Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Францкевич Наталья Павловна Акмолинская область Аршалынский район Новоалександровская средняя школа Урок русского языка 3 класс Тема урока: НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ЧАСТИЦЕЙ НЕ Цель: овладение орфографическими навыками правописания частицы НЕ с глаголами; формировать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость; развивать речь учащихся, мышление, внимание; содействовать воспитанию организованности, дисциплинированности, положительного отношения к учебному труду. Планируемые результаты : распознают частицу не с глаголами , пишут её отдельно от глагола. Ход урока I. Оргмомент . Психологический настрой. Мотивация на успех. Начинаем ровно в срок наш любимейший урок! Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся! Пожелаю вам удачи и успешности в придачу! -Пусть у нас у всех будет хорошее настроение, как у нашего солнышка! -Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. -На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке. Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. Письмо буквы Ии сочетаний- или ими -Какой темой можно объединить слова? -Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? Дружба творит чудеса. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? Эта пословица будет девизом нашего урока. А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. III Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации Работа в группах . -Составьте предложение из разрезных карточек. 1.Друг в беде бросит. 2.Новых друзей наживай, а старых забывай. 3.Бросай друга в несчастье. 4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь. -Что это за предложения? -Вам они понравились? -Почему пословицы звучат бессмысленно? -Как вы думаете, какое слово нужно дописать в пословицы, чтобы они стали правильными? (слово НЕ) -Перед какой частью речи надо поставить не? -Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц. -А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом? -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какую цель поставим перед собой на уроке? -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить. IV. Построение проекта выхода из затруднения. Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно. - Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока. - Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, как НЕ пишется с глаголами . 1)Исследование №1 - Какой частью речи является НЕ? Мозговой штурм 1.Какая часть речи называется глаголом? ч 2Как называется начальная форма глагола? На какие вопросы отвечает? а 3. Что обозначают глаголы настоящего времени? На какие вопросы отвечают? с 4.Что обозначают глаголы в прошедшем времени? На какие вопросы отвечают? т 5.Что обозначают глаголы в будущем времени? На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? и 6.Что называют спряжением? ц 7.Каким членом предложения бывает глагол? а - Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (частица) -Наш первый вывод: НЕ – это частица. Исследование №2 - Как пишется частица НЕ с глаголом ? (Наблюдение за правописанием глаголов с НЕ) 1.Прочитайте предложения. Первая группа Дети не любят ходить в больницу. Вторая группа Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится. Третья группа: На лжи далеко не уедешь. Четвёртая группа : Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться. 2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не уедешь, неволить, недомогал, недоумевал) 4. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д. 5. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно) Вывод : Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня. Проверим наши предположения: ХОЧУ знать больше- стр. 74 Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям. - Подведём итог исследований и составим правило. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Прочитайте, что у нас получилось? Частица не пишется с глаголами ____________________ если употребляется без не. Если без не не употребляется, то пишется _______________ Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ ФИЗМИНУТКА _ ТРЕНИНГ « Ты дрозд- и я – дрозд» V. Первичное закрепление. 1. Выполнение тренировочных упражнений - Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не: Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! Всегда? Нет! Без сомнения, Бывают исключения. - Назовите глаголы с частицей НЕ.- Кто больше запомнил? - Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание) 2.Запишите правильно пословицы, которые вы составили в начале урока. Письмо с комментированием – по 1 ученику от группы. 3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой Упр. 155- выписать глаголы с частицей НЕ Упр. 157- самостоятельно. Взаимопроверка. 4.Творческий проект « Дерево пожеланий » -Напишите пожелания друг другу на бумажных листиках, используя глаголы с частицей не, наклейте эти пожелания на наше «Дерево желаний» Муз. фон « Если друг не смеётся» VI . Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ. Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок! Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны. Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса. В самом деле , мы с вами вместе, дружно сотворили чудо- открыли для себя новое знание . Подружились ли с правилом? Оцените свою работу на уроке – «Лестница успеха» Поднимите руки, те кто считает, что ничего не понял. Встаньте те, кто всё поняли. Помашите рукой те, кто всё понял и может помочь другим. Похлопайте те, кто на уроке достиг горы успеха Д/з- стр. 73-74 правило, упр. 159 , упр. 160 | |
Просмотров: 2429 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|