Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Русский язык . 4 класс. Тема урока. Лексика. Цели урока: повторить изученное по теме « Лексика». Задачи: образовательные: повторить материал по теме «Лексика»; знать определение понятий лексика, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; виды толковых словарей: расширить представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка. Развивающие: продолжить формировать умения и навыки самостоятельной работы со словарями; находить главное в изучаемом материале; логически излагать свои мысли; развитие познавательного интереса, правильной речи, внимания, логики мышления. Воспитательные: воспитание коллективизма; ответственное отношение к выполнению полученного задания. Тип урока: актуализация знаний и умений ( урок повторения). Оборудование урока: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы; распечатанные тексты для анализа. Ход урока. 1.Организационный момент. Приветствие. Прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем. Оформление тетради (число, классная работа). Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою - Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь. За работу я возьмусь. Чистописание - Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами. - Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч) - А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр) - Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр. - Продолжите строку, соблюдая закономерность. Охарактеризуйте звук [Ч] и звук [Р]. 2. Актуализация опорных знаний - Ребята, отгадайте загадку. «Крыльев нет, А быстро летаю, Сам меня выпустишь — Да потом не поймаешь». Да это слово. И говорить мы сегодня будем о словах. Что такое слово? (Основная единица языка.) А какой раздел курса русского языка изучает словарный состав? Какую роль играют слова в нашем языке? Итак, сегодня мы с вами вспомним и повторим всё, что изучили в теме «Лексика». 3. Сообщение темы урока. 4.Фронтальный опрос «Закончи предложение». 1. Словарный состав языка образуется из … (слов) 2. Лексическое значение слова разъясняется в … (толковых словарях) 3. Слово имеет не только …, но и грамматическое значение. (лексическое) 4. Однозначными называют слова, имеющие … (одно и то лексическое значение) 5. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … (многозначными) 6. Многозначные слова называют … (разные предметы, признаки, в чем-либо сходные между собой) 7. Перенос названия происходит, если у предметов есть… (какое-либо сходство) 8. Слово с переносным значением в художественном произведении используется как … (выразительное средство) 9. Архаизмы – это… (устаревшие слова). 10. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику) … (лексикология). 11. Лексикон - это… (запас слов какого-то одного человека). 12. Слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению … (омонимы) 13. Неологизмы – это … (новые слова). 14. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению - … (синонимы) 15. Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие …, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. (одно и то же) 16. Антонимы – это слова одной и той же части речи с … (противоположенным лексическим значением) 5. Работа с текстом Нет ничего краше зимне…о леса! Идеш… по сказоч?ному лесу и боиш?ся задеть хру…кие изваяния невидимого скульптора. Вот на пригорк… склонились елочки в бел…снежных х…латах а м…л…дые сосенки демонстрируют св…и пышные головные уборы. В центр… п…ляны застыла одинокая с…сна она обр…ла привлекательность. 1. Озаглавьте текст. 2. Определите его основную мысль. 3. К какому типу речи он относится? 4. Найдите слова, лексическое значение которых вам непонятно. 5. Что такое синонимы? Выпишите слова, подчеркнутые красным цветом, в тетрадь и подберите к ним синонимы. 6. Что такое антонимы? Выпишите в тетрадь слова, подчеркнутые зеленым цветом, подберите к ним антонимы. 7. Что такое омонимы? Чем отличаются от них многозначные слова? 8. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль в тексте? 9. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте. (в это время один ученик строит схемы сложных предложений на доске). Физкультминутка. Поднимайте плечики Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.) По дороге Петя шел По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.) Он горошину нашел, (Упор присев, встать.) А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.) Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.) Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.) Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.) 6.Найдите слова, использованные в переносном значении. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной берёзе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. ( А.Громова). упр. № 340 - комментированное письмо. Упр. 342 - устно 7. Развитие быстроты и внимания Игра “Похлопаем в ладоши при многозначном выражении”: • Горячее сердце • Холодный ветер • Тяжёлый характер • Золотое кольцо • Волчий хвост • Седая голова • Вершина горы • Чёрные мысли • Железный гвоздь • Потерять голову • Медвежья услуга • Вершина славы • Часы спешат • Тёплый взгляд • Дождь уснул • Медвежья шкура • Тонкий голос • Жемчужный иней 8. Домашнее задание. Стр. 139. Упр. 344 9.Подведение итогов урока: - Ребята, мы сегодня хорошо поработали, вспомнили, обобщили изученное о лексике. Какие слова мы знаем? Где чаще всего встречаются такие слова? Молодцы, все работали замечательно. 10.Рефлексия Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились? | |
Просмотров: 2186 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|