Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Чтение и развития речи – 4 класс. Тема. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Урок разработала:
Омарова Анар Закаряновна
учитель начальных классов высшей категории
КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
УО ВКО, г. Семей.

Чтение и развития речи – 4 класс.
Тема. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: Обобщить знания учащихся по содержанию сказки. Развивать творческое мышление учащихся.
Задачи.
Обучающие
• формировать приёмы устной монологической и диалогической речи;
• формировать умение строить определение понятий, сравнивать понятия;
• формировать умение работать в группе, в паре, слушать и понимать речь других.
Развивающие
• развивать речь, чувства, переживания;
• развивать наблюдательность за употреблением пауз и логических ударений;
• развивать речь и словарный запаса учащихся, совершенствовать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения;
• развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
Воспитательные
• воспитываем веру всобсвенные силы и возможности, желание мечтать о будущем;
• воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.
Тип урока: урок закрепление полученных знаний.
Оборудование: учебник, раздаточный материал для кластера, сюжетные картинки, мультимедийная презентация учителя.

Ход урока
I. Орг момент
Вхождение в урок: дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)
- Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня! Қайырлы күн балалар!
- Поздоровайтесь с нашими гостями!
Уч-ся: «Қайырлы күн!»
ІІ. Подготовительный этап:
- Дыхательная гимнастика: глубокий вдох и выдох на звуках: «ф», «с», «ш».
- Артикуляционная гимнастика: лошадка, парус, чистим зубки
- Речевая разминка - чистоговорка:
Тара-тара-тараторка,
Быстрая чистоговорка!
Чистая чистоговорка!
Я ее проговорю и пятерку получу!
ІІІ. Эмоциональный настрой:
Учитель:У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Учитель:А теперь закройте глаза и прислушайтесь! Что вы слышите? Что это за звуки? Как вы думаете?
Уч-ся: Это плеск волн, шум воды, крики чаек.
Видеозапись:«Море» – 0,5 мин
Учитель:Ребята к нам из самого синего моря приплыла – золотая рыбка.
Золотая рыбка:
 Здравствуйте дети!
 Угадайте, из какой я сказки?
 Кто написал эту сказку?
 А вы готовы мне рассказать и выразительно прочитать ее мне?
IҮ. Целеполагание.
Учитель открывает доску на ней надпись:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
- Сегодня заключительный урок изучения сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Поэтому сегодня вы постараетесь обобщить свои знания по содержанию этой сказке, выразить своё отношение к героям и персонажам сказки, дать им характеристики, а так же исполнитьпросьбу золотой рыбки: рассказать и выразительно прочитать сказку.

V. Основная часть.
Учитель:Посмотрите на наше море! Здесь очень тихо! Не хватает веселых и красивых рыбок!Давайте вспомним содержание 1-части сказки.
Дидактическая игра «У кого улов будет больше?»
Уч-ся отвечают на вопросы близко к тексту и собирают рыбок. Вопросы:
1.Где жили старик и старуха?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
2. Сколько лет они там жили?
(Ровно тридцать лет и три года.)
3.Чем занимался старик?
(Старик ловил неводом рыбу,)
4. Чем старуха занималась?
Старуха пряла свою пряжу.
5. С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
6.С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
7. С чем пришел невод в третий раз?
(Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.)
8. О чем попросила золотая рыбка старика?
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
9.А что ответил старик?
(«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе»)
10.Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Как старуха бранилась когда узнала о золотой рыбке?
(«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».)
11. Каким стало море когда пришел старик?
(Море слегка разыгралось).
Стал он кликать золотую рыбку,
12. Приплыла ли к нему рыбка?
(Припляла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»)
13. О чем попросил старик золотую рыбку?
(«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».)
14. Что ответила рыбка старику?
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».

Работа над 2-частью сказки – чтение по ролям.
Золотая рыбка:Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы! А что было дальше?
Учитель:2-часть сказки мы выразительно прочитаем по ролям. Подумайте какого героя вы хотели бы озвучить? (Детям на выбор даются следующие предметы: платок – старуха, шляпа – старик, автор – галстук-бабочка, рыбка – золотая корона)
Золотая рыбка:Как вы выразительно, как настоящие актеры читали сказку! Молодцы! А теперь ребята давайте немного отдохнем!
Физминутка: «А рыбки в море плавают вот так!»
Работа над 3-частью сказки по сюжетным картинкам:
Ученикипо цепочкевыразительно читают 3-часть сказки с паузами и востанавливают сюжет сказки по картинкам:
1. Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
2. Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

3. Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
4. Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
5. Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
6. Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

VІ. Кластер «Герои сказки» - работа по парам
Учитель:Смотрите дети, рыбка золотая исчезла, чтобы она вернулась давайте назовем всех героев сказки и дадим им характеристики.
Ученики: старик, старуха, золотая рыбка.
Учитель:Назовите еще одно действующее «лицо» в этой сказке.
-Давайте вспомним, как оно менялось с каждым новым приходом старика. Почему так происходило?
Старик Старуха Золотая рыбка Море
1. мягкий 1. властный 1. добрый В 1-раз: синее
2. добрый
2. злобный
2. благородный Во 2-раз: слегка разыгралось
3. податливый 3. жадный 3. справедливый В 3-раз: помутилося синее море
4. безвольный,
4. грубый
4. волшебный В 4-раз:не спокойно синее море
5.смиренный.
5. неуживчивый
5. спокойный В 5-раз: почернело синее море
6. безответный 6.неблагодарный 6. свободолюбивый В 6-раз: на море черная буря

Самопроверка по слайдам:
Учитель:- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
Учитель:- Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными? (Добро побеждает зло)

VІІ. Рефлексия
Учитель:- Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». (на доске)
- Какой же урок преподал нам великий поэт?
Учитель:- Работа в парах: выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым, жадным жестоким.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
Ученики высказываются.
Учитель:
- Ребята, а вы хотели бы поймать золотую рыбку, чтобы она исполнила ваше желание?
- Упражнение «Мое заветное желание».(ученики на парусах пишут свои желания и прикрепляют к кораблям)

ҮІІІ. Подведение итогов.
- Какую учебную задачу нам поставила рыбка и в начале урока? (Выразительно прочитать сказку, датьхарактеристикугероям сказки)
- Справились ли мы с поставленной задачей?
- Оценивание:
- Домашнее задание: напишите, какими положительными чертами характера вы хотели бы обладать. Я думаю, если вы очень захотите, то ваше желание непременно сбудется, и все вы вырастите достойными людьми.
Категория: Начальная школа | Добавил: Яло (2017-12-19)
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru