Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Урок по предмету «Познание мира» в 1 классе Тема: "Осень " ЦЕЛИ УРОКА: 1. Знакомство с основными признаками осенних изменений в живой и неживой природе. 2. Задачи 1. Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями в природе; расширить знания детей о причинах изменений осенью в живой и неживой природе. систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах. 2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. 3. Воспитывать наблюдательность и умение слушать ОБОРУДОВАНИЕ: а) индивидуальные карточки с изображением предметов живой и неживой природы; карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето; в) иллюстрации с картинками осенней природы, листопада; г) иллюстрации лисы, зайца, медведя, ежа, белки, вороны, синицы, воробья, ласточки, журавля ; ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. У детей на партах рисунки: тюльпан, солнце, дерево, облако, звезда, туча, куст, водопад, луна, снег, яблоко, девочка, мальчик, камень, оса, сосулька, рыба, птица.) - Сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы или слова неживой природы; а теперь сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы живой природы. Выборочное объяснение: почему сели первыми, вторыми. 2. Актуализация знаний. Беседа. - Какие времена года вы знаете? ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО - Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе. Назвать месяцы по временам года. 3. Совместное открытие нового. 1) Вступительная беседа. (На доске картинки трех осенних месяцев) - Рассмотрите эти рисунки. Назовите тему, которая объединяет все рисунки. (Осень). - Чем они отличаются? - Расположите рисунки в соответствии с периодами осени. Каким осенним месяцам они соответствуют? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Пожелтел наш сад вишневый, И на южный край земли Собираются журавли Распахнулись двери школ Что за месяц к нам пришел? /Сентябрь/ (показываю на рисунок и называю месяц «Золотая осень») Все мрачней лицо природы, Почернели огороды. Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? /Октябрь/ (называю месяц «Середина осени» и показываю рисунок) Поле черно-белым стало Падает то дождь, то снег. Вот уж лед на глади рек Мерзнет в поле озимь ржи Что за месяц подскажи? /Ноябрь/ (называю месяц «Предзимье») - Как изменяется неживая природа по месяцам: (Учащиеся дают характеристику каждому признаку) Солнце (положение над горизонтом). Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче. Температура воздуха (тепло, прохладно, холодно). Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок. Состояние неба (ясное, облачное, пасмурное). Небо все чаще затягивают облака и тучи. Осадки (дождь, дождь со снегом, мокрый снег, снег). Дожди становятся холоднее, затяжнее и начинает пролетать снег. Вывод: В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании) - Проводя наблюдения за погодой, мы говорим о неживой природе. Вспомним признаки осени в неживой природе и подумаем, как эти изменения повлияли на живую природу. - В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание) Физминутка Ветер по лесу летал. (Плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал: Вот дубовый, вот кленовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Мы с вами поговорили об изменениях в неживой природе, которым служит похолодание. А какие изменения происходят в живой природе: в жизни растений, птиц, зверей с наступлением осени? 5) Все изменения в неживой природе – причина изменения в жизни растений. Растения: - С наступлением осени многие травы, рассеяв семена, погибают. У некоторых из них погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям. У деревьев и кустарников опали листья, но сохранилась наземная часть и корни. Многие деревья и кустарники рассеяли свои семена, дуб – желуди, клен – крылатки. Из семян вырастут молодые деревца – жизнь продолжается. 6) Похолодание и жизнь животных. 5. Подготовка зверей к зиме. - Осенью звери тоже готовятся к зиме. Как готовятся к зиме заяц? Белка? Лиса? (Заяц меняет серую шубку на белую, белка рыжую шубку на серую, лиса надела теплую рыжую шубку. Белка сложила в дупло орехи, шишки, желуди, повесила на ветки деревьев грибы.) - Что делают еж и медведь осенью? (Еж натаскал в нору листья, мох. Медведь нагреб в берлогу листья, мох, мелкие ветки, Они всю зиму будут спать.) Как готовится к зиме мышка – полевка? (Вырыла в стогу нору и каждую ночь ворует зерно. Зимой будет спать только в сильные морозы.) - Молодцы, знаете, как звери готовятся к зиме, и получаете по жетону. Зимующие и перелетные птицы. - А сейчас мы поговорим о птицах. - Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные.) - Птицы перепутались и не знают, кому надо лететь на юг, а кому остаться. Помогите птицам. Вы выбираете перелетных птиц, а вы – зимующих. ( Зимующие: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, сова, дятел, снегирь. Перелетные: жаворонок, скворец, ласточка, грач, цапля, утка, лебедь, журавль, кукушка.) (Ребята выбирают птиц.) Птицы вам очень благодарны. Перелетные птицы могут спокойно лететь на юг. - Почему птицы улетают на юг? ( Потому что зимой холодно, мороз, нет корма: насекомых, зерна, семян.) - Почему не все птицы улетают? (Они не боятся холода, питаются семенами ели, сосновой хвоей, почками, ольховыми сережками.) - Как можно помочь птицам? (Кормить их. Делать кормушки.) - Вы будете им помогать? - Они найдут корм и пищу у жилья. - Остаются: воробьи, синицы, голуби, галки, вороны. - О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах. 4. Закрепление: Работа в группах (возможна работа учеников у доски – выбирают по 2 ученика) составление коллажа картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”, “Золотая осень”. (Дети выбирают и наклеивают на лист картинки с с соответствующим периодом осени) По окончании картины предъявляются классу и еще раз вспоминаются признаки каждого периода осени.) 5. Для остальных детей: О каких признаках осени говорится в этих стихотворениях? А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», К.Д.Бальмонта «Осень». Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветках благовонья. Скоро осень проснется И заплачет спросонья. Работа с народными поговорками. -О погоде осенью существуют народные поговорки: 1. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся. 2. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. Как вы их понимает? 5. Итог: Игра: хлопать если относится к осени: Солнце встает позже? Становится теплее? Начинается листопад? Дни становятся короче? Зацветаю деревья? Прилетают птицы? Первый снег? Звери надевают теплую шубу? Идут холодные дожди? Меняется окраска листьев? - Вспомните, что важного узнали на уроке. (Повторить основ. признаки осени, вспомнить о роли похолодания) 6. Дом. задание: Нарисуйте рисунок на тему “Осень”. Постарайтесь на нем изобразить основные признаки осени. | |
Просмотров: 701 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|