Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Урок русского языка в 3 «А» классе, проведенный учителем Хацкевич М.М. Тема: Признаки текста. Цели: Расширить знания учеников о тексте и его признаках. Развивать умения определять основную мысль и тему текста, подбирать заголовок. Развивать внимание, мышление, речь учащихся. Воспитывать любовь к русскому языку и обогащать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: проектор, Рабочая тетрадь, таблицы, карточки с заданиями, иллюстрации яблони с яблоками. Ход урока. 1.Орг. момент. 2.Актуализация знаний учащихся. Учитель: Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор. На доске: словосочетание - слово – звук – предложение Дети: звук – слово – словосочетание – предложение - ? Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка. Дети: звук – фонетика, слово – лексика, словосочетание, предложение – синтаксис. 3. Мотивация обучающихся и целеполагание. Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке? Дети: Текст. Самая крупная единица языка. Учитель: Но это ещё не всё, что нам необходимо знать о тексте, мы обязательно расширим свои познания, узнаем что – нибудь новое. (Дети открывают тетради и записывают число, классная работа.) 4. Деятельность учащихся по усвоению новых первичных знаний и выработка новых умений. Учитель: Изучая текст, ученые установили, что он имеет свои определенные законы, особенности. Давайте, вспомним, что делает текст текстом? Ответы детей. Учитель: Молодцы! Посмотрите, сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию, и определим, какими признаками он обладает? Подберите слова близкие по значению к этому слову. (учитель показывает кусочек ткани и лист с напечатанным текстом).(слайд) - Как вы думаете, что общего между этими двумя предметами? ( В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое. Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст.) На слайде: Текст – от лат. textum –ткань, связь, соединение. Тема урока «Признаки текста», а поможет нам с ними познакомиться дерево, под названием «текст», скажу вам по секрету – это яблонька и яркие яблочки. Учитель: в начале проанализируем запись. (карточка у каждого ученика) Поздней осенью близнецы Алуа и Асель гуляли в яблочном саду. Почти все листья с деревьев опали и шуршали под ногами. Долететь до Альфы Центавра можно было только космолете. В зоопарке жила ручная обезьянка. Девочки подошли к молодой яблоньке. Рядом с пожелтевшими листочками они увидели большое яблоко.. Учитель: Можно ли назвать эту запись текстом? Почему? Теперь возьмите желтый и зеленый карандаши и закрасьте предложения, близкие по теме. - Что теперь можете сказать? Дети: Понимаем о чем говорится в тексте. Все предложения связаны между собой. Вывод: Что мы сейчас делали?( цветными карандашами искали предложения , связанные по смыслу ). Значите, какой первый признак текста? Дети: Предложения в тексте связаны между собой по смыслу.( дети берут одно цветное яблочко, пишут на нем 1 признак и прикрепляют его на свою яблоньку, учитель – на доске) Учитель: Вспоминаем, что такое тема текста? Дети: Это то, о чем говорится в тексте. Учитель: О чем говорилось в тексте? Какова тема текста? Вывод: Что мы сейчас делали? Искали предложения, близкие по теме. Кто сформулирует второй признак текста? (второе яблочко подписывают и крепят на яблоньку) Учитель: Узнать третий признак текста нам поможет следующее задание.(Дети получают карточку с текстом). Прочитайте. Это и вправду было, как в сказке кленовые листья повисли на нитях осенней паутины лес прощался с солнцем солнечные зайчики играли на опавших листьях Учитель: Легко ли было читать эту запись? Почему? (нет знаков препинания, нет границ предложений). Скажите, что такое граница в тексте? Дети: Граница – линия раздела между предложениями. Установить ее помогают знаки препинания. Учитель: Представьте, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаши, поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно. Самостоятельная работа. Это и вправду было, как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. Солнечные зайчики играли на опавших листьях. Учитель: Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (4). Прочитайте текст, который получился. Докажите, что это текст. Сверьте свой вариант с образцом на слайде. Спишите. Вывод: Какой третий признак текста? Предложения в тексте имеют границы. (подписывают яблочко и прикрепляют его на яблоньку, учитель - на доске). Учитель: Сколько признаков мы уже с вами знаем? (читают записи на своих яблочках) Физминутка: Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает листву. В стороны руки плавно помашем, птицы к югу спешат. Как они мерзнут тоже покажем, ручки сложили вот так. Учитель: 3 признака текста мы уже знаем , а вот, чтобы узнать 4 признак вы должны представить себе такую картину.(Лингвистическая сказка) Жил – был Текст. Все предложения в нем строго знали свое место. Но однажды предложения так развеселились и стали играть в салочки. Осаленные предложения так и застыли на месте. Когда игра закончилась, Текст оказался непонятным. Как вы думаете почему? Дети: Предложения перемешались, потеряли свое место. Учитель: Как «оживить» текст, сделать снова его красивым и понятным? Дети: Расположить предложения в нужном порядке. На слайде текст. Ученики в карточках работают с текстом. Затем результаты сверяются со слайдом, на котором предложения располагаются в нужной последовательности. Текст «оживает» № Предложения Вот старый дуб, остановилась белочка. Много забот у белочки осенью. Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. Скоро выпадет снег и наступит зима. Скачет белка по веткам, несет три орешка. Здесь в дупле дерева её домик. Сыта будет белочка зимой. Учитель: Каким будет 4 признак текста? Дети: Последовательность предложений. (подписывают яблочко и крепят на яблоньку) Учитель: Какого признака здесь нет? Дети: Названия, заголовка Учитель: Дайте название тексту. (Осенние заботы белочки). Какой же 5 признак ? (подписывают яблочко). 5. Развитие умений – применение знаний. Учитель: Кто еще раз попробует назвать признаки текста? Где вы можете встретить тексты в жизни? ( в газетах, журналах, учебниках …..) ….и в нашей Рабочей тетради. Открываем стр.34. Прочитайте текст - миниатюру М. Пришвина «Осень». Дети проговаривают лексическое значение слова МИНИАТЮРА. Учитель: Какие есть «подсказки», что это текст? (название). Приведите еще доказательства того, что перед вами текст. Дети: предложения связаны по смыслу, есть начало, конец, + автор. Учитель: Что можно предположить по названию? Дети: О чем будет текст. Учитель: О чем этот текст? Какова его тема? Учитель: Сколько яблочек на нашей яблоньке? Кто может назвать все 5 признаков. А сейчас все закрыли, отодвинули – перед вами тест. 6. Проверка уровня освоенности новых знаний. Проверим, как вы усвоили признаки текста. Перед вами таблица с 7 утверждениями – рядом с ними поставьте ДА / НЕТ. Утверждения Ответы учеников Текст состоит из предложений К тексту нельзя придумать заглавие Все предложения в тексте имеют границы Предложения в тексте не имеют определенной последовательности В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части Каждая часть текста записывается с красной строки Да Нет Да Нет Да Да Да Да А теперь внимание на слайд. Перед вами ключи к ответам. Оцените себя сами, будьте внимательней. За этот текст каждый получит оценку. 7. Домашнее задание. А теперь настало время узнать каким будет д/з. Открываем дневники (слайд с д/з). В упражнении надо из слов в каждом ряду составить предложения и записать. Подобрать заголовок к тексту. В Р.т. на стр.34 заполнить кластер «Яркие признаки текста», используя памятку. Давайте ее прочитаем. (дети читают «цепочкой» по одному). 8. Итог урока. Что из написанного нами не упоминалось на уроке? Это цели следующего урока - об этом мы с вами поговорим завтра. | |
Просмотров: 586 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|