Мурасулова Г.Б. учитель начальных классов школа – лицей №27 г.Астана Предмет: Познание мира, 3 класс. Тема: Органы чувств человека. Цель: Обобщить знания учащихся об органах чувств человека. Задачи:1.Обобщить и углубить знания учащихся об органах чувств, познакомить со строением и функциями. 2.Развивать умение находить нужную информацию; работать в группе. 3.Воспитывать чувства любви и заботы к окружающей природе и собственному организму.
Оборудование, наглядные материалы: плакат «Человек-часть природы»;
модель уха, глаза; таблицы-строения (глаз, ухо, язык, нос, кожа);
ТСО-магнитофон.од урока
1.Организационный момент. Учащиеся рассаживаются в группы – жетоны пяти цветов. Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Органы чувств». Условия работы: 1.Отвечать четко, использовать таблицы, рефераты. 2.Работать в группе, взаимодействовать с товарищами. 3. Уметь слушать товарища. 2.Объявление темы урока. Постановка цели урока. Вступительное слово учителя: Мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека. Белинский говорил: «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод». И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться и сегодня на уроке, и на последующих уроках в старших классах. -Прочитайте предложение: «Человек- часть природы». -Как вы это понимаете? …Ответы детей. Человек-живое существо, которое тесно взаимосвязано с природой и не может жить без нее. Учитель: Человек-это дитя природы и состоит он из 100000000000000 (ста триллионов) малюсеньких клеточек, а каждая из них состоит из всех веществ окружающей нас природы. -Для чего нужно знать свой организм? (Чтобы беречь свое здоровье) -А какие органы помогают нам приспосабливаться к окружающему миру? (органы чувств) -Какие органы чувств известны? Задание для групп: соедини стрелками Глаза орган слуха Уши орган вкуса Нос орган зрения Кожа орган обоняния Язык орган осязания Проверка по шаблону. 3. Обобщение знаний. 1).Учитель показывает яблоко. -Что помогает вам увидеть это красивое яблоко? (глаза) -Органом, какого чувства являются глаза? (зрения) Некогда слово «глаз» означало в русском языке камень-кругляк или шарик, а для обозначения глаза употреблялось слово « око»- « очи», сохранившиеся и поныне в русском языке и в поэтической речи ( в пословицах, поговорках, сказках) -Послушайте, что расскажет вам….(названный ученик из группы «глаза» зачитывает свой доклад). Учащиеся по таблице рассматривают и рассказывают об устройстве глаза. -Почему люди носят очки? (для защиты глаз от солнца или для коррекции зрения) Загадка: «Маленький, кругленький, а до неба достанет». Что это? Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье человеку дают глаза. Благодаря зрению мы получаем 80% информации. Задания в группах: нарисуйте, что вредно для органа зрения. Как нам нужно беречь зрение? 2). Звучит мелодия по магнитофону. -Что это? -Что помогает вам услышать звук? (органы слуха - уши) Ученик рассказывает о строении уха, используя таблицу и модель уха, зачитывает информацию из реферата. Учитель: В нашем внутреннем ухе находится улитка. Почему ее можно назвать самой быстрой улиткой в мире? (она молниеносно передает сигналы в мозг) -Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Правила ухода) -Что опаснее всего для слуха? (Шум!!!) 3) - А сейчас следующая загадка: «Между двух светил, в середине я один». (Нос) Распространяется запах …освежителя воздуха. Что почувствовали? Нос-это орган обоняния. Обоняние-это способность человека воспринимать запахи. Игра: ученику завязывают глаза, необходимо определить предмет по запаху (чеснок, лимон, яблоко). Какой орган помогает определять по запаху? Названный ученик из группы дает информацию по реферату на тему «Нос». Учитель: Объясните смысл фразеологизмов: зарубить на носу, задирать нос, водить за нос, нос не дорос. - Как же нам сохранить обоняние? (беречь организм от простуды, не курить) 4) Опыт: На столах у учащихся блюдца с белым, кристаллическим, сыпучим веществом. Дети пробуют (соль, сахар, лимонная кислота). -Что вы попробовали? Какое оно на вкус? Какой орган помог определить, что на блюдце? Язык- орган вкуса. С помощью его мы определяем сладкое, горькое или кислое. Загадка: «Всегда во рту, а не проглотишь». -Что вы знаете о нем? Ученик из группы рассказывает по реферату; по таблице и рисунку показывает его строение. С помощью языка мы определяем вкус пищи и узнаем, годиться ли она для употребления. Кончик языка чувствителен к сладкому, корень языка - к горькому, а края языка – к кислому, на язычке есть вкусовые сосочки. 5) Игра: « Определи предмет». У учителя мешочек, внутри находятся предметы, сделанные из разных материалов. На ощупь дети определяют предмет и материал, из которого он сделан. ( медвежонок – резина, заколка – пластмасса, стакан – стекло, ложка – металл, линейка – дерево). -Что помогло вам определить, из чего сделаны эти предметы? (кожа) Кожа – орган осязания. Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего, а сложный орган с многими функциями. Дополнительную информацию предлагает ученик из группы. По таблице учащиеся рассматривают состав кожи. Она состоит из трех слоев: первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяет жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу и боли. Наиболее чувствительная кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти. Итак, второй слой – это сама кожа. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло. -Что поддерживает постоянную температуру тела? (выделение пота) Вместе с потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинаются размножаться микробы. На 1 см 2 кожи находится до 40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте. Повторение правил гигиены. 4. Итог урока. Оценивание. Учитель: Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!» -Как это понять? (рассуждения учащихся) Мозг – главный орган. Теперь сосчитайте, сколько у нашего главного мозга разведчиков помощников – телеграфистов. Всего их 5 , а могут рассказать обо всем , что есть на свете. Молодцы, вы хорошо подготовились к уроку. Проведем графический диктант ( Если «да», то +, если «нет».то -.) 1. Нос- орган обоняния. 2. Язык – орган слух. 3. Уши – орган вкуса. 4. Кожа – орган осязания. 5. У человека 6 органов чувств. 6. Человек с помощью ушей различает голос и звук. 7. Вредные привычки помогают человеку. Оценивание в паре. Ключ проверки: + - - + - + + -. «5»- без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки. Все группы возьмитесь за руки, как диаграммки. - Сколько вас? (5 групп) -Сколько органов чувств? (5) Объединитесь все группы вместе в большой круг. Все органы нужны и должны дружно работать. И мы должны взаимодействовать между собой, как один целый организм. 5.Домашнее задание. 1) Найдите интересный материал про кожные образования- ногти и волосы. 2) Составьте кроссворд по теме.
|