Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

«Чтение - путь к успеху»
Цели: Знакомство с возникновением письменности, книгопечатания и истории библиотек в Казахстане и регионе. Расширение знаний по истории, обобщение. Учить детей любить книги. Воспитание бережного отношения к книге, воспитание гражданственности и патриотизма.
Оборудование: выставка книг, рисунков.
Ход классного часа
Учитель: Ребята, сегодня я попросила вас принести свои любимые книги. Наш классный час мы посвятим книгам. Как вы думаете, зачем нужны книги людям? Какие бывают книги? Какое место занимают книги в современное время, время компьютеров?
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенье планет -
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Книга прочно вошла в вашу жизнь. Сначала бабушка, мама читали вам сказки, потом вы сами смотрели картинки. Книга может заставить смеяться, плакать, принимать правильное решение в жизни. Вы так привыкли к книге, что перестали замечать это чудо.
А зачем нам нужны книги? Разве без них нельзя жить? Можем. Но без книг
умирает способность мыслить, понимать, помнить. Книга – это наша память.
А как вы относитесь к книге? (ответы учащихся).
Учитель: Как вы хорошо сказали. Раньше не было компьютеров, не было такой аппаратуры, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который освещал мир. Сейчас всё немного по-другому. И многие перестали читать книги, ведь информацию можно почерпнуть в другом месте. Но книгу ничем нельзя заменить. Ведь книга – она, как друг. Её читаешь и, кажется, что разговариваешь с тем, кто её написал, переживаешь и радуешься вместе с её героями.
Когда вы читаете книгу, вы находите сходство с собой и своими поступками. Самое главное – книга нам открывает, прежде всего, самих себя. С помощью книги можно побывать в разных местах земного шара, познакомиться с жизнью и бытом разных людей. Книга всегда верно служит нам.
Учитель: Ребята, а ведь книги тоже живут в своем доме. Чтобы узнать, как называется этот дом, отгадайте загадку.
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
А как зовется этот дом?
Попробуй, угадай!
Учитель: Правильно. Библиотека. Библиотеки бывают разные. Бывают домашними, а бывают общественными. Но каждая – это целый дом книг.
Сегодня мы познакомимся с историей книги и библиотеки в Казахстане.
Урок наш будет проходить в виде небольшого путешествия по станциям.
Мы с вами пройдем путь книги, и библиотеки из глубины веков до настоящего времени, начиная с возникновения письменности. Путешествовать мы будем на необычном транспорте – на верблюдах.
(На доске названий станций, между ними караван верблюдов)
Итак, мы отправляемся. На нашем пути первая станция: «Древний Казахстан».
В какие бы времена не жили люди, они всегда старались передать свои знания, опыт, какую-либо информацию. В древном Казахстане, предки казахов, для этого использовали стены пещер, скалы, посуду.
На территории Казахстана на стенах пещер, на открытых поверхностях скал были обнаружены рисунки.
Рисунки на скалах или наскальные изображения называются петроглифами.
Наиболее крупные наскальные изображения расположены в урочище Арпаозен, в горах Каратау, в окрестностях Капчагая.
Общее количество наскальных изображений «Арпаозен» превышает 3500. Тематика их разнообразна. На данном наскальном изображении мы видим воинов с луками или копьями в руках, несущихся на колеснице. Оно потверждает то, что предки казахов изобрели и умело использовали колесницу в качестве военного транспорта.
На территории Восточного Казахстана, недалеко от села Бестерек Уланского района найдены Бестерекские петроглифы. На Бестерекских петроглифах в большом количестве образы диких зверей и домашних животных.
Если вас заинтересовали петроглифы, то познакомиться с ними можно в книгах, которые представлены на книжной выставке .
Шло время. Люди стали придумывать другие способы передачи информации. Для этого они стали использовать различные знаки в виде палочек и черточек. Так возникла письменность.
Но передача информации при помощи рисунков и знаков была не удобна и имела свои недостатки. Во-первых, их трудно было найти, во-вторых, не каждый мог понять их смысл. И тогда, постепенно, люди перешли на письмо посредством букв, и появился алфавит. А для письма стали использовать различные виды писчего материала.
Вопрос учащимся:
Какой писчий материал использовали в древности?
/Глинянные и деревянные дощечки, бамбуковую кору, папирус, пергамент, бересту, шелк/.
Кто создал алфавит? /Кирилл и Мефодий/
Как назывался алфавит? /Кириллица/
Но предки казахов не сразу перешли на алфавит. Они пользовались руническим, древнетюркским, арабским письмом. С использованием различного писчего материала появились первые рукописные книги.
Вопрос учащимся:
Как называлась первая рукописная книга? /Остромирово Евангелие/
А с появлением книг, возникла необходимость в создании библиотек.
Древние библиотеки: И.Грозного, А.Македонского, Александрийская, Ярослава Мудрого, Ассирийского царя Ашшурбанипала, Пергамская, библиотеки при храмах и монастырях.
В древнем Казахстане тоже стали появляться книги.
Ребята, а как вы думаете, как и каим путем появились книги в Древнем Казахстане?
В середине 2-го века в Европе и Азии появился Великий Шелковый путь, по которому везли шелк, шерсть, изделия из стекла, драгоценности.
Трассы Великого Шелкового пути проходили через старинные города Казахстана: Тараз, Испиджаб, Кашгар, Баласагун, а также Отырар.
Город Отырар, расположенный на берегу реки Сырдарьи, был окружен высокой крепостью и глубоким рвом. В город вело несколько дорог. Днем и ночью караваны верблюдов со всех концов света доставляли в Отырар ткани, ювелирные изделия, а также книги. Книги собрали в Отырарской библиотеке.
Отырарская библиотека прославилась редкими и ценными книгами. В библиотеке было много книг с позолоченной обложкой, написанных на белых шкурах.
У этой библиотеки печальная история. Во время нашествия Чингисхана, город Отырар был полностью разрушен. Жители города, не жалея своей жизни, спасали книги. Об этом рассказывает Дукенбай Досжан в своей книге «Шелковый путь».
Вот как это было: /учащийся зачитывает отрывок из книги/
«Повелитель города приказал под покровам ночи перенести все книги и рукописи из библиотеки в подземные кельи. Книги связали в тюки, плотно обмотали шкурками, чтобы уберечь от сырости потом затолкали в глиняные кувшины и крепко замазали их горловину глиной. Самые надежные джигиты повезли кувшины на верблюдах к мечети Кокмардан. Там их отнесли в подземелье. Повелитель города сам помогал расставлять кувшины с бесценным богатством. К рассвету вся Отырарская библиотека была надежно упрятана под землей, а вход в нее замурован. Повелитель города был больше всего опечален предстоящей разлукой с книгами. Он думал: «Пусть мы все погибнем, лишь бы сохранились они, лишь их не тронул тлен и дошли бы эти книги до наших потомков, как дошли они до нас».
Вот видите, ребята, как книги ценили в древности и понимали, что значение книг велико.
Мы продолжаем путешествие и отправляемся на станцию «Восточный университет».
Отырарская библиотека взрастила десятки мыслителей. В Отыраре жили звездочеты, ученые и предсказатели судеб. Прочитав книги знаменитей библиотеки, они сами писали замечательные эпосы, поэмы и другие книги. Отсюда вышли ученые, которых узнал весь мир.
В среде ученых и поэтов выделялся ученостью и широтой знаний Абу-Насыр Аль Фараби /870-950/
/Демонстрируется портрет Аль Фараби/.
Аль Фараби родился в городе Отырар на казахской земле. Здесь он получил первоначальное знание ремесел и основ наук. Обучался Аль Фараби на тюркском языке.
Следующий великий ученый – Юсуф Баласагуни. Юсуп Баласагуни – известнейший поэт, мудрый знаток человеческой души, родился в городе Баласагун. Получил всестороннее мусульманское образование, владел всеми тонкостями арабской и персидской поэзии. Юсуф создал замечательное историко-литературное произведение, классическую поэму «Благодатное знание» является историческим и культурным достоянием всех тюркских народов.
Плеяду выдающихся ученых Востока продолжает великий тюркский филолог, поэт, историк, путешественник Махмуд Кашгари. Махмуд Кашгари происходил из правящей династии Караханидского государства. Получил прекрасное образование в городе Кашгар. Махмуд с раннего детства проявил большой интерес к языкам, посетил почти все области Центральной Азии. Собрал уникальные сведения о жизни тюркских народов и племен. На основе этого материала он написал знаменитый труд «Словарь тюркских языков». В этом сочинении имеется большая и ценная информация о территории и тюркских племенах Казахстана.
Махмуд Кашгари является автором первой тюркской карты мира, которая помещена в его произведениях. Круглая карта мира в системе мусульманской картографии занимает оригинальное место. В центре карты расположен город Баласагун, столица караханидов, что указывает на большую любовь к своей тюркской земле и своему государству.
Более подробную информацию об этих и других ученых Востока можно получить из книг, которые представлены на книжной выставке: «Великие ученые Востока», «Казахстан:Национальная энциклопедия» Т.1, Жанайдаров О, Энциклопедия для детей «Моя Родина Казахстан».
А сейчас нам пора на конечную станцию, станция эта – «Мудрое государство».
1.Писчий материал, который использовали для письма, был заменен на бумагу и было изобретено книгопечатание.
Вопрос учащимся:
В каком веке появилась бумага? / во II веке/
Где изобрели бумагу? / В Китае /
Где впервые стали печатать книги? / В Китае /
Кто изобрел типографский способ печатания?
/ Иоганн Гуттенберг /
В каком году Иван Федоров напечатал первую книгу? / в 1564 /
В Казахстане же печатные книги появились значительно позже. Это был 19 век. Книги были на казахском языке.
Первая книга была издана в 1879 году. Это была учебная книга: «Киргизская хрестоматия». Автором этой книги является Ыбрай Алтынсарин.
Типографий в Казахстане не было, и книги печатали в городах: Казань, Ташкент,Оренбург.
Первые типографии в Казахстане появились в начале 20 века в городах Уральск, Семипалатинск, Верный /ныне Алматы/.
С появлением книг, стали создавать библиотеки. Библиотеки появилист в таких городах, как Уральск, Актюбинск, Павлодар.
В Восточном Казахстане первые библиотеки были открыты в городах Зайсан, Усть-Каменгорск, Семипалатинск. Семипалатинская библиотека была открыта в 1883 году. Постепенно библиотеки стали открывать не только в городах, но и в селах. Сейчас нет такого населенного пункта, где не было бы библиотеки.
В настоящее время, по решению Президента Республики Нурсултана Назарбаева в Астане восстанавливается Отырарская библиотека. Сейчас ведутся работы по поиску и восстановлению книг разных веков и самого различного способа изготовления. В Астане работает научный центр «Отырарская библиотека». С разных концов Казахстана присылаются найденные древние рукописи. Не далек тот день, когда возрожденная библиотека распахнет свои двери для читателей.
Итак, ребята, наше путешествие закончилось. Скажите мне, что вы узнали, с чем познакомились во время путешествия? / ответы детей /
А для чего вы изучаете историю книги и и библиотек Казахстана? Правильно надо знать историю, традиции, обычаи, культуру своего народа, чтобы быть достойными гражданами своей республики и продолжить дело предков, которые оставили в наследство огромную и богатую землю.
Итоги классного часа.
Учитель: Существует множество книг: учебники, художественная литература, словари, энциклопедии, справочники. К книге нужно относиться бережно. Её надо читать собственными глазами. Вы будете идти по жизни всё дальше и дальше, а прочитанные вами книги будут идти вместе с вами. Поэтому, читать важно, читать нужно, читать интересно!
Завершая разговор о книгах, хочется напомнить вам народную мудрость, которая гласит: «Испокон века книга растит человека!»
Желаю вам обрести много хороших друзей, прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками на всю жизнь.
Категория: Начальная школа | Добавил: eivanova-77d (2017-12-23) | Автор: Иванова Елена Владимировна E
Просмотров: 601 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru