Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ И УЧЕНИИ НА УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ И УЧЕНИИ НА УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Баран Людмила Николаевна, Жарасова Елена Викторовна,
Зайцева Наталья Валентиновна
КГУ «Основная средняя школа № 11» г. Караганда

Работа учителя–это творчество, поиск, готовность учиться и меняться всю жизнь. Современная жизнь требует новых подходов в обучении. Нам, учителям, необходимо стремиться улучшить процесс преподавания, научить детей свободно выражать свои мысли, мнения, отстаивать свою точку зрения, чтобы они стали независимыми, самомотивированными, увлеченными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях [1, с.102].
Нам, необходимо помочь детям взять на себя ответственность за свое обучение, помочь им развивать своё собственное мышление, чтобы в дальнейшем они могли достигнуть успеха в обучении самостоятельно. Мы должны научить своих учеников быть успешными не только сейчас, но и в будущем. «Вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в 21 веке и в последующих веках, является важной и стимулирующей целью для педагогов, которая не может быть проигнорирована». (Wolfeand, Alexander, 2008)
Применение новых форм и методов работы, создание коллаборативной среды на уроках, развивая диалог, используя взаимооценивание для обеспечения обратной связи способствует развитию у учащихся умения самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. Необходимо развивать глубокое понимание предмета учеником, чтобы впоследствии он смог применять полученные знания вне класса [1,с.102]. Что как раз соответствует требованиям времени.
Готовясь к урокам, мы всегда задаем себе вопросы: - Как нам построить урок так, чтобы ученики в процессе исследования добывали знания сами, размышляли, находили необходимую информацию, чтобы у них повысилась ответственность, самооценка?
Для того, чтобы вовлечь каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, применяем на своих уроках групповую форму работы чтобы вовлечь учащихся в диалог, чтобы они совместно работали над решением проблемы, развивали мышление, речь. Так как, по мнению Л. Выготского «Учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельности, имеющей конкретные цели». Это способствует достижению учениками более высокого уровня самостоятельной компетентности в результате применения опыта подмостков [1, с.124]. Применяя групповую работу на своих уроках, мы заметили, что ученики с низким учебным потенциалом, работая в группах стали давать ответы чаще, стараются проявить активность, быть полезными в общей работе. Участники группы имеют общую проблему, создают совместное ее понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают друг друга, создают коллективное знание и понимание [1, с.135] что по нашим наблюдениям положительно влияет на обучение и способствует развитию диалога.
Используя такие стратегии, как «Верные и неверные утверждения», круги Венна, «Домино», «Лекция со стопами», «Кластер» мы наблюдаем, как у учащихся развивается не только речь, но мышление. Предложенные нами задания предполагают развитие диалога. Учащиеся учатся ориентироваться в потоке информации и находить главное, осмысливать, применять полученную информацию взаимодействуя друг с другом. Развитие критического мышления при помощи стратегии «Домино» (работа с визуальными данными), «Кольца Венна», «Чтение со стопами» дозированное чтение с заполнением концептуальной таблицы. При выполнении таких заданий, учащиеся демонстрируют навыки критического мышления.
Например, выполняя задание при помощи стратегии «Домино» в 4 классе, учащимся необходимо было распределить полезные ископаемые по группам, используя визуальные данные и знания, полученные ранее. Выполняя данное задание, учащиеся предпринимают все шаги необходимые для осуществления учебной работы: знакомятся с информацией устного и визуального характера; определяют ключевые позиции (предположения и гипотезы); анализируют, как визуальные данные и устные доказательства интегрированы и взаимодействуют друг с другом; сравнивают и исследуют сходства и различия; синтезируют данные; оценивают валидность и надежность доказательств; применяют знания; аргументируют свои выводы [1, с.149].таким образом, учащиеся младшего школьного возраста учатся инициировать большую часть видов деятельности необходимых для их обучения и развития. На уроках часто используем технику «свободного письма», данный прием содержит ситуацию выбора, и учащимся необходимо, ориентируясь на собственные ценности, осмыслить, проанализировать, аргументировать свой выбор, а также учащиеся вовлекаются в процесс «обмена мыслями». Данные стратегии позволяют учащимся определить ключевые позиции в изучаемой теме, выделить главное, структурировать предоставленные доказательства или воспоминания.
Цель предложенных нами заданий научить детей выражать свои мысли ясно, развивать умение работать и сотрудничать в группе, умение вырабатывать свое собственное мнение на основе полученных знаний, способность заниматься обучением самостоятельно. Так как возникновению критического мышления способствует диалог в группах, и учащиеся работают в сотрудничестве с другими, в работе проявляют себя даже те учащиеся, которые обычно отмалчиваются на уроках. Опираясь на исследования Александера о взаимообратном процессе обучения при использовании беседы, «Исследовательский разговор, аргументация и диалог способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний».
Для обратной связи используем сигнальные карточки, различные виды оценивания: «Две звезды», «Большой палец», словесная похвала, так как данные виды оценивания вызывают положительные эмоции у детей, развивают внутреннюю мотивацию, и удовлетворяют потребности учащихся в стремлении к самовыражению (Маслоу 1968).
За любой используемой формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятие о развитии, обучении и мотивации ребенка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001). Применяя различные виды оценивания можно наблюдать за тем, как ученики проводят рефлексию своей работы и работу группы, используя после каждого задания формативное оценивание при помощи стратегий: «Дерево знаний», «Светофор», критериальное оценивание, «Ответы на стикерах» наблюдая, с каким интересом они размещают свои стикеры на постерах, можно сделать вывод, что этот вид работы им нравится, и они могут проанализировать свою работу на уроке и оценить ее. Применяя взаимооценивание, оценивание по критериям, мы предоставляем детям возможность оценить друг друга. При формативном оценивании мы наблюдаем как, даже слабоуспевающие ученики становятся увереннее, когда они у них есть возможность указать и исправить ошибки своих товарищей. Используя самооценивание работы каждого учащегося, позволяет нам увидеть, как учащиеся усвоили материал и оценивают свои знания, полученные на уроке.
Используя данные методы и подходы на уроках, можно наблюдать за тем, как учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, работая в группах сменного состава, распределять роли в группе, учитывая возможности каждого члена группы. Это подтверждает то, что они дети могут делать разумный выбор и принимать обоснованное решение, что впоследствии приводит к более эффективной работе на уроках. А также они учатся внимательно выслушивать друг друга. Самостоятельно «добывать» новые знания. Во время уроков ученики принимают активное участие в учебном процессе. Проводя уроки с применением новых подходов в обучении и преподавании, можно наблюдать, как они положительно влияют на учебный процесс и эмоциональную сферу детей. Даже у учащихся со слабой мотивацией к обучению повышается успеваемость, они становятся более активны, преодолевают свои барьеры.
Необходимо научить учащегося уверенности в себе, своих возможностях, чтобы, впоследствии столкнувшись с действительностью в жизни, он не сломался, не упал, научить его уверенно идти по жизни применяя все те навыки, полученные в стенах школы.

Литература:
1. Руководство для учителя АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.
2. Бизяева А. А.«Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия» Псков, 2004
Категория: Начальная школа | Добавил: zajczeva (2017-05-29)
Просмотров: 783 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru