Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Северо-Казахстанская область район Магжана Жумабаева с.Караганды учитель начальных классов Баржанова Нагима Максутовна Открытый урок русского языка в 3 классе (урок-экскурсия «Прогулка в лес») Тема: Обобщение знаний по теме «Состав слова» Цель: - Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении) - Создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова Задачи: 1. Образовательная - совершенствование и расширение знаний об однокоренных словах, значимых частях слова и формах одного и того же слова 2. Развивающая - развитие умения разбирать слова по составу - развивать коммуникативные компетенции: логическое мышление, монологическую речь, зрительную память, орфографическую зоркость 3. Воспитательная - воспитание чувства коллективизма, интереса к языку, любви к природе Тип урока: урок-обобщение Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, тетради, словари; шапочки осины, ландыша, колокольчика, сороки; табличка с буквами Лл, рисунки осенних листьев, ромашки. Межпредметная связь: познание мира. Ход урока: I. Организационный момент (слайд 1) - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их: подарим им свои улыбки, подарим улыбки друг другу. II. Эмоциональный настрой - Ребята, давайте настроимся на работу и хором скажем: (слайд 2) Каждый день – всегда, везде На занятиях, в труде Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. (Садятся) III. Актуализация опорных знаний - Ребята, на доске появились «значки» (¬ ^ ! ∩ □) (слайд 3) - Как вы думаете, что они могут обозначать? (это части слова) - Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний значок»? (да, !) - Что он обозначает? (это знак препинания) - Кто может расставить «значки» по порядку? (выходит ученик и записывает «значки» по порядку) (слайд 4) - Что получилось? (графическое изображение состава слова) IV. Постановка темы и учебной цели урока - Можете ли вы назвать тему нашего урока? (да, «Состав слова») На интерактивной доске тема урока с целями (слайд 5) - Сегодня мы обобщим знания о составе слова, закрепим умения разбирать слова по составу. Работать будем под девизом: (слайд 6) Если знаешь части слова, То напишешь их толково. V. Мотивация к деятельности - Сегодня мы совершим экскурсию. Я приглашаю вас на прогулку в лес. (слайд 7) Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! Ассоциация «лес» - Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «лес»? Кластер (слайд 8) чистый воздух богатство (ягоды, грибы, орехи) дом для топливо (дрова) зверей и птиц лес стройматериалы лекарства бумага мебель - Давайте еще раз (по доске) скажем, что нам дает лес. VI. Чистописание - Ребята, сейчас мы займемся чистописанием, но прежде подготовим руки для письма. Упражнения для рук: 1) Погладим руки (учитель показывает) 2) Согреем их (трем ладони) 3) Руки в замочек (сжимаем-разжимаем) 4) Поиграем на пианино (имитация движений игры на пианино) 5) Встряхнем кисти рук - Какая буква похожа на лесной шалашик? (Лл) (табличка) - Откройте тетради, запишите число и классная работа. (слайд 9) - Пропишите буквы Лл заглавную и строчную, слоги и предложение ЛЛ лл ЛлЛ ЛлЛ лЛл лЛл ле ес ос ин на Лес – наше богатство. - Пишем красиво и аккуратно. Вспомним правила посадки при письме (учитель называет эти правила) - Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква Л (согласный, звонкий, непарный, может быть твердым и мягким). VII. Словарная работа - На лесной полянке растёт дерево. Отгадайте загадку: Никто не пугает А она вся дрожит (осина) (слайд 10) - Посмотрите на это дерево (по интерактивной доске) (Выходит девочка и рассказывает об осине) Рассказ осины Я – красивая, высокая, стройная. Меня называют «дрожащий тополь» или «испуганное дерево», потому что мои листья дрожат, словно от страха, даже в безветренную погоду. Раньше из осины делали «баклуши» - заготовки для ложек. Это считалось очень лёгкой работой. С тех пор про людей, которые стремились делать лёгкую работу, говорят, что они «бьют баклуши». А еще с древних времён из меня делают отличные спички. - Замените фразеологический оборот «бьют баклуши» синонимом. (Бездельничать) - Слово «осина» словарное. Посмотрите, как оно пишется (слайд 11) Осина Разделите на слоги. Сколько слогов? Почему? Поставьте ударение. Какая гласная безударная? Можно ли её проверить? (Нет, её надо запомнить) - Сколько букв в слове осина? (5), звуков? (5) - Назовите гласные (о, и) - Назовите согласные звуки. Дайте им характеристику. с – согласный, мягкий, глухой, парный н – согласный, мягкий, глухой, непарный - Проговорите это слово (о-си-на) - А сейчас запишите это слово в словари. - Составим предложение со словом осина и запишем в тетрадь с комментированием. На лесной полянке растут молоденькие осинки. Задание: подчеркните главные члены предложения. VIII. Учебно-познавательная деятельность 1. На интерактивной доске слова: (слайд 12) Осина, осинка, осинник, осиновый, подосиновик. - Как называются эти слова? (однокоренными или родственными). Какие слова называются однокоренными или родственными? - Разберите эти слова по составу. Проверка: проверьте по доске (слайд 13) Кто не сделал ни одной ошибки? 1 ошибку? 2 ошибки? 3 и больше? Молодцы. Осина, осинка, осинник, осиновый, подосиновик. 2. - К нам на землю опустились осенние листья. На обратной стороне листочка есть «значок», обозначающий часть слова. Нужно назвать его и дать определение, то есть рассказать правило (учитель раздает детям листья, двум ученикам раздает листья другого цвета для индивидуальной работы). - Назовите порядок разбора слова по составу (ученики называют) - Проверим по доске (слайд 14) IX. Физминутка (слайд 15) 3. - А сейчас, ребята, нам предстоит работа в группах 1 группа: подберите однокоренные слова к словам: лес, береза 2 группа: подберите однокоренные слова к словам: сад, гриб - На работу дается 3 минуты. По окончании работы от каждой группы выступает 1 человек. 4. - Ребята, сейчас мы с вами поработаем над образованием новых слов. Перед вами «ромашка». Каждому достанется лепесток, на котором написано слово. Нужно будет образовать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Приставки и суффиксы написаны. 1 ученик: бег (приставки: на, по, раз, за, про) 2 ученик: читать (приставки: до, по, пере, про, вы) 3 ученик: шел (приставки: по, про, пере, за, на, вы) 4 ученик: ход (приставки: за, вы, про, пере, по) 5 ученик: суффикс ик: дом, стол, кот, таз, глаз 6 ученик: суффикс еньк: красный, скромный, хороший, милый, вкусный 7 ученик: суффикс к: печь, нора, лапа, голова, ухо Проверка: каждый зачитывает слова. 5. Под осинкой растут цветы – колокольчик и ландыш (слайд 16) - Послушайте их разговор Сценка: Колокольчик: - Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий? Ландыш: - Конечно я, ландыш! Колокольчик: - Какие у тебя цветки? Ландыш: - Цветки у меня будто колокольчики снежные на тонком стебле. А запах такой, что не надышишься! Колокольчик: - А что же появляется у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков? Ландыш: - Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но трогать и срывать их нельзя! Колокольчик: - Отчего же? Ландыш: - А они ядовитые! Сорока: - Что я слышу! Что я слышу! Я бы все эти растения вырвала и выбросила. Зачем они только растут? - Ребята, права ли сорока? - Нет. Для некоторых животных это лекарство. Да и людям они приносят пользу. Например, из ландыша делают лекарство для лечения сердечных заболеваний. Ландыш занесён в Красную книгу, поэтому нуждается в защите. На интерактивной доске слова: (слайд 17) Ландыш, ель, норка, гриб, травка, пень, подснежник, паук, ягода, колокольчик, листик Задание: выписать слова, соответствующие схеме: ∩□ (нулевое окончание) Х. Гимнастика для глаз Руки за спинку, головки назад Глазки пускай в небо глядят Головки опустим – на парту глядим И снова наверх – где листочки летят? Глазами повертим, поищем его И снова писать, немного еще. 6. Под осинкой мы встречаем зверька. А кого, угадайте? Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач. Голой ручкой не возьмёшь, А зовётся это… (ёж) (слайд 18) - Послушайте небольшое сообщение о еже. Ёж несет очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ежи – одни из древних животных. Они появились много лет назад, когда на планете жили чудовищные ящерицы. Давайте поможем ежу собрать грибы. Для этого нужно выписать слова с интерактивной доски: девочки – однокоренные слова мальчики – формы слова (слайд 19) Сосна, дорога, сосне, дорожный, сосну, придорожный, подорожник, сосной Проверка: прочитают девочки, прочитают мальчики 7. Отгадайте загадку: Днём спит ночью летает Прохожих пугает. (Филин) (слайд 20) - Послушайте сообщение о филине. Филин встречается в лесах, в степях. У него хорошо развито зрение, что позволяет ему охотиться ночью. Филин ловит мышей, сусликов, тушканчиков, мелких птиц, иногда нападает на зайца. Это очень редкая птица, нуждается в охране. 8. Разноуровневые задания (слайд 21) 3 уровень В пролетает тишине над филин ночной лесом. Составь предложение. Разбери слова по составу. 2 уровень У филина дом на дерев… . Напиши безударное окончание. Разбери слова по составу. 1 уровень Филин, филина, филину, филином, о филине Разбери слова по составу. 9. Проверка по ключу (слайд 22) 3 уровень В ночной тишине пролетает над лесом филин. 2 уровень У филина дом на дереве. 1 уровень Филин, филина, филину, филином, о филине 10. Игра «Будь внимательным» - Я читаю утверждение. Если вы согласны – хлопаете в ладоши, если не согласны – не хлопать. • Корень – это главная часть предложения (-) • Родственные слова еще называют однокоренными (+) • Основа – это часть слова с окончанием (-) • Верно ли, что слова вода и водитель – однокоренные? (-) • Корни в родственных словах пишутся одинаково (+) • Окончание – это изменяемая часть слова (+) • Суффикс помогает образовывать новые слова (+) • Приставка – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (-) • Корень – общая часть родственных слов (+) • Верно ли, что слова сказка и сказки являются однокоренными? (-) XI. Итог урока Наша прогулка по лесу подходит к концу. Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось? Чем мы занимались? Наш урок я хочу закончить строками стихотворения: (слайд 23) Я сорвал цветок – он завял, Я поймал жука – и он умер. И тогда я понял, что прикоснуться К красоте можно только сердцем. XII. Домашнее задание (слайд 24) Написать сочинение-миниатюру о лесе. Выставление оценок. Спасибо за урок! (слайд 25) | |
Просмотров: 791 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|