Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Образование в XXI веке становится капиталом, который может и должен соперничать по своей значимости со стратегическими ресурсами и по которому будут судить об уровне развития страны. Н. Назарбаев В Послании народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Глава государства Нурсултан Назарбаев изложил и обосновал совершенно новую концепцию в отечественной истории - «Мәңгілік Ел». По сути, это национальная идея и государственная идеология нашего государства, которая базируется не только на многовековой мечте нашего народа, но и на конкретных результатах развития Казахстана за годы независимости. Для каждого из нас «Мәңгілік Ел» ассоциируется с преданностью и любовью к своей стране и своему народу. Мы все хотим видеть Казахстан сильным и преуспевающим государством. Для этого у нас есть великая история народа, веками мечтавшего о свободе. Есть великие имена известных личностей и героев, прославивших Казахстан. Есть и главное достижение – наша независимость, которую мы обязаны хранить и беречь как наивысшую ценность всего общества. И у нас всех одна судьба и одна мечта – это величие нашей страны. Сегодня, с началом глобальных изменений в содержании образования и внедрением системы ценностей «Мәңгілік Ел», важным становится духовно-нравственное становление юных граждан. Программа «Самопознания» уникальная и не имеет аналогов в мире. Именно она позволяет обеспечить преемственность всех уровней образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность, вопросы духовно-нравственного образования человека волновали общество всегда. Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, наркоманию, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и многое другое. Проблема духовно- нравственного развития становится все более важной. Как и важно, в жизни каждого ученика встретить мудрого наставника, который сможет вдохнуть в тебя желание творить, совершенствоваться, с любовью относиться к своим ученикам. Важнейшая задача, стоящая перед казахстанцами, - воплощение в жизнь общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». Фундамент её должен быть заложен в школе. В рамках реализации этой идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную и образовательную работу в школе. Изучение предметов должно быть направленно на формирование духовно - нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодёжью идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана. Выдвигая национальную идею «Мәңгілік Ел», глава государства дал нам большой кредит доверия, оправдать который – дело чести для каждого гражданина. Нам всем участвовать в реализации Стратегии 2050 и нам пожинать плоды её успеха. Необходимо включаться в работу каждому на своём рабочем месте. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Шакарим Кудайбердиев подчеркивал: «С младых корней нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества» [2]. Одной из приоритетных задач системы образования Республики Казахстан является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни.»…. [3]. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях начиная с младшего возраста. И кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности? Именно поэтому учитель, решая задачи воспитания в процессе учебной деятельности, должен опираться на духовное и разумное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Задача школы – становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела. Национальная система образования ориентирована на развитии личностного потенциала подрастающего поколения, формировании у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. Мы просто обязаны передать новому поколению высокие качества духовности народа. Национальная идея «Мәңгілік Ел» направлена на воспитание у детей и молодежи социальной ответственности, готовности к труду на благо казахстанского общества и чувства единения. И эта работа идет через предмет «Самопознание», через формирование нравственности наших школьников. Сегодня учитель, должен впитывать любые изменения, которые происходят, анализировать, выбирать лучшее и внедрять в практику, дабы максимально улучшить школьную практику и культуру. Бесспорно, говоря об обучении, нельзя не затронуть важную составляющую процесса – воспитание, и можно ли вообще говорить об этих двух компонентах отдельно, конечно же нет, мы учим воспитывая, а воспитываем обучая – эта истина стала фундаментом любой образовательной системы уже не одно столетие назад, и сегодня в рамках идеи «Мәңгілік Ел» она звучит не менее актуально. Воспитать гражданина, патриота, интеллектуала можно лишь в эффективной среде, в которой созданы все условия для гармоничного развития личности. Перед нами стоит сложная задача сформировать эту среду, подключив к диалогическому, в полном смысле, обучению все компоненты социума – родителей, учителей, общественность, этнокультурные объединения. Лишь только в полном взаимодействии мы можем рассчитывать на результат в процессе формирования молодого человека, способного в дальнейшем принести пользу не только себе, но и стране, народу. Сверхзадача современного образования – пробудить в человеке Человека, придать ему внутренние силы для утверждения Истины, Добра и Красоты. Ответом на этот вызов времени стала общенациональная образовательная программа «Самопознание». «Самопознание» – это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. Это уроки жизни, доброты, огромной любви, уроки искренности, общения, доверия, умение видеть в ребенке личность, имеющего собственную точку зрения, помогающий достучаться и разбудить сердца, наполнив их добротой, милосердием, состраданием, попыткой зажечь и пронести этот огонь на протяжении всей жизни. Это умение видеть в ребенке личность, имеющего собственную точку зрения. «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам», – писал Сухомлинский В. А.[4]. На уроках самопознания мы учим любить и быть любимым. Быть самим собой, предоставляем возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это в себе очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающие некоторые свойства или особенности поведения. В себе они кажутся приемлемыми и простительными. И только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения. Учим различать что такое «хорошо» и что такое «плохо». Учим нести ответственность за свои слова и поступки, формируем навыки конструктивного общения, самораскрытие личностного потенциала, развиваем свои собственные возможности, таланты, на поиск себя в многогранном мире человеческих взаимоотношений, на позитивное выстраивание личной судьбы. Учим жить в гармонии с собой и окружающим миром, по совести, не придавая своего я. Созидать, творить на благо общества, постоянно самосовершенствоваться. Особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу. Эффективность духовно-нравственного образования напрямую зависит от соблюдения одного из важнейших условий – создание комфортного морально-психологического климата в классе. Когда учитель вдохновлен, то вдохновляются и ученики. Так, если в душе учителя царят мир и покой, то и ученики на уроке будут дисциплинированы и сконцентрированы. Если учитель встречает ребят доброжелательной улыбкой, то и ученики будут позитивно настроены на учебную деятельность. Методический прием позитивного настроя направлен на преодоление состояния эмоционального возбуждения, гиперактивности ученика, очищение и успокоение ума для достижения гармонии и душевного покоя. Позитивный настрой способствует развитию уравновешенности, самоконтроля, умению концентрироваться, улучшению памяти. Цель внутреннего позитивного настроя в том, чтобы понять, что покой находится глубоко внутри нас. После них на уроке налаживается дисциплина, что способствует лучшему усвоению информации на уроках. «Позитивный настрой» - методический прием, направлен на эффективное формирование эмоций, чувств, под музыку. Использование цитат на уроке помогает ученикам снять излишнее беспокойство и пробудить веру в духовное начало. Самопознание нужно преподавать с самого детства – языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории. Каждый рассказ способен наполнить своей нравственной глубиной любой урок. Выбирая историю для рассказа, учителю необходимо учитывать следующие факторы: предпочтения и интеллектуальное развитие учащихся, возрастные особенности, семейные обстоятельства детей. И прежде всего рассказ должен иллюстрировать изучаемую ценность и соответствовать цели урока. Этот метод помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. «Почитаем» - один из важных приемов и этапов речевой деятельности. Здесь ребята учатся слушать и слышать, чувствовать и переживать. «Беседа» - дидактический прием, позволяющий легче усваивать содержание темы. Творческая работа – важная часть групповой деятельности. Включает ролевые игры, коллажи, упражнения, рисования. «Инсценирование» –театрализованное представление литературных произведений. Формирует оценочные суждения. Значение данного метода неоспоримо, так как он имеет ряд преимуществ: активизирует творчество, стимулирует воображение, является средством выражения, способствует расслаблению и поднимает настроение, укрепляет уверенность в себе, сотрудничество и согласованность в действиях, движениях, усиливает чувство ответственности, повышает дисциплинированность, терпение, настойчивость, развивает навыки, раскрывает потенциальные таланты. Педагогический смысл этого метода заключается в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в коллектив, где он пользуется доверием и доверяет другим. - Групповое пение – методически существенный компонент занятий по самопознанию, необходим для снятия психологической нагрузки, усталости и снижения утомляемости. Пение хором – наиболее сильное эмоциональное воздействие – это человеческий голос. Но кроме непосредственного голосового воздействия, процесс пения имеет еще целый ряд свойств, оказывающих положительное воздействие на физическое, психическое, эмоциональное и духовное развитие учащего. Пение делает глубоким и ритмичным дыхание, что полезно для здоровья. Оно также повышает самодисциплину. Пение хором учит взаимодействию друг с другом, учит работать, как одна команда Оно помогает развитию сосредоточенности и памяти. Пение также развивает чувство уверенности в себе, так как преодолевается застенчивость. Важным фактором является и то, что пение помогает развивать интуицию, ведь чтобы правильно петь, нужно согласовывать мелодию, слова и ритм, что создает чувство равновесия и гармонию внутри нас. Поэтому важнейшим условием духовно-нравственного образования в школе является использование таких методов и приемов преподавания «Самопознания» как позитивный настрой, позитивное высказывание (цитата урока), рассказывание историй, творческая групповая деятельность, музыка и пение хором. Эти методы и приемы, помноженные на любовь учителя, его педагогическое мастерство и глубокое духовно-нравственное чутье, позволяют испытать чудо урока и ученикам, и самому педагогу. Таким образом, предложенные методы и приемы, применяемые на уроках самопознания, направлены на выявление духовно-нравственного потенциала учащихся и способствуют развитию разносторонней гармоничной личности ребенка. Сегодня учитель должен впитывать любое изменение которое происходит, он должен его анализировать, выбирать лучшее и внедрять в свою практику, дабы максимально улучшить школьную практику и культуру. Воплощение программы «Самопознание» благотворно влияет на развитие творческих достижений учащихся, устойчивого интереса к предмету, расширяет кругозор, знакомит с творческим наследием и воспитывает нравственно – эстетические качества личности. Считаем, что данная программа благотворно влияет на подрастающее поколение. Эти строки могут стать первой страничкой любого педагогического дневника: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» – писал Л.Н.Толстой [5]. В заключении хотим привести слова нашего Президента «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем» [6]. | |
Просмотров: 839 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|