Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

урок-экскурсия «Прогулка в лес»
Северо-Казахстанская область
район Магжана Жумабаева
с.Караганды
учитель начальных классов
Баржанова Нагима Максутовна

Открытый урок русского языка в 3 классе
(урок-экскурсия «Прогулка в лес»)

Тема: Обобщение знаний по теме «Состав слова»

Цель:

- Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении)
- Создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова

Задачи:
1. Образовательная
- совершенствование и расширение знаний об однокоренных словах, значимых частях слова и формах одного и того же слова
2. Развивающая
- развитие умения разбирать слова по составу
- развивать коммуникативные компетенции: логическое мышление, монологическую речь, зрительную память, орфографическую зоркость
3. Воспитательная
- воспитание чувства коллективизма, интереса к языку, любви к природе

Тип урока: урок-обобщение
Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, тетради, словари; шапочки осины, ландыша, колокольчика, сороки; табличка с буквами Лл, рисунки осенних листьев, ромашки.
Межпредметная связь: познание мира.

Ход урока:

I. Организационный момент (слайд 1)
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их: подарим им свои улыбки, подарим улыбки друг другу.
II. Эмоциональный настрой
- Ребята, давайте настроимся на работу и хором скажем: (слайд 2)
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в труде
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. (Садятся)
III. Актуализация опорных знаний
- Ребята, на доске появились «значки» (¬ ^ ! ∩ □) (слайд 3)
- Как вы думаете, что они могут обозначать? (это части слова)
- Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний значок»? (да, !)
- Что он обозначает? (это знак препинания)
- Кто может расставить «значки» по порядку? (выходит ученик и записывает «значки» по порядку) (слайд 4)
- Что получилось? (графическое изображение состава слова)
IV. Постановка темы и учебной цели урока
- Можете ли вы назвать тему нашего урока? (да, «Состав слова»)
На интерактивной доске тема урока с целями (слайд 5)
- Сегодня мы обобщим знания о составе слова, закрепим умения разбирать слова по составу. Работать будем под девизом: (слайд 6)
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
V. Мотивация к деятельности
- Сегодня мы совершим экскурсию. Я приглашаю вас на прогулку в лес.
(слайд 7)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Ассоциация «лес»
- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «лес»?
Кластер (слайд 8)

чистый воздух богатство (ягоды, грибы, орехи)

дом для топливо (дрова)
зверей и птиц лес
стройматериалы

лекарства бумага мебель

- Давайте еще раз (по доске) скажем, что нам дает лес.
VI. Чистописание
- Ребята, сейчас мы займемся чистописанием, но прежде подготовим руки для письма.
Упражнения для рук:
1) Погладим руки (учитель показывает)
2) Согреем их (трем ладони)
3) Руки в замочек (сжимаем-разжимаем)
4) Поиграем на пианино (имитация движений игры на пианино)
5) Встряхнем кисти рук
- Какая буква похожа на лесной шалашик? (Лл) (табличка)
- Откройте тетради, запишите число и классная работа. (слайд 9)
- Пропишите буквы Лл заглавную и строчную, слоги и предложение
ЛЛ лл ЛлЛ ЛлЛ лЛл лЛл
ле ес ос ин на
Лес – наше богатство.
- Пишем красиво и аккуратно. Вспомним правила посадки при письме (учитель называет эти правила)
- Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква Л (согласный, звонкий, непарный, может быть твердым и мягким).
VII. Словарная работа
- На лесной полянке растёт дерево.
Отгадайте загадку:
Никто не пугает
А она вся дрожит (осина) (слайд 10)
- Посмотрите на это дерево (по интерактивной доске)
(Выходит девочка и рассказывает об осине)

Рассказ осины
Я – красивая, высокая, стройная. Меня называют «дрожащий тополь» или «испуганное дерево», потому что мои листья дрожат, словно от страха, даже в безветренную погоду. Раньше из осины делали «баклуши» - заготовки для ложек. Это считалось очень лёгкой работой. С тех пор про людей, которые стремились делать лёгкую работу, говорят, что они «бьют баклуши». А еще с древних времён из меня делают отличные спички.

- Замените фразеологический оборот «бьют баклуши» синонимом. (Бездельничать)
- Слово «осина» словарное. Посмотрите, как оно пишется (слайд 11)
Осина
Разделите на слоги. Сколько слогов? Почему? Поставьте ударение. Какая гласная безударная? Можно ли её проверить? (Нет, её надо запомнить)
- Сколько букв в слове осина? (5), звуков? (5)
- Назовите гласные (о, и)
- Назовите согласные звуки. Дайте им характеристику.
с – согласный, мягкий, глухой, парный
н – согласный, мягкий, глухой, непарный
- Проговорите это слово (о-си-на)
- А сейчас запишите это слово в словари.
- Составим предложение со словом осина и запишем в тетрадь с комментированием.
На лесной полянке растут молоденькие осинки.
Задание: подчеркните главные члены предложения.

VIII. Учебно-познавательная деятельность
1. На интерактивной доске слова: (слайд 12)
Осина, осинка, осинник, осиновый, подосиновик.
- Как называются эти слова? (однокоренными или родственными). Какие слова называются однокоренными или родственными?
- Разберите эти слова по составу.
Проверка: проверьте по доске (слайд 13)
Кто не сделал ни одной ошибки?
1 ошибку? 2 ошибки? 3 и больше? Молодцы.
Осина, осинка, осинник, осиновый, подосиновик.

2. - К нам на землю опустились осенние листья. На обратной стороне листочка есть «значок», обозначающий часть слова. Нужно назвать его и дать определение, то есть рассказать правило (учитель раздает детям листья, двум ученикам раздает листья другого цвета для индивидуальной работы).
- Назовите порядок разбора слова по составу (ученики называют)
- Проверим по доске (слайд 14)
IX. Физминутка (слайд 15)

3. - А сейчас, ребята, нам предстоит работа в группах
1 группа: подберите однокоренные слова к словам: лес, береза
2 группа: подберите однокоренные слова к словам: сад, гриб
- На работу дается 3 минуты. По окончании работы от каждой группы выступает 1 человек.

4. - Ребята, сейчас мы с вами поработаем над образованием новых слов. Перед вами «ромашка». Каждому достанется лепесток, на котором написано слово. Нужно будет образовать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Приставки и суффиксы написаны.
1 ученик: бег (приставки: на, по, раз, за, про)
2 ученик: читать (приставки: до, по, пере, про, вы)
3 ученик: шел (приставки: по, про, пере, за, на, вы)
4 ученик: ход (приставки: за, вы, про, пере, по)
5 ученик: суффикс ик: дом, стол, кот, таз, глаз
6 ученик: суффикс еньк: красный, скромный, хороший, милый, вкусный
7 ученик: суффикс к: печь, нора, лапа, голова, ухо
Проверка: каждый зачитывает слова.

5. Под осинкой растут цветы – колокольчик и ландыш (слайд 16)
- Послушайте их разговор
Сценка:
Колокольчик: - Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный,
самый пахучий?
Ландыш: - Конечно я, ландыш!
Колокольчик: - Какие у тебя цветки?
Ландыш: - Цветки у меня будто колокольчики снежные на тонком стебле.
А запах такой, что не надышишься!
Колокольчик: - А что же появляется у тебя на стебле, на месте беленьких
колокольчиков?
Ландыш: - Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но трогать и срывать
их нельзя!
Колокольчик: - Отчего же?
Ландыш: - А они ядовитые!
Сорока: - Что я слышу! Что я слышу! Я бы все эти растения вырвала и
выбросила. Зачем они только растут?

- Ребята, права ли сорока?
- Нет. Для некоторых животных это лекарство. Да и людям они приносят пользу. Например, из ландыша делают лекарство для лечения сердечных заболеваний. Ландыш занесён в Красную книгу, поэтому нуждается в защите.
На интерактивной доске слова: (слайд 17)
Ландыш, ель, норка, гриб, травка, пень, подснежник, паук, ягода, колокольчик, листик
Задание: выписать слова, соответствующие схеме:
∩□ (нулевое окончание)
Х. Гимнастика для глаз
Руки за спинку, головки назад
Глазки пускай в небо глядят
Головки опустим – на парту глядим
И снова наверх – где листочки летят?
Глазами повертим, поищем его
И снова писать, немного еще.

6. Под осинкой мы встречаем зверька. А кого, угадайте?
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это… (ёж) (слайд 18)
- Послушайте небольшое сообщение о еже.

Ёж несет очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ежи – одни из древних животных. Они появились много лет назад, когда на планете жили чудовищные ящерицы.

Давайте поможем ежу собрать грибы. Для этого нужно выписать слова с интерактивной доски: девочки – однокоренные слова
мальчики – формы слова (слайд 19)
Сосна, дорога, сосне, дорожный, сосну, придорожный, подорожник, сосной
Проверка: прочитают девочки, прочитают мальчики

7. Отгадайте загадку:
Днём спит ночью летает
Прохожих пугает. (Филин) (слайд 20)
- Послушайте сообщение о филине.

Филин встречается в лесах, в степях. У него хорошо развито зрение, что позволяет ему охотиться ночью. Филин ловит мышей, сусликов, тушканчиков, мелких птиц, иногда нападает на зайца. Это очень редкая птица, нуждается в охране.

8. Разноуровневые задания (слайд 21)
3 уровень
В пролетает тишине над филин ночной лесом.
Составь предложение. Разбери слова по составу.
2 уровень
У филина дом на дерев… .
Напиши безударное окончание. Разбери слова по составу.
1 уровень
Филин, филина, филину, филином, о филине
Разбери слова по составу.

9. Проверка по ключу (слайд 22)
3 уровень
В ночной тишине пролетает над лесом филин.
2 уровень
У филина дом на дереве.
1 уровень
Филин, филина, филину, филином, о филине

10. Игра «Будь внимательным»
- Я читаю утверждение. Если вы согласны – хлопаете в ладоши, если не согласны – не хлопать.
• Корень – это главная часть предложения (-)
• Родственные слова еще называют однокоренными (+)
• Основа – это часть слова с окончанием (-)
• Верно ли, что слова вода и водитель – однокоренные? (-)
• Корни в родственных словах пишутся одинаково (+)
• Окончание – это изменяемая часть слова (+)
• Суффикс помогает образовывать новые слова (+)
• Приставка – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (-)
• Корень – общая часть родственных слов (+)
• Верно ли, что слова сказка и сказки являются однокоренными? (-)

XI. Итог урока
Наша прогулка по лесу подходит к концу. Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось? Чем мы занимались? Наш урок я хочу закончить строками стихотворения: (слайд 23)
Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
XII. Домашнее задание (слайд 24)
Написать сочинение-миниатюру о лесе.
Выставление оценок.
Спасибо за урок! (слайд 25)
Категория: Начальная школа | Добавил: zhanna060377 (2017-01-02) | Автор: Нагима E
Просмотров: 791 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 1:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru