Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Урок разработала: Омарова Анар Закаряновна учитель начальных классов высшей категории КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» УО ВКО, г. Семей. Чтение и развития речи – 4 класс. Тема. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: Обобщить знания учащихся по содержанию сказки. Развивать творческое мышление учащихся. Задачи. Обучающие • формировать приёмы устной монологической и диалогической речи; • формировать умение строить определение понятий, сравнивать понятия; • формировать умение работать в группе, в паре, слушать и понимать речь других. Развивающие • развивать речь, чувства, переживания; • развивать наблюдательность за употреблением пауз и логических ударений; • развивать речь и словарный запаса учащихся, совершенствовать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения; • развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения; Воспитательные • воспитываем веру всобсвенные силы и возможности, желание мечтать о будущем; • воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме. Тип урока: урок закрепление полученных знаний. Оборудование: учебник, раздаточный материал для кластера, сюжетные картинки, мультимедийная презентация учителя. Ход урока I. Орг момент Вхождение в урок: дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним. - Из глубокого колодца (руки «О») - Солнце медленно встает (руки поднимают над головой) - Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз) - Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) - Новый день оно начнет (руки вниз широко) - С наступлением нового дня! Қайырлы күн балалар! - Поздоровайтесь с нашими гостями! Уч-ся: «Қайырлы күн!» ІІ. Подготовительный этап: - Дыхательная гимнастика: глубокий вдох и выдох на звуках: «ф», «с», «ш». - Артикуляционная гимнастика: лошадка, парус, чистим зубки - Речевая разминка - чистоговорка: Тара-тара-тараторка, Быстрая чистоговорка! Чистая чистоговорка! Я ее проговорю и пятерку получу! ІІІ. Эмоциональный настрой: Учитель:У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Учитель:А теперь закройте глаза и прислушайтесь! Что вы слышите? Что это за звуки? Как вы думаете? Уч-ся: Это плеск волн, шум воды, крики чаек. Видеозапись:«Море» – 0,5 мин Учитель:Ребята к нам из самого синего моря приплыла – золотая рыбка. Золотая рыбка: Здравствуйте дети! Угадайте, из какой я сказки? Кто написал эту сказку? А вы готовы мне рассказать и выразительно прочитать ее мне? IҮ. Целеполагание. Учитель открывает доску на ней надпись:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» - Сегодня заключительный урок изучения сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Поэтому сегодня вы постараетесь обобщить свои знания по содержанию этой сказке, выразить своё отношение к героям и персонажам сказки, дать им характеристики, а так же исполнитьпросьбу золотой рыбки: рассказать и выразительно прочитать сказку. V. Основная часть. Учитель:Посмотрите на наше море! Здесь очень тихо! Не хватает веселых и красивых рыбок!Давайте вспомним содержание 1-части сказки. Дидактическая игра «У кого улов будет больше?» Уч-ся отвечают на вопросы близко к тексту и собирают рыбок. Вопросы: 1.Где жили старик и старуха? (Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке 2. Сколько лет они там жили? (Ровно тридцать лет и три года.) 3.Чем занимался старик? (Старик ловил неводом рыбу,) 4. Чем старуха занималась? Старуха пряла свою пряжу. 5. С чем первый раз пришёл невод? (С тиной). 6.С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской). 7. С чем пришел невод в третий раз? (Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою.) 8. О чем попросила золотая рыбка старика? «Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь.» 9.А что ответил старик? («Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе») 10.Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо. Как старуха бранилась когда узнала о золотой рыбке? («Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось».) 11. Каким стало море когда пришел старик? (Море слегка разыгралось). Стал он кликать золотую рыбку, 12. Приплыла ли к нему рыбка? (Припляла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?») 13. О чем попросил старик золотую рыбку? («Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не дает старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось».) 14. Что ответила рыбка старику? Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто». Работа над 2-частью сказки – чтение по ролям. Золотая рыбка:Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы! А что было дальше? Учитель:2-часть сказки мы выразительно прочитаем по ролям. Подумайте какого героя вы хотели бы озвучить? (Детям на выбор даются следующие предметы: платок – старуха, шляпа – старик, автор – галстук-бабочка, рыбка – золотая корона) Золотая рыбка:Как вы выразительно, как настоящие актеры читали сказку! Молодцы! А теперь ребята давайте немного отдохнем! Физминутка: «А рыбки в море плавают вот так!» Работа над 3-частью сказки по сюжетным картинкам: Ученикипо цепочкевыразительно читают 3-часть сказки с паузами и востанавливают сюжет сказки по картинкам: 1. Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась: Царедворцев за мужем посылает, Отыскали старика, привели к ней. 2. Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках». 3. Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперек слова молвить. Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют. Стал он кликать золотую рыбку. 4. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 5. Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море, Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках». 6. Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился — Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто. VІ. Кластер «Герои сказки» - работа по парам Учитель:Смотрите дети, рыбка золотая исчезла, чтобы она вернулась давайте назовем всех героев сказки и дадим им характеристики. Ученики: старик, старуха, золотая рыбка. Учитель:Назовите еще одно действующее «лицо» в этой сказке. -Давайте вспомним, как оно менялось с каждым новым приходом старика. Почему так происходило? Старик Старуха Золотая рыбка Море 1. мягкий 1. властный 1. добрый В 1-раз: синее 2. добрый 2. злобный 2. благородный Во 2-раз: слегка разыгралось 3. податливый 3. жадный 3. справедливый В 3-раз: помутилося синее море 4. безвольный, 4. грубый 4. волшебный В 4-раз:не спокойно синее море 5.смиренный. 5. неуживчивый 5. спокойный В 5-раз: почернело синее море 6. безответный 6.неблагодарный 6. свободолюбивый В 6-раз: на море черная буря Самопроверка по слайдам: Учитель:- Кто из героев вам больше нравится? Почему? Учитель:- Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными? (Добро побеждает зло) VІІ. Рефлексия Учитель:- Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». (на доске) - Какой же урок преподал нам великий поэт? Учитель:- Работа в парах: выберите наиболее точную формулировку: Как здорово поймать волшебную рыбку! Как плохо быть сварливым, жадным жестоким. Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье. Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать. Ученики высказываются. Учитель: - Ребята, а вы хотели бы поймать золотую рыбку, чтобы она исполнила ваше желание? - Упражнение «Мое заветное желание».(ученики на парусах пишут свои желания и прикрепляют к кораблям) ҮІІІ. Подведение итогов. - Какую учебную задачу нам поставила рыбка и в начале урока? (Выразительно прочитать сказку, датьхарактеристикугероям сказки) - Справились ли мы с поставленной задачей? - Оценивание: - Домашнее задание: напишите, какими положительными чертами характера вы хотели бы обладать. Я думаю, если вы очень захотите, то ваше желание непременно сбудется, и все вы вырастите достойными людьми. | |
Просмотров: 564 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|