Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Развитие речи на общеобразовательных уроках в коррекционном классе начальной школы
Развитие речи на общеобразовательных уроках в коррекционном классе начальной школы.
Фокина Т. Л. В своей статье «Развитие речи на уроках в начальной школе» говорила: «Развитие речи — одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей — значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей».
На уроках русского языка, литературного чтения и математики ежедневно проходит работа над развитием речи учащихся. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды деформированных текстов, упражнения со словом и словосочетанием, пересказы, работа с перфокартами, работа с числовым рядом. Так же неотъемлемой частью развития речи является работа с дидактическим и раздаточным материалом и упражнения на развитие мелкой моторики.
Каждый урок русского языка и литературного чтения начинается с проговаривания чистоговорки или скороговорки. Это упражнение способствует активизации речи детей. Все речевые разминки подобраны в соответствии с речевыми возможностями учащихся.
Перед тем, как приступить к письменным работам ребятам предлагается выполнить пальчиковую гимнастику. Для того чтобы учащиеся осознано и правильно проговаривали слова а так же правильно выполняли движения был разработан комплекс пальчиковых гимнастик на год. Таким образом, ребята заучивают одну гимнастику в неделю. В начале недели я знакомлю учащихся с текстом гимнастики, и к концу недели ребята с легкостью самостоятельно проговаривают рифмованный текст и выполняют соответствующие движения. Для пальчиковой гимнастики используются различные атрибуты: крупная фасоль, карандаш с шестью гранями, круглая ручка и другие подручные предметы.
Минутка чистописания, как на уроках русского языка, так и на уроках математики необходима учащимся не только для запоминания правильного написания элементов букв и цифр, но и для развития речи. Так как при написании цифр или букв я требую от учащихся правильного проговаривания написанного.
Еще одной необходимой частью в работе над развитием речи на уроках русского языка я считаю работу со словарными словами или картинный диктант. Данный вид работы не только обогащает и активизирует словарный запас учащихся, но и помогает детям свободно, точно и четко высказывать свои мысли в устной и письменной форме. Так же работа со словарем заключается не только в написании и проговаривании слов. Задания со словами могут быть разными, в соответствии с темой урока: составить словосочетание, подобрать однокоренные слова, разобрать слово по составу, подобрать антонимы или синонимы и др.
Еще одним необходимым помощником на каждом уроке русского языка и математики является дидактический и раздаточный материал, а так же различные схемы которые помогут учащимся с легкостью составить предложение по русскому языку (схема членов предложения), разобрать слово (схемы для раздела «Состав слова»). Выучить правило и разобраться в алгоритме действий так же поможет схема. Построенная таким образом работа позволяет детям не только совершенствовать речь, но и развивает логическое мышление младших школьников.
В соответствии с темой урока русского языка или литературного чтения можно подобрать задание с деформированным текстом или словами – перевертышами (молоко – околом).
Заинтересовывает ребят и работа с пословицами на уроках литературного чтения. К.Д. Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями…Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда…есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам». При работе с пословицей ребята обогащают свою речь, делая ее более правильной и грамотной. Работа с пословицей происходит перед прочтением текста. Я непременно задаю ученикам вопрос «В чем смысл данной пословицы?». Разобрав смысл пословицы ребята смогут высказать свои предположения, ответив на вопрос «Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?». Прочитав текст, я продолжаю работу с пословицей, и тогда ученики могут в полной мере дать ответ на вопрос «Действительно ли смысл прочитанного произведения соответствует нашей пословице?». Таким образом, систематическая работа над смыслом пословиц, используя различные способы их анализа, позволяет развивать и обогащать речь, мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, повысить уровень усвоения материала по теме.
Так же для детей с нарушением речи сложно передать голосом интонацию и выразительно прочитать стихотворение. Поэтому проводится работа по прочтению коротких диалогов или стихотворений, где я стараюсь добиться от учащихся грамотного прочтения с соблюдением всех интонационных норм (вопросительное предложение, восклицательное предложение, интонационные паузы).
Подводя итог, можно сделать вывод: работу над развитием речи необходимо проводить не только на коррекционных уроках, но и систематически на всех общеобразовательных уроках. Только так можно добиться от учащихся правильной, грамотной, красивой и четкой речи.
Категория: Начальная школа | Добавил: sokolova_dasha2010 (2016-11-03) E
Просмотров: 610 | Комментарии: 1 | Теги: Начальная школа, Класс коррекции | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 9:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru