Тема: Большая буква в именах собственных. Цель: Ввести понятие «Имя собственное», расширить знания учащихся об именах собственных, закрепить навык правописания имён собственных, способствовать развитию, орфографической зоркости, мыслительных операций, вниманию, речи, умения транскрибировать, воспитывать интерес к изучаемому, доброжелательное отношение при работе в группе. Ход урока. 1. Психологический настрой учащихся Приветствие гостей урока чистоговоркой: Ень- ень- ень – скажем всем мы: «Добрый день!» Вы-вы-вы –будем все мы вежливы Те-те-те – и услышим: «Здравствуйте!» Ас-ус-ос –я не буду вешать нос. 2.Оформление тетради. Запишите сегодняшнюю дату. ( Поставьте ударение в словах, назовите встретившиеся орфограммы.) 3. Минутка чистописания. - Определите, какие буквы мы будем записывать на минутке чистописания: а) безударная гласная в слове Астана, б) орфограмма из слова аллея, в) гласная из второго слога в слове Караганда. Прописать в тетради : а лл а -Какое слово из перечисленных можно назвать лишним? Почему? 3. Словарно – орфографическая работа. -Среди данных букв найдите спрятанное слово (апрендевочкамтвыу) (девочка). -Что вы можете сказать об этом слове? (словарное слово, безударная гласная - о, орфограмма –чк). ---- - Что может отличать разных девочек друг от друга? (внешность, имя) -Как можно связать буквы, записанные на минутке чистописания, с данным словом? (девочка Алла) -Записать словосочетание в тетради 2 раза, выделив орфограммы. -Как вы запишите имя девочки? 4. Работа по развитию речи. Дети получают карточки с отдельными словами и знаками препинания. Они выходят к доске и составляют 2 предложения. Слова на карточках: Света живёт переехала Женя в магазин ? в Караганде в Астану . -Прочитайте полученные предложения. Можно ли составить предложения по-другому? - Можем ли мы сказать : Женя переехала? (Да, если Женя –девочка.) - Распространите полученные предложения. Запишите любое предложение, соблюдая правила записи предложения. 4.Сообщение темы урока. - Что общего в данных предложениях? (есть имена) Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.(Заглавная буква в именах собственных). - Над чем мы будем работать на уроке? - Что вы знаете по теме урока? - Давайте проверим, верны ли наши знания и поработаем с текстом правила на стр.103. Прочитайте правило «про себя». Отметьте для себя новое. - Прочитаем правило вслух. Что нового вы из него узнали? Работа по учебнику : с.103 упр.252 Прочитайте задание. (найди и выпиши имена собственные). -Это задание мы выполним следующим образом: девочки будут выписывать имена мальчиков, а мальчики – имена девочек.( Вспомните, как пишутся имена). (Одновременно проводится индивидуальная работа по карточкам) -Взаимопроверка. -Какие имена вам показались некрасивыми? Почему? (Вовка, Лариска.) Как правильно назвать этих детей? 5. Физминутка. А теперь давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный: -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы В, -Встаньте те, в чьё имя заканчивается на гласный звук. -Встаньте те, в чьём имени букв больше, чем звуков. (Игорь, Анель) -Встанут дети, у которых есть домашние животные. (назвать клички животных) - Встанут дети с одинаковыми именами. 6. Продолжение работы по теме урока. - Как называются люди с одинаковыми именами? (тёзки) -Как можно различить таких людей в одном коллективе? ( по фамилии, отчеству) - Поработайте в группах по карточке и попытайтесь определить, как были образованы фамилии из каждого столбика. (в карточках: Иванов Столяров Ухов ) Петров Рыбаков Носов Николаев Плотников Безруков Антонов Кузнецов Глазов -Сделайте вывод о том, как образованы некоторые фамилии. Запишите фамилии второго столбика и образуйте от них названия профессий. Например: Портнов – портной. - Давайте составим транскрипцию фамилий наших одноклассников: Перов, Королёв, Югай. (Одновременно проводится работа по карточкам) -Итак, из чего состоит полное имя человека (Ф,И,О,). - Составьте и запишите предложение о себе: Меня зовут ….. • Резервное задание Записать имена. Определить, сколько в них букв и звуков: Игорь, Яша, Николай, Юлия, Елена. 7. Подведение итогов. -Чему сегодня учились на уроке? - Что вызвало у вас интерес? - Какие вопросы возникли в ходе урока? - Какие 3 ключевые слова вы могли бы подобрать к уроку? 8. Д/З 1. постараться выяснить значение своего имени, фамилии. 2. Подобрать и записать 5 скороговорок с именами. 3. с.207 упр.260
|