Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема: «Вода. Свойства воды». Цели: познакомить учеников с богатством природы –водой, её свойствами. Задачи: 1. Образовательная: учить наблюдать, делать выводы, обобщать; 2. Развивающая: развивать логическое мышление, активность, внимание; 3. Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, бережное отношение к природе. Оборудование: презентация к уроку, стакан с водой, 9 стаканов, 3 блюдца, 7 чашек, полоски цветной бумаги: красная, желтая, оранжевая, зеленая, белая; сахар, соль, лимон, лук, песок, 3 ложки, стакан с молоком, пластиковая бутылка с водой, глобус, лед, колокольчик. Ход урока: 1. Организационный момент. (Слайд 1) Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! -Поприветствуем наших гостей. -А сейчас мы разделимся на группы. Выберите капельку с номером. Деление на группы: с помощью цифр. 2. -Ребята, скажите, пожалуйста, мы быстрее добьемся успеха, если будем работать по одному или с другом? - Положите свою ладонь на ладонь соседа и мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи. -Мы начинаем урок познания мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Какое у вас настроение? -Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 2) - Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, давайте организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учёными. Чем занимаются учёные? • Задают вопросы • Ищут ответы на эти вопросы • Наблюдают, проводят опыты • Проверяют свои догадки В нашей лаборатории работают пять научных групп. В каждой группе есть: • Старший научный сотрудник – выберите его. • Помощник – выберите помощника. • Все остальные – эксперты. 3. Повторение изученного материала. а) А сейчас я хочу проверить как вы усвоили домашнее задание. У вас на столе карточки на которых вы запишите ответы на тест-опросник. (Слайд 3) 1. Что такое воздух? 2. Цвет воздуха. 3. Запах воздуха. 4. Форма воздуха. 5. Вкус воздуха. Проверка по слайду. (Слайд 4) 4. Сообщение темы и целей урока. Тема научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать: -Отгадайте загадку: Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда захочу Даже камень источу. Что это? (Вода). -Кто сможет назвать тему урока? -К какой природе относится воздух? -Какие цели мы поставим на уроке? -Я ставлю перед вами цель: быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать, работать дружно, слаженно, ответы давать полные, чёткие и содержательные. -Когда всё делаешь вместе работать интересно! -Вы готовы? Все готовы? -Я вам предлагаю назвать слова-ассоциации к слову «вода». моря реки океаны дождь снег град пища поливка уборка средства передвижения пар стирка -На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Осадки, использование). 5. Изучение нового материала. -Сейчас мы поговорим об осадках. (Слайд 6) Учитель быстро раскручивает глобус. -Какого цвета больше всего на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым). (Слайд 7) -Это потому, что синей краски на нем больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. -Голубой краской на глобусе изображена вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. На нашей планете 4 океана. (Слайд 8) Самый большой – Тихий, затем Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. -Но кроме того, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это всё водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озерах, её совсем немного на Земле. -Где мы используем воду? (Слайд 9-13) (Ответы детей.) -Кроме хозяйственных нужд обратите внимание гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т.д. -А в природе где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь). (Слайд 14) -Вода в природе может находиться в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. -Дождь – это какое состояние воды? (Жидкое). -А если мы нальём воду в блюдце и поставим в морозильник, что произойдёт? (Она замерзнет и превратится в твердый лед). (Слайд 15) -Правильно, при низкой температуре вода замерзает. А летом вы все наблюдали такую картину: прошел летний дождь, образовались лужи, выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? (Она испарилась). (Слайд 16) -Мы говорим «ис-пари-лась», т.е. превратилась в пар – это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. (Слайд 17) Эти капельки поднимаются в воздух, встречаются высоко в небе с холодным воздухом и превращаются в капельки воды, которые собираются в облака. А из облаков летом выпадают осадки в виде дождя или снега. Снежинки – это замерзшие капельки воды. -Вода – это важнейшее условие для существования растений и животных. -Послушайте рассказ о путешествии капельки. Святослав Сторожев "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ" Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду, Не слушалась родителей: "Куда хочу, пойду!" С подружками резвиться могла хоть целый день, Смеяться и кружиться ей никогда не лень. Могла поплыть налево, направо плыть могла, Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела! Её усатый дядя Сом устал предупреждать: "Там солнце греет всё кругом и может в гости взять". "Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать, Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать". Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало. "Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!" И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел. Предупреждение сбылось – вдаль дядя Сом смотрел. Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал, И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал. Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч, И Ветер вдруг как засвистит:"Я тоже, мол, могуч!" И хлынул дождик проливной, всю землю окропил. И вот поток уже речной все капли подхватил. И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей, И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей. "Ну что? – спросил усатый Сом, – ведь я не зря кричу "Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!" -Какой процесс описан в этом стихотворении? Что вы узнали о круговороте воды в природе? Куда вернулась Капелька? Закончились ли на этом ее приключения? А могло ли случиться так, что Капелька попала не в родной пруд, а в другое место? Дома вам нужно пофантазировать и написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды. 6. Физминутка. Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.) 7. Практическая работа. Каждая группа получит для опыта свои материалы. -Мы будем работать с лабораторным оборудованием. (Слайд 18) Необходимо соблюдать технику безопасности: 1. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. 2. С осторожностью определять запах. 3. Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. 4. Соблюдать аккуратность. 5. Если случайно разбилось стекло, нельзя его подбирать руками. - По каким правилам должны работать учёные в группе? (Слайд 19) • Старший научный сотрудник - выполняет опыт • Помощник - читает задание • Все остальные – эксперты – заполняют таблицу Дети выполняют опыт и готовят рассказ для выступления. Когда дети готовы, звенит колокольчик. Группа выступает, учащиеся заполняют таблицу. -Каждая группа проводит свой опыт и делают заключение. Записывают результаты опытов в тетрадь. Опыт 1. Вывод: вода не имеет форму. Опыт 2. Вывод: вода не имеет цвета. Опыт 3. Вывод: вода прозрачная. Опыт 4. Вывод: не имеет вкуса. Опыт 5. Вывод: вода без запаха. -А следующие два опыта будем проводить все вместе. Опыт 5. Вывод: вода текуча. Опыт 6. Вывод: существуют растворимые и нерастворимые вещества. -Запишите у себя в тетрадях результаты опытов. (Слайд 20) 8. Итог урока. -О каких состояниях воды вы узнали? -Расскажите, что вы узнали о воде. (Не имеет формы, цвета, вкуса, запаха, вода прозрачная и текучая). 9. Домашнее задание. (Слайд 21) 1) Прочитать текст в учебнике с.25-27, ответить на вопросы в конце учебника. 2) Написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды или мини-сочинение об одном из применений воды человеком (5-6 предложений). (Слайд 22) | |
Просмотров: 496 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|