Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

урок по литературе "Текст с элементами описания"
ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования Аулиекольского района»
Учитель — Умарова Галия Ораловна
Тема: Текст-повествование с элементами описания.
Цели:
1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы с текстом
так, чтобы видеть детали, «мелочи», характерные
для текста-описания и текста - повествования;
2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие
способности учащихся;
3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать,
прививать любовь ко всему живому.

Ход урока.
Оргмомент.
Загадка:
Красив он и строен, длинноус и мохнат.
Он любит мышей, ненавидит собак.
Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. (кот)
- По каким признакам вы отгадали, что это КОТ? А кто увидел отгадку в самом тексте? Как называются такие стихи? (акростих)
- Попробуем отгадать наших гостей по репликам из сказок и мультфильмов:
- Ты, дядя Фёдор, неправильно бутерброд ешь. (кот Матроскин)
- Ребята, давайте жить дружно! (кот Леопольд)
- Меня прислал мой хозяин – маркиз Карабас!
Кот-ворюга:
Я отчаянный кот -
Ростом с комод,
Усище с аршин,
Глазище с кувшин,
Хвост трубой -
Вот я какой!
- Уважаемые коты, вы знакомы с ним? (нет)
- Ребята, вы узнали гостя? (предположения детей)
- А хотите познакомиться с ним поближе? Цель нашего урока найти признаки текста – описания, а поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Кот - ворюга». Нужно сравнить описание в стихотворении и в тексте.
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели, как следует. Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе. Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: — Что же нам с ним делать? — Выдрать! — сказал я. — Не поможет, — сказал Ленька. — У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить, как следует. Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
1 ряд – Находит в тексте описание внешнего вида кота - ворюги.
2 ряд – Находит описание действий и поступков кота.
В рассказе К.Паустовского кот внешне преобразился. А какие еще изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям)
- Зачитайте фразы из текста.
- Кто и как помог коту в этом? Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера».
( Подтекстовая информация) - Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Да, можем.)
- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
Главную мысль: Концептуальная информация - Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния.
Тест-игра по фактуальной информации.
Кот был:
а) серый б) белый в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:
а) пушистый б) облезлый в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб б) на тополь в) на берёзу

Кот свалился с берёзы:
а) как камень б) как футбольный мяч

7. Будил всех:
а) стук яблок б) стон кота в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня б) карася в) плотицу

9. Поесть давали коту:
а) сметану б) жареную свинину в) творожники

- Творческая работа «Мое представление о котах»:
1.Умные и мудрые, как кот Матроскин и Кот в сапогах.
2. Ловит мышей
3.
4.

Категория: Начальная школа | Добавил: galija (2010-10-05) E
Просмотров: 2417 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 9:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru