы Филатовой Татьяны Васильевны. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Учительский труд очень важен и очень сложен. Главную сложность я вижу, в том, чтобы найти подход к каждому ученику, увидеть и создать условия для формирования индивидуальных ученических способностей. Вспоминаю одну из «педагогических заповедей»: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. В наше время новых педагогических технологий мы не должны останавливаться на устоявшихся методах и формах обучения и воспитания. Педагогическая деятельность – это огромное пространство для разнообразных инновационных способов работы. Не нужно бояться сменить свои педагогические устои, нужно меняться, уметь найти и использовать в своей практике новые технологии с опорой на положительный результат, на улучшение знаний учащихся. Именно поэтому я пошла на курсы по третьему (базовому) уровню. Свою практику я проходила в Яснополянской средней школе, во 2 классе. По литературному чтению я провела серию последовательных уроков. Темы уроков: Поэтическая страничка Корчагина «Лето», Трутнева «Лето», Маршак «Дождь», Жанаев «Дождик», М.Горький. «Воробьишко»", Н.Сладков «Бегство цветов». На всех четырёх уроках применила семь модулей программы: 1. Новые подходы в преподавании и обучении. 2. Обучение критическому мышлению. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. 4. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании. 5. Обучение талантливых и одаренных детей. 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. 7. Управление и лидерство в обучении. Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом об¬щения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются рав¬ноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и ис¬пытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. (Руководство для учителя с.145). Осмыслив это утверждение, применив на своих уроках разные виды бесед: беседы- дебаты, кумулятивную беседу, беседу исследование я действительно убедилась в этом. И ученики, и учитель ведут диалог на равных, высказывают свои мысли. Конечно, без трудностей здесь не обошлось, особенно трудным было вовлечь всех ребят в диалог, особенно тех, кто на уроках привык отсиживаться, ждать пока кто-то что-то скажет и за ним можно будет повторить. Да и ответы на вопросы очень часто можно было услышать односложные, сухие. Размышляя над возникшей проблемой, поневоле начинаешь задумываться, а всё ли я делаю правильно? Не упустила ли чего? Что нужно предпринять, чтобы найти выход из создавшейся ситуации? При вовлечении в диалог ученики учатся размышлять вслух: выдвигают версии, пытаются рассуждать. Но в силу своего возраста и его особенностей часто ждут поддержки со стороны учителя. Главным для себя из данного приёма взяла то, что действительно важно применять разные виды бесед, включать диалог на все уроки, ведь именно благодаря этому дети научаться размышлять, доказывать, рассуждать. А в процессе рассуждения будет развиваться речь, критическое мышление детей. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и син¬тезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к ор-ганизованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. ( Руководство для учителя с.154) Для внедрения следующего модуля «Обучение критическому мышлению» я на уроках использовала следующие приёмы: приём прогнозирования темы и цели урока, «Мозговой штурм», «Кубик», в постановке тонких и толстых вопросов, приём шести шляп, составлении и защите кластеров «Одуванчик, - какой он?», «Признаки лета», «Воробьишко», ментальной карты «Лето». Данный модуль мне показался очень интересным, ведь до прохождения курсов я даже и не задумывалась о том, что этому необходимо уделять столько внимания. Но после ознакомления с огромным количеством приёмов развития критического мышления заинтересовалась, а какие из них можно применять на уроках в начальной школе? Что наиболее приемлемо для моих учеников? Оказалось, что на разных уроках можно использовать такое количество приёмов, которые помогают активизировать познавательный интерес учащихся. Детям нравится, когда на уроке используются такие приёмы. С огромным интересом они включаются в учебный процесс. Конечно слабые ученики, не смогут сразу показать хорошие результаты, но уже сейчас я ясно вижу, что развивать критическое мышление важно и нужно. Для себя на будущее я поставила цель, во время летних каникул прочитать больше литературы, знакомящей с разнообразными приёмами, позволяющими развить критическое мышление не только учеников, но и моё. Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на си¬стематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем об¬учении. (Руководство для учителя с. 161) При внедрении модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» я использовала и формативное и суммативное оценивание. С данными формулировками впервые я познакомилась именно на курсах. Конечно, я и до этого раздавала на уроках ребятам разнообразные звёздочки и смайлики, а сейчас я ещё раз убедилась в том насколько важно для детей, чтобы их ответы были оценены. С каким интересом они работали, чтобы получить ещё одну наклейку. Оживились даже слабые и неактивные ребята. Понятно, что не все ответы были верными, полными, но уже, то, что ученики пытаются выразить свою мысль, меня очень порадовало. А как интересно было наблюдать за тем, как ученики оценивали работу других ребят, ставили оценки и баллы за свою работу. Но чтобы оценивание было объективным, перед началом уроков необходимо было с ребятами выработать критерии оценивания, а иногда даже по нескольку раз за урок обращать внимание учеников на данные критерии. Критерии оценивания лежали в распечатанном виде на всех партах. Для дальнейшей своей работы вынесла следующее: каждая работа должна быть оценена. Не нужно скупиться на добрые слова, поддерживающих учеников в их начинаниях. Ведь именно на этом и будет построен мост от ученика к учителю, от учителя к ученику, от ученика к ученику. ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, очень важно, чтобы учителя тща¬тельно обдумывали использование ИКТ в преподавании. Представленная в настоящем разделе информа¬ция может оказать помощь учителям по использованию новых цифровых технологий в целях совершен-ствования обучения, использования научных достижений в процессе преподавания и обучения. (Руководство для учителя с. 166) Конечно, каждый из нас не представляет себе как же можно обойтись без компьютера, интернета и других благ цивилизации, при подготовке к уроку. Ведь как много интересной и подчас необходимой информации можно найти именно в интернете. При использовании ИКТ ученики самостоятельно принимают решение о том, что им необходимо знать и что помнить. Они могут найти нужную им для урока информацию. Конечно, всё это более доступно для детей среднего и старшего возраста, для своих же ребят я тоже старалась подобрать такие приёмы, которые заинтересуют именно их. В серии последовательных уроков по литературному чтению использовала разнообразные презентации. Ведь увидеть красоту летнего луга, порхающих над прекрасными цветами бабочек можно именно таким образом. Без интерактивной доски представить наши уроки сейчас сложно. А насколько было детям интересно услышать раскаты грома, услышать шум дождя. На их лицах был неподдельный интерес, в глазах любопытство. Слушая звуки лета, дети пытались догадаться, о чём же они сегодня прочитают. А как они старались доказать друг другу свою правоту. Для себя я решила, что именно в такие моменты понимаешь насколько важно не самой поставить перед ребятами цель, а дать им эту возможность. Учитывая возрастные особенности учеников, не забыла о том, что в этом возрасте дети очень любят смотреть мультипликационные фильмы. Поэтому на третьем уроке показала им мультфильм по одноимённой сказке Максима Горького «Воробьишко». Но чтобы усложнить задание решила поставить перед ними задачу провести исследование и определить жанр произведения. А после просмотра, работая в парах, ученики доказывали своему напарнику свою точку зрения. Проблемы были в том, что некоторые ребята забыли или вообще не смогли назвать отличительные характеристики каждого жанра. Значит, при организации подобной работы в дальнейшей своей практике буду повторять их, чтобы не возникали подобные проблемы. И конечно буду всегда использовать на своих уроках разные музыкальные физминутки. На собственном опыте после прохождения курсов почувствовала, как хорошо продолжать работу после разминки. А детям младшего школьного возраста необходимо отдыхать и чаще менять виды деятельности. Этому очень способствует использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании. Для себя пришла к выводу: совершенствовать преподавание предмета посредством новых технологий, использовать возможности Интернета для расширения кругозора, изучать и применять новые виды ИКТ. Все учителя на своих уроках стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы. (Руководство для учителя стр. 190) Выявление одаренных и талантливых детей это всего лишь план, написанный, но не реализованный до конца. Чаще одаренными считаются дети, которые в начальных классах являются отличниками в учебе. Часто дети, отлично успевающие в учёбе привыкают работать только по хорошо написанной инструкции учителя. Но в реальной жизни, после школы рядом такого человека может и не оказаться. Что же тогда нужно предпринять, чтобы дети могли справляться с трудностями, находить выход из сложных ситуаций? Подумав, я пришла к выводу, что нужно дать ученику возможность учиться самому, дать ему понятие о самообразовании и мотивировать учащихся на успех в жизни. Ведь это выход из сложной ситуации. Но каждый раз учитель продолжает многое делать за ученика, тем самым мешая ему раскрыться. Но при этом, не помогая ему, не направляя его, а боясь поставить ему плохую оценку, так как может понизиться процент качества в классе. Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция либо серьезная психологическая подготовка. При подготовке к урокам много задумывалась над тем, а как правильно построить работу с одаренными детьми? Для выявления одаренности и способностей учащихся я использовала дифференцированные домашние задания трех уровней сложности. Задания на выявление способностей учащихся по предмету литературное чтение были дифференцированные в течение нескольких уроков, творческие задания, оценивание презентации, работа в группе помогли мне определить следующие качества в учащихся: лидерство ученика в классе и лидерство учеников в группах, творческие способности учащихся. В серии уроков проведенных мной я старалась создавать соответствующую развивающую образовательную среду в классном коллективе. Как сказал А. Бебель: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком» Считаю если продолжать работать дальше по данной программе, внедряя все семь модулей результат, несомненно, будет, но перед этим каждый учитель предметник должен эту программу понять для себя, чтобы научить этому детей. Мне очень нравятся слова А. Бебеля: « Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться». А помочь развиться ребёнку может именно учитель в сотрудничестве с родителями. Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» проходит красной нитью через все модули программы. Ведь если не учитывать возрастные особенности учеников, то просто невозможно будет объективно подойти к выбору заданий и упражнений, оценить знания и умения учащихся. При разработке плана уроков необходимо помнить о возрастных особенностях детей. Стараться проводить на уроках бодрячки и физминутки. Выбирать такие задания, которые будут помогать учащимся, развить свои знания. Думаю, что в своей педагогической деятельности буду применять этот модуль и в дальнейшем. «Искусству быть лидером нельзя научить, ему можно только научиться», эти слова Гарольда Дженин очень подходят к определению модуля “Управление и лидерство в обучении”. Ведь лидером может быть учитель как лидер совершенствования преподавания учебного процесса и ученик как лидер обучения предмета. Лидерские качества при работе на уроке ученики проявляли в защите свои проектов, работе в группах, в парах, когда сильные учащиеся лидеры помогали разобраться с трудными заданиями слабым учащимся. При продумывании своих уроков старалась уделить время созданию благоприятной атмосферы в группе, в классе; организовать самостоятельную работу в группе, в паре; дать возможность высказывать свою точку зрения. Обдумав, поведённые уроки я поняла, что сумела со своими учениками добиться положительных результатов. Конечно, до конечного результата очень далеко, но начало заложено, и останавливаться, на достигнутом, ни в коем случае нельзя. После прохождения трёхмесячных курсов, применяя в период практики идеи Программы, я для себя решила, что в дальнейшей моей педагогической деятельности уроки уже не будут прежними. Внедрение семи модулей Программы в период практики в школе – это только начало сложного и долгого пути, начало усовершенствований и внедрения новых идей. | |
Просмотров: 1036 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|