Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка 3 класс Написание глаголов с частицей НЕ
Францкевич Наталья Павловна
Акмолинская область
Аршалынский район
Новоалександровская средняя школа

Урок русского языка
3 класс
Тема урока: НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ЧАСТИЦЕЙ НЕ
Цель: овладение орфографическими навыками правописания частицы НЕ с глаголами;
формировать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость;
развивать речь учащихся, мышление, внимание;
содействовать воспитанию организованности, дисциплинированности, положительного отношения к учебному труду.
Планируемые результаты : распознают частицу не с глаголами , пишут её отдельно от глагола.
Ход урока
I. Оргмомент . Психологический настрой. Мотивация на успех.

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!
Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!
Пожелаю вам удачи и успешности в придачу!
-Пусть у нас у всех будет хорошее настроение, как у нашего солнышка!
-Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.
Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг.
Письмо буквы Ии сочетаний- или ими
-Какой темой можно объединить слова?
-Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания?

Дружба творит чудеса.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Эта пословица будет девизом нашего урока.
А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.
Обязательное правило при письме – следи за осанкой.

Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

III Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации

Работа в группах .
-Составьте предложение из разрезных карточек.

1.Друг в беде бросит.
2.Новых друзей наживай, а старых забывай.
3.Бросай друга в несчастье.
4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.

-Что это за предложения?
-Вам они понравились?
-Почему пословицы звучат бессмысленно?
-Как вы думаете, какое слово нужно дописать в пословицы, чтобы они стали правильными? (слово НЕ)
-Перед какой частью речи надо поставить не?
-Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.
-А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?
-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Итак, наше предположение:
Не с глаголами пишется раздельно.
- Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.
- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, как НЕ пишется с глаголами .

1)Исследование №1
- Какой частью речи является НЕ?

Мозговой штурм

1.Какая часть речи называется глаголом? ч
2Как называется начальная форма глагола? На какие вопросы отвечает? а
3. Что обозначают глаголы настоящего времени? На какие вопросы отвечают? с
4.Что обозначают глаголы в прошедшем времени? На какие вопросы отвечают? т
5.Что обозначают глаголы в будущем времени? На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? и
6.Что называют спряжением? ц
7.Каким членом предложения бывает глагол? а

- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (частица)
-Наш первый вывод: НЕ – это частица.

Исследование №2
- Как пишется частица НЕ с глаголом ?
(Наблюдение за правописанием глаголов с НЕ)
1.Прочитайте предложения.
Первая группа Дети не любят ходить в больницу.
Вторая группа Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.
Третья группа: На лжи далеко не уедешь.
Четвёртая группа : Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться.

2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не уедешь, неволить, недомогал, недоумевал)

4. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.

5. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?
(если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

Вывод : Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня.
Проверим наши предположения: ХОЧУ знать больше- стр. 74

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.
- Подведём итог исследований и составим правило.
Вместо пропусков вставьте нужные слова.
Прочитайте, что у нас получилось?
Частица не пишется с глаголами ____________________
если употребляется без не. Если без не
не употребляется, то пишется _______________
Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ

ФИЗМИНУТКА _ ТРЕНИНГ
« Ты дрозд- и я – дрозд»

V. Первичное закрепление.
1. Выполнение тренировочных упражнений
- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.

- Назовите глаголы с частицей НЕ.- Кто больше запомнил?
- Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание)

2.Запишите правильно пословицы, которые вы составили в начале урока.
Письмо с комментированием – по 1 ученику от группы.

3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
Упр. 155- выписать глаголы с частицей НЕ

Упр. 157- самостоятельно. Взаимопроверка.

4.Творческий проект « Дерево пожеланий »
-Напишите пожелания друг другу на бумажных листиках, используя глаголы с частицей не, наклейте эти пожелания на наше «Дерево желаний»

Муз. фон « Если друг не смеётся»

VI . Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!
Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны.
Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса.
В самом деле , мы с вами вместе, дружно сотворили чудо- открыли для себя новое знание . Подружились ли с правилом?

Оцените свою работу на уроке – «Лестница успеха»
Поднимите руки, те кто считает, что ничего не понял.
Встаньте те, кто всё поняли.
Помашите рукой те, кто всё понял и может помочь другим.
Похлопайте те, кто на уроке достиг горы успеха

Д/з- стр. 73-74 правило, упр. 159 , упр. 160
Категория: Начальная школа | Добавил: nata1612 (2017-01-13)
Просмотров: 2429 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru