Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ И УЧЕНИИ НА УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Баран Людмила Николаевна, Жарасова Елена Викторовна, Зайцева Наталья Валентиновна КГУ «Основная средняя школа № 11» г. Караганда Работа учителя–это творчество, поиск, готовность учиться и меняться всю жизнь. Современная жизнь требует новых подходов в обучении. Нам, учителям, необходимо стремиться улучшить процесс преподавания, научить детей свободно выражать свои мысли, мнения, отстаивать свою точку зрения, чтобы они стали независимыми, самомотивированными, увлеченными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях [1, с.102]. Нам, необходимо помочь детям взять на себя ответственность за свое обучение, помочь им развивать своё собственное мышление, чтобы в дальнейшем они могли достигнуть успеха в обучении самостоятельно. Мы должны научить своих учеников быть успешными не только сейчас, но и в будущем. «Вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в 21 веке и в последующих веках, является важной и стимулирующей целью для педагогов, которая не может быть проигнорирована». (Wolfeand, Alexander, 2008) Применение новых форм и методов работы, создание коллаборативной среды на уроках, развивая диалог, используя взаимооценивание для обеспечения обратной связи способствует развитию у учащихся умения самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. Необходимо развивать глубокое понимание предмета учеником, чтобы впоследствии он смог применять полученные знания вне класса [1,с.102]. Что как раз соответствует требованиям времени. Готовясь к урокам, мы всегда задаем себе вопросы: - Как нам построить урок так, чтобы ученики в процессе исследования добывали знания сами, размышляли, находили необходимую информацию, чтобы у них повысилась ответственность, самооценка? Для того, чтобы вовлечь каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, применяем на своих уроках групповую форму работы чтобы вовлечь учащихся в диалог, чтобы они совместно работали над решением проблемы, развивали мышление, речь. Так как, по мнению Л. Выготского «Учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельности, имеющей конкретные цели». Это способствует достижению учениками более высокого уровня самостоятельной компетентности в результате применения опыта подмостков [1, с.124]. Применяя групповую работу на своих уроках, мы заметили, что ученики с низким учебным потенциалом, работая в группах стали давать ответы чаще, стараются проявить активность, быть полезными в общей работе. Участники группы имеют общую проблему, создают совместное ее понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают друг друга, создают коллективное знание и понимание [1, с.135] что по нашим наблюдениям положительно влияет на обучение и способствует развитию диалога. Используя такие стратегии, как «Верные и неверные утверждения», круги Венна, «Домино», «Лекция со стопами», «Кластер» мы наблюдаем, как у учащихся развивается не только речь, но мышление. Предложенные нами задания предполагают развитие диалога. Учащиеся учатся ориентироваться в потоке информации и находить главное, осмысливать, применять полученную информацию взаимодействуя друг с другом. Развитие критического мышления при помощи стратегии «Домино» (работа с визуальными данными), «Кольца Венна», «Чтение со стопами» дозированное чтение с заполнением концептуальной таблицы. При выполнении таких заданий, учащиеся демонстрируют навыки критического мышления. Например, выполняя задание при помощи стратегии «Домино» в 4 классе, учащимся необходимо было распределить полезные ископаемые по группам, используя визуальные данные и знания, полученные ранее. Выполняя данное задание, учащиеся предпринимают все шаги необходимые для осуществления учебной работы: знакомятся с информацией устного и визуального характера; определяют ключевые позиции (предположения и гипотезы); анализируют, как визуальные данные и устные доказательства интегрированы и взаимодействуют друг с другом; сравнивают и исследуют сходства и различия; синтезируют данные; оценивают валидность и надежность доказательств; применяют знания; аргументируют свои выводы [1, с.149].таким образом, учащиеся младшего школьного возраста учатся инициировать большую часть видов деятельности необходимых для их обучения и развития. На уроках часто используем технику «свободного письма», данный прием содержит ситуацию выбора, и учащимся необходимо, ориентируясь на собственные ценности, осмыслить, проанализировать, аргументировать свой выбор, а также учащиеся вовлекаются в процесс «обмена мыслями». Данные стратегии позволяют учащимся определить ключевые позиции в изучаемой теме, выделить главное, структурировать предоставленные доказательства или воспоминания. Цель предложенных нами заданий научить детей выражать свои мысли ясно, развивать умение работать и сотрудничать в группе, умение вырабатывать свое собственное мнение на основе полученных знаний, способность заниматься обучением самостоятельно. Так как возникновению критического мышления способствует диалог в группах, и учащиеся работают в сотрудничестве с другими, в работе проявляют себя даже те учащиеся, которые обычно отмалчиваются на уроках. Опираясь на исследования Александера о взаимообратном процессе обучения при использовании беседы, «Исследовательский разговор, аргументация и диалог способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний». Для обратной связи используем сигнальные карточки, различные виды оценивания: «Две звезды», «Большой палец», словесная похвала, так как данные виды оценивания вызывают положительные эмоции у детей, развивают внутреннюю мотивацию, и удовлетворяют потребности учащихся в стремлении к самовыражению (Маслоу 1968). За любой используемой формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятие о развитии, обучении и мотивации ребенка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001). Применяя различные виды оценивания можно наблюдать за тем, как ученики проводят рефлексию своей работы и работу группы, используя после каждого задания формативное оценивание при помощи стратегий: «Дерево знаний», «Светофор», критериальное оценивание, «Ответы на стикерах» наблюдая, с каким интересом они размещают свои стикеры на постерах, можно сделать вывод, что этот вид работы им нравится, и они могут проанализировать свою работу на уроке и оценить ее. Применяя взаимооценивание, оценивание по критериям, мы предоставляем детям возможность оценить друг друга. При формативном оценивании мы наблюдаем как, даже слабоуспевающие ученики становятся увереннее, когда они у них есть возможность указать и исправить ошибки своих товарищей. Используя самооценивание работы каждого учащегося, позволяет нам увидеть, как учащиеся усвоили материал и оценивают свои знания, полученные на уроке. Используя данные методы и подходы на уроках, можно наблюдать за тем, как учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, работая в группах сменного состава, распределять роли в группе, учитывая возможности каждого члена группы. Это подтверждает то, что они дети могут делать разумный выбор и принимать обоснованное решение, что впоследствии приводит к более эффективной работе на уроках. А также они учатся внимательно выслушивать друг друга. Самостоятельно «добывать» новые знания. Во время уроков ученики принимают активное участие в учебном процессе. Проводя уроки с применением новых подходов в обучении и преподавании, можно наблюдать, как они положительно влияют на учебный процесс и эмоциональную сферу детей. Даже у учащихся со слабой мотивацией к обучению повышается успеваемость, они становятся более активны, преодолевают свои барьеры. Необходимо научить учащегося уверенности в себе, своих возможностях, чтобы, впоследствии столкнувшись с действительностью в жизни, он не сломался, не упал, научить его уверенно идти по жизни применяя все те навыки, полученные в стенах школы. Литература: 1. Руководство для учителя АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015. 2. Бизяева А. А.«Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия» Псков, 2004 | |
Просмотров: 783 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|