Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок литературного чтения: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Цели урока:
• Образовательная :раскрыть образ Ильи Муромца, показать его справедливость, бескорыстие, стремление помочь своему народу;
• Развивающая: развивать связную диалогическую речь учащихся, навыки сравнения, обобщения, умение аргументировать свое мнение, расширять словарный запас учащихся;
• Воспитательная: воспитывать стремление помочь окружающим, доброту, бескорыстие. воспитывать у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам Родины;
Оборудование: картины с изображением богатыря , карточки в форме булавы, презентация, музыка "Цветы - Богатырская сила".

Ход урока
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Подготовка к восприятию материала.
Звук гуслей.
Какой музыкальный инструмент сейчас звучал? Гусли
Почему именно гусли звучат на этом уроке? (Мы читаем былины, а былины –это песни , сказания об исторических событиях . Былины исполнялись под музыку гуслей)
Кто мне сможет сформулировать о чём будет наш урок. Мы поговорим о былинах.
Дайте научное определение понятию былина. (это песня- сказание об исторических событиях)
О чём и ком рассказывали былины? (о богатырях, о битвах за родную землю)
Я предлагаю вам принять участие в богатырской разминке.
2. Вопросы по содержанию
Давайте вспомним содержание былины
(вопросы для проверки знания содержания былины).
1. Откуда выехал ранЫм –ранО Илья Муромец? (из Мурома.)
2. А что такое Муром?(город, или крепость все города на Руси были обнесены крепостной стеной)
3. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?
(У Чёрной грязи, у речки Смородины.)(эти речки реально существовали и находились в Киевской Руси и сейчас существуют )
4. Илья Муромец поехал в Киев- град по прямоезжей дороге. А как попадали в Киев другие путешественники? Окольным путём.
5. Что значит окольным путём? (околица- означает круг)
6.Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)
7. Кто такой воевода?(начальник войска в древней Руси)
8.Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник? («Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».)
(это имя принадлежит татарскому народу)
9.Чем прикрывался князь Владимир от свиста разбойника? (Куньей шубонькой.)Шуба из меха куницы
10.Какое оружие использовал Илья Муромец в бою с Соловьём Разбойником? («Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый…»)Выберите орудие которое Илья использовал в бою с Соловьём –разбойником.
3 Игра «Богатырская разминка»
Каждый ученик получает карточку в форме булавЫ. А почему карточка с изображением булавы?(это один из видов богатырского оружия)
На одной стороне рисунок булавы, на второй – предложения. Необходимо подчеркнуть только верные утверждения. Затем проводится взаимопроверка.(обратите внимание на доске правильные ответы) 5 – за все правильные ответы
4 – если допущена одна ошибка
3- в остальных случаях
• И-Былины – произведения устного народного творчества, героическая песня о подвигах русских богатырей (+)
• Р-Богатырям победить врага помогают волшебные предметы.(-)
• Т-В древности былины исполнялись под музыку балалайки.(-)
• Л-В центре внимания былины – богатырь, его дела.(+)
• Ь-В былинах много эпитетов, гипербол.(+)
• М-Начинаются былины зачином «В некотором царстве…» (-)
• Я-былины имеют стихотворную форму (+)
Соберите слово , из букв , правильных ответов ИЛЬЯ
О чём говорит вам это имя? Так звали богатыря, героя русских былин.
Из какой былины мы узнали про Илью Муромца? Какую былину о нем мы читали? (Былину Илья Муромец и соловей- разбойник)
4.Физминутка.
Встаньте, други мои, потянитеся (руки на пояс, к плечам, вверх),
Во все четыре стороны поклонитеся (наклоны).
Киньте палицу да за облачко (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
На коне лихом прокатитеся (прыжки на месте).
Сейчас мы подробно поговорим об образах в былине Илья Муромец и соловей-разбойник
5 Система образов .
Познаем образ главного героя Ильи, через взаимоотношения с другими героями. Я предлагаю вам рассмотреть взаимоотношения Ильи с различными персонажами былины. Это поможет нам составить портрет Ильи.
Илью в центр.
Назовите других персонажей былины: сол раз,князь Владимир,мужики-черниговцы.
Какую роль сыграли в судьбе Ильи странники?(они подняли его на ноги, с помощью воды, чтобы у Руси был защитник)
А чтобы понять отношение Ильи к странникам для этого посмотрите отрывок.
Как Илья относится к странникам? (он им благодарен,был послушен)
Опишите отношение странников к отцу и матери.(подарили радость, здоровое дитя)
Как относились мужики черниговские к Илье Муромцу (с уважением. За что его уважали?За силу за ум, за то что победил врага). Почему найдите доказательства в тексте
А Илья как к ним относился? ( благодарил, но отказал) Прочитайте как об этом сказано в былине. Почему он не согласился (ему не нужна была слава, власть. У него было другое предназначение ему нужно было защитить землю Русскую, а н е править и властвовать)
След персонаж нашей былины. Как Илья относился к соловью разбойнику? (как к врагу которого победил и был великодушен по отношению к нему,он показал свою силу )
Как соловей относился к Илье (с уважением, относился к нему как к победителю, подчинялся Илье)
Докажите это. (Князю не подчинился) Найдите в тексте доказательства .
Сильный мужественный великодушный (врагов не унижает )не стремится к власти почету и славе его главная задача защитить родной народ и родную землю.
Посмотрите на то, что мы сделали. Ребята что мы делали (карту взаимоотношений)
А для чего мы это делали? (чтобы понять характер главного героя)
6. Итоги урока.
-Так какими же качествами обладает Илья Муромец? (Бескорыстие, самоотверженная любовь к народу и родине, готовность встать на защиту всех бесправных, умение постоять за свое человеческое достоинство, способность подчинять личные чувства интересам народа и государства.)
-Имеет ли наш герой какие-то волшебные предметы, помогающие ему победить? В чем же его сила? ( сила в чистой душе, вере в справедливость, он защищает страну)Как сказитель (народ)выразил свое отношение к богатырю? (восхищение его мужеством, народу необходим такой защитник)
-Как вы считаете, во имя чего совершает Илья свои богатырские подвиги? За что он казнит Соловья Разбойника? (Илья мужественно сражается с Соловьем Разбойником, стремясь помочь своему народу. Злодея казнит за все беды, которые тот причинил простым людям:
-Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать –то сиротать да малых детушек!
Былины создавались много веков назад(11в). Мы живём в 21 веке. Сколько лет живут былины? 10веков-1000 лет Но их до сих пор читают. И они вызывают интерес. Почему? Илья всю свою жизнь посвятил служению государству. У него не было ни семьи ни детей. Он жил во благо Родины. Поэтому доблесть, справедливость, бескорыстие во все времена ценились народом. Он и для нас пример высокой гражданственности, служению стране и народу. Кроме Ильи Муромца на Руси были другие богатыри о которых народ помнит. Кого вы знаете?
6. Домашнеее задание.
Мы с вами на прошлом уроке знакомились с картиной Виктора Васнецова «Богатыри». Мы продолжим изучать былины. Дома вы прочитаете про Добрыню Никитича и Змея Горыныча уч. с. 35.
Категория: Начальная школа | Добавил: marina-7809 (2016-11-09)
Просмотров: 2775 | Комментарии: 3 | Теги: муромец, Соловей-Разбойник, Илья, Былина | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 7:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru