Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Цели урока: • Образовательная :раскрыть образ Ильи Муромца, показать его справедливость, бескорыстие, стремление помочь своему народу; • Развивающая: развивать связную диалогическую речь учащихся, навыки сравнения, обобщения, умение аргументировать свое мнение, расширять словарный запас учащихся; • Воспитательная: воспитывать стремление помочь окружающим, доброту, бескорыстие. воспитывать у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам Родины; Оборудование: картины с изображением богатыря , карточки в форме булавы, презентация, музыка "Цветы - Богатырская сила". Ход урока 1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Подготовка к восприятию материала. Звук гуслей. Какой музыкальный инструмент сейчас звучал? Гусли Почему именно гусли звучат на этом уроке? (Мы читаем былины, а былины –это песни , сказания об исторических событиях . Былины исполнялись под музыку гуслей) Кто мне сможет сформулировать о чём будет наш урок. Мы поговорим о былинах. Дайте научное определение понятию былина. (это песня- сказание об исторических событиях) О чём и ком рассказывали былины? (о богатырях, о битвах за родную землю) Я предлагаю вам принять участие в богатырской разминке. 2. Вопросы по содержанию Давайте вспомним содержание былины (вопросы для проверки знания содержания былины). 1. Откуда выехал ранЫм –ранО Илья Муромец? (из Мурома.) 2. А что такое Муром?(город, или крепость все города на Руси были обнесены крепостной стеной) 3. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником? (У Чёрной грязи, у речки Смородины.)(эти речки реально существовали и находились в Киевской Руси и сейчас существуют ) 4. Илья Муромец поехал в Киев- град по прямоезжей дороге. А как попадали в Киев другие путешественники? Окольным путём. 5. Что значит окольным путём? (околица- означает круг) 6.Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.) 7. Кто такой воевода?(начальник войска в древней Руси) 8.Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник? («Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».) (это имя принадлежит татарскому народу) 9.Чем прикрывался князь Владимир от свиста разбойника? (Куньей шубонькой.)Шуба из меха куницы 10.Какое оружие использовал Илья Муромец в бою с Соловьём Разбойником? («Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый…»)Выберите орудие которое Илья использовал в бою с Соловьём –разбойником. 3 Игра «Богатырская разминка» Каждый ученик получает карточку в форме булавЫ. А почему карточка с изображением булавы?(это один из видов богатырского оружия) На одной стороне рисунок булавы, на второй – предложения. Необходимо подчеркнуть только верные утверждения. Затем проводится взаимопроверка.(обратите внимание на доске правильные ответы) 5 – за все правильные ответы 4 – если допущена одна ошибка 3- в остальных случаях • И-Былины – произведения устного народного творчества, героическая песня о подвигах русских богатырей (+) • Р-Богатырям победить врага помогают волшебные предметы.(-) • Т-В древности былины исполнялись под музыку балалайки.(-) • Л-В центре внимания былины – богатырь, его дела.(+) • Ь-В былинах много эпитетов, гипербол.(+) • М-Начинаются былины зачином «В некотором царстве…» (-) • Я-былины имеют стихотворную форму (+) Соберите слово , из букв , правильных ответов ИЛЬЯ О чём говорит вам это имя? Так звали богатыря, героя русских былин. Из какой былины мы узнали про Илью Муромца? Какую былину о нем мы читали? (Былину Илья Муромец и соловей- разбойник) 4.Физминутка. Встаньте, други мои, потянитеся (руки на пояс, к плечам, вверх), Во все четыре стороны поклонитеся (наклоны). Киньте палицу да за облачко (повороты вправо-влево с вытянутыми руками) На коне лихом прокатитеся (прыжки на месте). Сейчас мы подробно поговорим об образах в былине Илья Муромец и соловей-разбойник 5 Система образов . Познаем образ главного героя Ильи, через взаимоотношения с другими героями. Я предлагаю вам рассмотреть взаимоотношения Ильи с различными персонажами былины. Это поможет нам составить портрет Ильи. Илью в центр. Назовите других персонажей былины: сол раз,князь Владимир,мужики-черниговцы. Какую роль сыграли в судьбе Ильи странники?(они подняли его на ноги, с помощью воды, чтобы у Руси был защитник) А чтобы понять отношение Ильи к странникам для этого посмотрите отрывок. Как Илья относится к странникам? (он им благодарен,был послушен) Опишите отношение странников к отцу и матери.(подарили радость, здоровое дитя) Как относились мужики черниговские к Илье Муромцу (с уважением. За что его уважали?За силу за ум, за то что победил врага). Почему найдите доказательства в тексте А Илья как к ним относился? ( благодарил, но отказал) Прочитайте как об этом сказано в былине. Почему он не согласился (ему не нужна была слава, власть. У него было другое предназначение ему нужно было защитить землю Русскую, а н е править и властвовать) След персонаж нашей былины. Как Илья относился к соловью разбойнику? (как к врагу которого победил и был великодушен по отношению к нему,он показал свою силу ) Как соловей относился к Илье (с уважением, относился к нему как к победителю, подчинялся Илье) Докажите это. (Князю не подчинился) Найдите в тексте доказательства . Сильный мужественный великодушный (врагов не унижает )не стремится к власти почету и славе его главная задача защитить родной народ и родную землю. Посмотрите на то, что мы сделали. Ребята что мы делали (карту взаимоотношений) А для чего мы это делали? (чтобы понять характер главного героя) 6. Итоги урока. -Так какими же качествами обладает Илья Муромец? (Бескорыстие, самоотверженная любовь к народу и родине, готовность встать на защиту всех бесправных, умение постоять за свое человеческое достоинство, способность подчинять личные чувства интересам народа и государства.) -Имеет ли наш герой какие-то волшебные предметы, помогающие ему победить? В чем же его сила? ( сила в чистой душе, вере в справедливость, он защищает страну)Как сказитель (народ)выразил свое отношение к богатырю? (восхищение его мужеством, народу необходим такой защитник) -Как вы считаете, во имя чего совершает Илья свои богатырские подвиги? За что он казнит Соловья Разбойника? (Илья мужественно сражается с Соловьем Разбойником, стремясь помочь своему народу. Злодея казнит за все беды, которые тот причинил простым людям: -Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих, Тебе полно-тко спущать –то сиротать да малых детушек! Былины создавались много веков назад(11в). Мы живём в 21 веке. Сколько лет живут былины? 10веков-1000 лет Но их до сих пор читают. И они вызывают интерес. Почему? Илья всю свою жизнь посвятил служению государству. У него не было ни семьи ни детей. Он жил во благо Родины. Поэтому доблесть, справедливость, бескорыстие во все времена ценились народом. Он и для нас пример высокой гражданственности, служению стране и народу. Кроме Ильи Муромца на Руси были другие богатыри о которых народ помнит. Кого вы знаете? 6. Домашнеее задание. Мы с вами на прошлом уроке знакомились с картиной Виктора Васнецова «Богатыри». Мы продолжим изучать былины. Дома вы прочитаете про Добрыню Никитича и Змея Горыныча уч. с. 35. | |
Просмотров: 2800 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|