Мурасулова Гульнара Батыховна учитель начальных классов школа - лицей № 27 г. Астана Предмет: Русский язык, 1 класс. Тема: « Учимся описывать предмет. Обучающее сочинение». Цель: Познакомить с новым видом работы - сочинением. Задачи : 1. Закрепить роль прилагательных в речи, научить использовать имена прилагательные для описания предметов. 2. Развивать внимание, наблюдательность, мышление и творческие способности. 3. Воспитывать любовь к слову, прививать интерес к урокам русского языка, работать над обогащением словарного запаса. Ожидаемые результаты: 1. Напишут текст-описание согласно отведённому времени 2. Дадут оценку объекта речи, предмету описания. 3. Задумаются над собственным построением описания. Оценка: 1. Сумеют выделить существенные, отличительные, общие признаки предметов. 2. Напишут сочинение с названием « Ландыш» по характерным признакам. 3. Смогут работать в группе, самостоятельно. Форма работы: работа в группах, индивидуальная. Стратегии: чтение с остановками, кубики, кластер- в рамках работы по проекту "Развития критического мышления через чтение и письмо" Оборудование : учебник «Родное слово», текстовый материал - о ландыше, загадки о весне, пословица о солнце, из толкового словаря С.И.Ожегова, наглядный материал - иллюстрации с изображением цветов, фрагменты видео, аудио записи, раздаточный материал - разрезные карточки – таблицы, листы для работы в группе. Ход урока: I. Побуждение 1.Вот мы сейчас все на уроке, А за окном друзья – весна! Так пробуждается природа, А вот воробушек уж у окна. Чтоб в мир природы окунуться, Поможет нам сейчас урок И мы отправимся все вместе В мир красоты цветов! - Прочтите девиз нашего урока: « Мир освещается солнцем, а человек – знанием». - Что это? - пословица - Как вы понимаете ее смысл? - Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями? – работать внимательно, писать грамотно, в группах слаженно и дружно 2.Загадки для каждой группы: А) Глаза зелёные, усы длинные, лапки мягкие, когти острые…(кошка) Б) Маленькая, серенькая, пугливая…(мышь) В) Высокая, стройная, белоствольная….(берёза) Г) Новая, интересная, библиотечная…(книга) - Скажите, какое солнышко?– яркое, ласковое, весеннее. - А настроение у нашего солнышка? – хорошее, веселое, классное - А у вас? У нас на уроке будет полное взаимопонимание, урок пройдет хорошо, и вы унесете что-то новое для себя! 3. – Что общего в ваших ответах? Какие слова помогали вам найти отгадки? На какие вопросы они отвечали? Какую часть речи вы использовали? Что такое имя прилагательное? Что обозначает? Работа в группе составление «пятистишья»: 1. слово - сущ, что это? 2. два прил – какое оно? 3. три глагола – какое действие совершает? 4. предложение - выразить свое отношение 5. синоним – близкое по значению слово Презентация от каждой группы. После выполнения задания листы прикрепляются на доску детьми. II. Осмысление – Реализация. Учимся описывать предмет. 1. Слайд – цветы. - Ваши ассоциации от просмотренного, какие впечатления от увиденного? Какие цветы? Попробуйте описать, что увидели, услышали. Фронтальный опрос учащихся. – Как можно сказать красивее? Что помогает этому? - Описание как тип речи. А речь бывает устная и письменная. Письменная речь оформляется в словах, из слов состоят предложения, а из предложений составляется текст. Сегодня на уроке познакомимся с новым видом школьной работы – это сочинение. Сочинение – это изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Тема урока: сочинение-описание. Описание отвечает на вопросы - какой? какая? какое? какие?, т.е. для текста описания нужны имена прилагательные, которые раскрывают признаки предметов по размеру, форме, цвету, вкусу, запаху, внешнему виду и т.д. Схема построения текста – описания: - Представление предмета - Характерные признаки предмета - Оценка и вывод Физминутка Наши нежные цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши белые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. - О каких цветах физминутка? Он белый, душистый, лесной. 2.Работа с текстом. Заполнение таблицы. а) Слайд – ландыш. Каждая группа получает фото - иллюстрацию цветка. Составление кластера « ландыш»- сбор ассоциаций по вопросам 1. Что это? Где растет? 2.На что похож? Какой? Сравни. Для чего нужен? Работа в группе 3.Моё отношение, чувства. Вопрос от группы «Чтение с остановками» рассказа Э. Шим «Ландыши». Читают 1 часть: - Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий? - орфограммы!!! - Конечно, я , ландыш! Заполняет первую графу таблицы по стратегии «кубики»: 1. Опишите (какой ?) … Читают 2 часть: - Какие же у тебя цветки? - Цветки у меня – будто колокольчики – нежные, на тонком стебле. Они будто светятся в сумерках. – орфограммы!!! В толковом словаре С.И.Ожегова о нём говорится, что этот цветок относится к травянистым растениям с душистыми мелкими белыми цветками в форме колокольчиков. 2. Сравните ( на что похоже?) … - А на казахском языке этот цветок звучит, как інжігүл, что дословно переводится «жемчужный цветок», цветы похожи на жемчуг – драгоценный камень. 3. Ассоциации (что приходит на ум?) … Читают 3 часть: - А запах какой? - Запах такой, что не надышишься! 4. Предположите (как это можно использовать?) … Читают 4 часть: - А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте белых колокольчиков? - Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай! - Отчего же? 5. Анализируйте ( почему?) … Читают 5 часть: - А они ядовитые! - Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды? - Чтобы ты, сладкоежка, не съел! 6. Аргументируйте ( найди за и против?) … -Лекарственное растение – используют в медицине. - Что обозначает эта эмблема? – Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Мы не вправе срывать цветок только для того, чтобы просто полюбоваться им. 3. Составление и запись текста – сочинения. - На сколько частей можно разделить любой текст? (Вступление-начало. Основная часть.Концовка). - Вспомните правила оформления текста, предложения. (красная строка, начало предложения с большой буквы, в конце точка.)Самостоятельная работа учащихся. Чтение в группе. Презентация работ. III. Рефлексия 1. «Мы – хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину» (М. Пришвин) Слайды – Астана. Наша родина Казахстан. Столица Астана. Расцветает наша столица – вся в цветах. Для этого люди специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе. 2. Посмотрите, наш класс похож на зеленую полянку. А чтобы наша полянка была еще ярче и зацвела – я вам раздам вот такие цветы – волшебные. Напишите, имя прилагательное, которое передает ваше настроение, ваши эмоции на этом уроке, ваше отношение к цветам! Помните красота в ваших руках! 3. Афиширование (на доске создают полянку) Оценивание. Домашнее задание: сочините загадку о цветке.
|