ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования Аулиекольского района» Учитель — Умарова Галия Ораловна Тема: Текст-повествование с элементами описания. Цели: 1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы с текстом так, чтобы видеть детали, «мелочи», характерные для текста-описания и текста - повествования; 2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся; 3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому. Ход урока. Оргмомент. Загадка: Красив он и строен, длинноус и мохнат. Он любит мышей, ненавидит собак. Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. (кот) - По каким признакам вы отгадали, что это КОТ? А кто увидел отгадку в самом тексте? Как называются такие стихи? (акростих) - Попробуем отгадать наших гостей по репликам из сказок и мультфильмов: - Ты, дядя Фёдор, неправильно бутерброд ешь. (кот Матроскин) - Ребята, давайте жить дружно! (кот Леопольд) - Меня прислал мой хозяин – маркиз Карабас! Кот-ворюга: Я отчаянный кот - Ростом с комод, Усище с аршин, Глазище с кувшин, Хвост трубой - Вот я какой! - Уважаемые коты, вы знакомы с ним? (нет) - Ребята, вы узнали гостя? (предположения детей) - А хотите познакомиться с ним поближе? Цель нашего урока найти признаки текста – описания, а поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Кот - ворюга». Нужно сравнить описание в стихотворении и в тексте. Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели, как следует. Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе. Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: — Что же нам с ним делать? — Выдрать! — сказал я. — Не поможет, — сказал Ленька. — У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить, как следует. Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. 1 ряд – Находит в тексте описание внешнего вида кота - ворюги. 2 ряд – Находит описание действий и поступков кота. В рассказе К.Паустовского кот внешне преобразился. А какие еще изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям) - Зачитайте фразы из текста. - Кто и как помог коту в этом? Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера». ( Подтекстовая информация) - Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Да, можем.) - В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? Главную мысль: Концептуальная информация - Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния. Тест-игра по фактуальной информации. Кот был: а) серый б) белый в) рыжий 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели 3. Хвост у кота был: а) пушистый б) облезлый в) грязный 4. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели 5. Кот полез с колбасой: а) на дуб б) на тополь в) на берёзу Кот свалился с берёзы: а) как камень б) как футбольный мяч 7. Будил всех: а) стук яблок б) стон кота в) ветер 8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил: а) окуня б) карася в) плотицу 9. Поесть давали коту: а) сметану б) жареную свинину в) творожники - Творческая работа «Мое представление о котах»: 1.Умные и мудрые, как кот Матроскин и Кот в сапогах. 2. Ловит мышей 3. 4.
|