Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 «А» классе, проведенный учителем Хацкевич М.М.

Тема: Признаки текста.

Цели: Расширить знания учеников о тексте и его признаках. Развивать умения определять основную мысль и тему текста, подбирать заголовок. Развивать внимание, мышление, речь учащихся. Воспитывать любовь к русскому языку и обогащать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: проектор, Рабочая тетрадь, таблицы, карточки с заданиями, иллюстрации яблони с яблоками.

Ход урока.

1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
На доске: словосочетание - слово – звук – предложение
Дети: звук – слово – словосочетание – предложение - ?
Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка.
Дети: звук – фонетика, слово – лексика, словосочетание, предложение – синтаксис.

3. Мотивация обучающихся и целеполагание.
Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?
Дети: Текст. Самая крупная единица языка.
Учитель: Но это ещё не всё, что нам необходимо знать о тексте, мы обязательно расширим свои познания, узнаем что – нибудь новое.
(Дети открывают тетради и записывают число, классная работа.)

4. Деятельность учащихся по усвоению новых первичных знаний и выработка новых умений.
Учитель: Изучая текст, ученые установили, что он имеет свои определенные законы, особенности. Давайте, вспомним, что делает текст текстом?
Ответы детей.
Учитель: Молодцы! Посмотрите, сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию, и определим, какими признаками он обладает? Подберите слова близкие по значению к этому слову.
(учитель показывает кусочек ткани и лист с напечатанным текстом).(слайд)
- Как вы думаете, что общего между этими двумя предметами? ( В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое. Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст.)
На слайде: Текст – от лат. textum –ткань, связь, соединение.

Тема урока «Признаки текста», а поможет нам с ними познакомиться дерево, под названием «текст», скажу вам по секрету – это яблонька и яркие яблочки.

Учитель: в начале проанализируем запись. (карточка у каждого ученика)
Поздней осенью близнецы Алуа и Асель гуляли в яблочном саду. Почти все листья с деревьев опали и шуршали под ногами. Долететь до Альфы Центавра можно было только космолете. В зоопарке жила ручная обезьянка. Девочки подошли к молодой яблоньке. Рядом с пожелтевшими листочками они увидели большое яблоко..
Учитель: Можно ли назвать эту запись текстом? Почему? Теперь возьмите желтый и зеленый карандаши и закрасьте предложения, близкие по теме.
- Что теперь можете сказать?
Дети: Понимаем о чем говорится в тексте. Все предложения связаны между собой.
Вывод: Что мы сейчас делали?( цветными карандашами искали предложения
, связанные по смыслу ). Значите, какой первый признак текста?
Дети: Предложения в тексте связаны между собой по смыслу.( дети берут одно цветное яблочко, пишут на нем 1 признак и прикрепляют его на свою яблоньку, учитель – на доске)
Учитель: Вспоминаем, что такое тема текста?
Дети: Это то, о чем говорится в тексте.
Учитель: О чем говорилось в тексте? Какова тема текста?
Вывод: Что мы сейчас делали? Искали предложения, близкие по теме. Кто сформулирует второй признак текста? (второе яблочко подписывают и крепят на яблоньку)
Учитель: Узнать третий признак текста нам поможет следующее задание.(Дети получают карточку с текстом). Прочитайте.
Это и вправду было, как в сказке кленовые листья повисли на нитях осенней паутины лес прощался с солнцем солнечные зайчики играли на опавших листьях
Учитель: Легко ли было читать эту запись? Почему? (нет знаков препинания, нет границ предложений). Скажите, что такое граница в тексте?
Дети: Граница – линия раздела между предложениями. Установить ее помогают знаки препинания.
Учитель: Представьте, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаши, поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно.

Самостоятельная работа.
Это и вправду было, как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. Солнечные зайчики играли на опавших листьях.

Учитель: Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (4). Прочитайте текст, который получился. Докажите, что это текст. Сверьте свой вариант с образцом на слайде. Спишите.

Вывод: Какой третий признак текста? Предложения в тексте имеют границы. (подписывают яблочко и прикрепляют его на яблоньку, учитель - на доске).
Учитель: Сколько признаков мы уже с вами знаем? (читают записи на своих яблочках)

Физминутка: Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает листву.
В стороны руки плавно помашем, птицы к югу спешат.
Как они мерзнут тоже покажем, ручки сложили вот так.

Учитель: 3 признака текста мы уже знаем , а вот, чтобы узнать 4 признак вы должны представить себе такую картину.(Лингвистическая сказка)
Жил – был Текст. Все предложения в нем строго знали свое место. Но однажды предложения так развеселились и стали играть в салочки. Осаленные предложения так и застыли на месте. Когда игра закончилась, Текст оказался непонятным. Как вы думаете почему?
Дети: Предложения перемешались, потеряли свое место.
Учитель: Как «оживить» текст, сделать снова его красивым и понятным?
Дети: Расположить предложения в нужном порядке.

На слайде текст. Ученики в карточках работают с текстом. Затем результаты сверяются со слайдом, на котором предложения располагаются в нужной последовательности. Текст «оживает»

№ Предложения
Вот старый дуб, остановилась белочка.
Много забот у белочки осенью.
Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
Скоро выпадет снег и наступит зима.
Скачет белка по веткам, несет три орешка.
Здесь в дупле дерева её домик.
Сыта будет белочка зимой.

Учитель: Каким будет 4 признак текста?
Дети: Последовательность предложений. (подписывают яблочко и крепят на яблоньку)
Учитель: Какого признака здесь нет?
Дети: Названия, заголовка
Учитель: Дайте название тексту. (Осенние заботы белочки). Какой же 5 признак ? (подписывают яблочко).

5. Развитие умений – применение знаний.

Учитель: Кто еще раз попробует назвать признаки текста? Где вы можете встретить тексты в жизни? ( в газетах, журналах, учебниках …..) ….и в нашей Рабочей тетради. Открываем стр.34. Прочитайте текст - миниатюру М. Пришвина «Осень». Дети проговаривают лексическое значение слова МИНИАТЮРА.
Учитель: Какие есть «подсказки», что это текст? (название). Приведите еще доказательства того, что перед вами текст.
Дети: предложения связаны по смыслу, есть начало, конец, + автор.
Учитель: Что можно предположить по названию?
Дети: О чем будет текст.
Учитель: О чем этот текст? Какова его тема?
Учитель: Сколько яблочек на нашей яблоньке? Кто может назвать все 5 признаков. А сейчас все закрыли, отодвинули – перед вами тест.

6. Проверка уровня освоенности новых знаний.

Проверим, как вы усвоили признаки текста. Перед вами таблица с 7 утверждениями – рядом с ними поставьте ДА / НЕТ.

Утверждения Ответы учеников
Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки
Да
Нет

Да

Нет

Да
Да

Да
Да
А теперь внимание на слайд. Перед вами ключи к ответам. Оцените себя сами, будьте внимательней. За этот текст каждый получит оценку.

7. Домашнее задание.
А теперь настало время узнать каким будет д/з. Открываем дневники (слайд с д/з). В упражнении надо из слов в каждом ряду составить предложения и записать. Подобрать заголовок к тексту. В Р.т. на стр.34 заполнить кластер «Яркие признаки текста», используя памятку. Давайте ее прочитаем. (дети читают «цепочкой» по одному).

8. Итог урока.
Что из написанного нами не упоминалось на уроке? Это цели следующего урока - об этом мы с вами поговорим завтра.
Категория: Начальная школа | Добавил: Мистерия (2016-11-07) | Автор: Хацкевич Марина Михайловна
Просмотров: 586 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 9:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru