Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Конспект подгруппового логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л]. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: • формирование правильного произношения звука [Л]; • уточнение акустического и произносительного образа звука [Л]; • закрепление представлений о механизме организации звука [Л]. 2. Коррекционно-развивающие: • развитие плавного длительного выдоха; • развитие подвижности артикуляционного аппарата; • закрепить умение удерживать артикуляционную позу в течение некоторого времени; • развитие фонематических представлений; • закрепление звука в изолированном виде, в слогах; • развитие силы голоса и интонационной выразительности речи; • развитие мелкой моторики; 3. Коррекционно-воспитательные: • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия; • формирование положительного отношения к занятиям. Полиязычие: клоун, күлдіргіш, clown. Оборудование: игрушка «Клоун»; султанки (цветные бумажные полоски); карточки с написанием слова «Клоун» - на русск., казахск. и англ. языках; карточки с символами артикул. гимнастики («Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Качеля», «Змея»); карточки с изображением слов со звуком Л (Машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, мишка, халат); картинка «Самолет»; презентация игры «Третий лишний»; силуэт буквы Л; рисунки с загадками (для ДЗ.); мыльные пузыри. Ход занятия Этапы занятия 1. Организационный момент «Здравствуйте. Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть наше занятие принесёт радость общения. И чтобы мы настроились, как следует, на работу давайте сделаем небольшое упражнение» (Дети встают, логопед проговаривает, и вместе с детьми выполняют действия): Вверх-вниз, вверх-вниз, (Дети двигают головой) Это, мама, не каприз! (вверх-вниз.) Влево-вправо, влево-вправо (Поворачивают голову) Посмотрите-ка ребята. (направо и налево.) Покивать по сторонам (Наклоняют голову) Нужно нам, нужно нам. (к плечам.) Головою покрутить (Вращают головой) Не забыть, не забыть. И Незнайками побыть, (Пожимают плечами.) Плечи вверх и опустить. И плечами повращать, (Вращают плечами) Нужно плечики размять. (вперед-назад.) Вперед-назад, вперед-назад И дела пойдут на лад. «Молодцы, ребята!!!» 2. Сообщение темы. «А теперь, послушайте, пожалуйста, загадку: Любит всех смешить чудак Попадает он впросак, Много разных шуток знает В цирке часто выступает. “- Правильно, это клоун. Ребята, сегодня у нас необычный гость – это клоун, а зовут его Юла. Он пришел, что бы сделать наше занятие весёлым и интересным. Также мы с вами продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво». 3. Полиязычие. «Но прежде чем, мы начнем, я хочу научить вас произносить слово «клоун» на казахском и английском языках; клоун, күлдіргіш, clown. (показываю карточки с картинками и словами) 4. Дыхательная гимнастика. Развитие длительного и плавного выдоха. «Ребята, посмотрите, наш гость клоун Юла принес нам султанки и хочет, чтобы мы с ним подули на них». (Губы трубочкой, щеки не надувать, плечи не поднимать, воздушная струя длительная и плавная). 5. Самомассаж и артикуляционная гимнастика. «Чтоб губы и язычок всегда были в порядке, нам поможет самомассаж и артикуляционная гимнастика: а) самомассаж Ручки растираем (Дети потирают ладони,) и разогреваем. (хлопают в ладоши.) И лицо теплом своим (Разогретыми ладонями) Мы умываем (проводят по лицу сверху вниз.) Грабельки сгребают (Делают граблеобразные) Все плохие мысли, (движениями пальцами) (от середины лба к вискам.) Ушки растираем (Растирают ушные раковины) Сверху вниз мы быстро (по краю сверху вниз.) Их вперед сгибаем, (Складывают ушные раковины и) Тянем их за мочки (потягивают уши вниз за мочки.) А потом мы пальцы (Перемещают пальцы на щеки.) Все кладем на щечки. Щечки разминаем, (Разминают щеки.) Чтобы «надувались». (Надувают щеки.) Губки разминаем, (Большим и указательным) Чтобы «улыбались». (Пальцами разминают сначала) (нижнюю, а потом верхнюю губу.) б) артикуляционная гимнастика “Давайте представим, что наш рот - это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давайте сделаем улыбочку – молодцы! В цирке выступают слоны – давайте сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давайте оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давайте покажем качели. В цирке выступают различные животные, давайте покажем выступление со змеёй”. Молодцы!!! 6. Постановка звука. Используемый приём: От сохранного звука: “Теперь давайте вспомним и покажем нашему гостю клоуну Юле, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”. (Фиксируем внимание детей на положении губ и языка). 7. Произнесение изолированного звука. “Вы наверное знаете, что клоуны часто гастролируют. А как вы думаете, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”.(Губки улыбаются, язычок «чашечкой», кончик языка упирается в верхние зубки). (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт). “А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодцы!” 8. Анализ артикуляции “Теперь я предлагаю вспомнить, как нужно произносить звук [Л]. -Скажите, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). - А где находится язычок? (язычок между передними зубами). - Моторчик работает или нет? (работает)”. 9. Развитие фонематического слуха (Игра «Хлоп-топ», проводится стоя). “Мне кажется, нам пора разомнутся? Давайте покажем нашему гостю клоуну Юле, как вы можете находить звук [Л] в словах. Сейчас я буду произносить различные слова, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – вы топаете ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”. Машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка. 10. Закрепление звука в слогах. “Повторяйте за мной: (губы растянуты, кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении) ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло - лэ ” 11. Закрепление звука в словах (задание выводится в виде презентации на экран). Развитие мелкой моторики. “Посмотрите, Юла приготовил для нас задания. Они в этих двух конвертах. Интересно, что там лежит. Давайте посмотрим?» 1 конверт. Да это же загадка! Чтоб её разгадать, надо назвать все предметы и подумать, какая картинка лишняя и почему”. 2. конверт. Ну а теперь давайте посмотрим, что у нас находится во втором конверте? Нам нужно освободить букву Л. Для этого: половина ребят должна вырезать ее ножницами из бумаги, а другая половина деток – с помощью методики отрывания бумаги, должна таким образом «вырезать» силуэт буквы Л». 12. Домашнее задание. 1. Повторить артикуляционную гимнастику. 2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л]. 3. Раскрасить загадки. 13. Итог. “Скажите, над каким звуком мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего вам понравилось? Какое задание было для вас трудным? 14. Оценка. Сюрпризный момент. “Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались и старательно выполняли все мои задания. Молодцы! Нашему гостю клоуну Юле очень понравился наш урок и поэтому он подготовил для вас небольшой сюрприз (раздаю мыльные пузыри). Спасибо за занятие! Список используемой литературы: 1. А.А. Гуськова «Развитие речедвигательной координации детей». Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с. 2. Е.А. Щеголева «Конспект индивидуального занятия «Звук [Л], постановка»». 3. Ю.А. Филиппова ««Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]»». | |
Просмотров: 600 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|