Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

"Разнообразие растений". Познание мира, 3 класс
Урок: Познание мира
Раздел: Многообразие растений и животных
Тема: Разнообразие растений
Класс: 3
Цели:
- называть и распознавать растения по их виду;
- приводить аргументы, доказывающие отличия видов растений;
- анализировать полученную информацию выделяя главное в характеристике стеблей растений;
- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности в групповой работе;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету «Познание мира».
Критерии успеха:
Все учащиеся смогут (А):
Называть виды растений.
Соотносить растение с видом, к которому оно относится.
Отмечать понятия, относящиеся к изображенным видам растений.
Большинство учащихся смогут (В):
Распознавать вид растения по иллюстрации.
Объяснять отличия видов растений.
Некоторые учащиеся смогут (С):
Описывать стебель растений, используя различные источники учебной информации.
Отличать виды растений.
Ресурсы: учебник «Познание мира», электронный учебник «Познание мира. 3 класс», проектор, экран, презентация, карточки для деления на группы с изображением деревьев, кустарников, трав, маршрутные карты, карточки с критериальным оцениванием, музыкальная физминутка «Человечки», карточки с домашним заданием.

Ход урока:
1. Эмоциональный настрой
А теперь проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся рассаживаются по группам – видам домашней работы:
А) Мини-сообщение: найти сведения о видах почв в нашей области. Сравнить с видом почвы другой (любой) области РК.
В) Ответить на вопросы:
- Как ты думаешь, в какой почве семена прорастут быстрее – в песчаной или глинистой? Объясни, почему.
- Могут ли люди улучшить плодородие почвы? Приведи примеры.
С) Ответить на вопросы:
- Какое значение имеет почва для людей?
- Как образуется перегной? Лайд 1
Учащиеся группы А сдают свои работы и рассказывают учителю.
Затем учащиеся группы В – учащимся группы А.
Учащиеся группы С – учащимся группы А.
Учащиеся оценивают ответы по критериям, представленным на листах А5.
Критерии оценивания (карточка).
Группа А:
«5» - сравнение с видом почвы другой области РК (в повседневной жизни)
«4» - нашли сведения о видах почв, но слабое сравнение с почвой другой области РК
«3» - нашли сведения о видах почв области, без сравнения
Группа В:
«5» - раскрыто полно и подтверждено примерами
«4» - раскрыто, но недостаточно подтверждено примерами
«3» - недостаточно раскрыто и слабо подтверждено примерами
Группа С:
«5» - знает и понимает значение почвы для людей
«4» - знает, но недостаточно раскрывает значение почвы для людей и образование перегноя
«3» - недостаточно знает и понимает значение почвы для людей и образование перегноя Слайд 2
3. Постановка темы и целей урока.
Деление на группы: деревья, кустарники и травы.
Каждой группе задается вопрос.
- Ребята, как вы думаете, почему вы попали именно в эту группу: группу деревьев; группу кустарников; группу растений?
- Как вы думаете, а почему сосна, тополь, береза – это дерево?
- Как вы думаете, а почему смородина, сирень и роза – это кустарники?
- Как вы думаете, а почему ковыль, полынь и клевер – это травы?
Ответы детей.
- Ребята, а вы знаете, что на Земле почти нет места, где бы ни росли растения. Они растут и в жарких пустынях, и на холодных горных вершинах, и в сильно увлажненных местах, даже в воде. Как вы думаете, как можно назвать такие растения? Слайды 3-6
Ответы детей – разнообразные
- Внешний облик растения, который отражает степень приспособленности к окружающей среде, называется жизненной формой растений.
- И сегодня на уроке мы с нашими постоянными героями отправимся в мир растений, в котором узнаем о разнообразии.
- Но прежде, чем отправится в путешествие нам необходимо поставить цели, чего в конце нашего урока мы должны будем достичь?
- По началу предложения определите цели урока.
- Мы научимся различать …
- К концу урока будем определять …
- Будем совершенствовать навыки … Слайд 7
Учащиеся определяют цели урока, учитель по мере необходимости оказывает наводящую помощь.

4. Работа по теме урока
«Царство растений»
Учащиеся слушают информацию о растениях (виды, разнообразие, части растений).

5. Физминутка
Музыкальная - «Человечки», в сопровождении презентации
Учащиеся выполняют движения, повторяя их героями физминутки.

6. Закрепление
Групповая работа по маршрутным картам.
Учащиеся самостоятельно распределяют роли: спикер, тайм-пикер, секретарь.
Приложение 1,2
Каждая группа получает маршрутные карты с одинаковым заданием, которые содержат три уровня сложности. Секретарь группы отмечает все необходимое в маршрутной карте. Учащиеся выбирают задание в соответствии со своими способностями и знаниями.
Задание 1 для учащихся группы А
Задание 2 для учащихся группы В
Задание 3 для учащихся группы С

Учащиеся группы А сдают работу и рассказывают учителю.
Затем учащиеся группы В – учащимся группы А.
Учащиеся группы С – учащимся группы А.
Учащиеся оценивают ответы по критериям, представленным на листах А5.

Критерии оценивания:
Задание 1:
«5» - выделяют главное и дают полную характеристику стеблей растений
«4» - выделяют главнее и дают недостаточно полную характеристику стеблей растений
«3» - недостаточно полно выделили главное
Задание 2
«5» - отличают виды растений по их описанию
«4» - недостаточно полное соотношение описания растения с его видом
«3» - слабое умение отличать виды растений по их описанию
Задание 3
«5» - определяют и отмечают, понятия, относящиеся к вида растений
«4» - недостаточно полное умение определять и отличать, понятия, относящиеся к видам растений
«3» - слабое умение определять и отличать, понятия, относящиеся к видам растений

- Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие в мир растений, давайте вспомним цели, которые мы ставили перед этим путешествием. Как вы думаете, мы достигли поставленных целей? Слайд 8
Ответы детей
Дополнительные вопросы:
- Рассмотрите рисунки и назовите, к какому виду растений они относятся. Слайд 9
- Назовите части этих растений.
- Назовите условия, необходимые для произрастания растений.
- Чем отличаются водоросли и папоротники? Слайд 10
- Как вы думаете, одинаковые ли условия нужны для произрастания различных видов растений? Почему?
Ответы учащихся
7. Рефлексия
«Рефлексивный экран» - закончите предложения:
• Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Я выполнял задания…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Я почувствовал, что…
• Я приобрёл…
• Я научился…
• У меня получилось…
• Я смог…
• Я попробую…
• Меня удивило…
• Урок дал мне для жизни…
• Мне захотелось…
• Расскажу дома, что … Слайд 11

8. Домашняя работа
Всем учащимся – читать с 108-111 Слайд 12
А) Мини-сообщение о видах растений нашего края. Источники: школьная библиотека, ВК Экобиоцентр, Интернет.
В) Подготовить тонкие и толстые вопросы по материалу, данному в учебнике на с. 108-111 и материалу, услышанному на уроке.
С) Подготовить загадки про растения. При проверке домашнего задания на следующем уроке задается вопрос, к отгадкам: к какому виду растений относится …?

Приложение 1
Дополнительная информация для задания 1.
Береза – одно из самых узнаваемых деревьев рода лиственных. В первую очередь этому поспособствовал внешний вид растения. Для дерева характерна белая кора с черными вкраплениями, а также небольшие заостренные листы и развесистая крона. Средняя продолжительность жизни березы в естественных условиях составляет около 150 лет. Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Полости клеток пробковой ткани на стволах заполнены белым смолистым веществом — бетулином, который придаёт коре белую окраску. Внешняя часть — берёста — обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами.
Ствол сосны, растущей в сравнительно сомкнутых насаждениях, стройный, прямой, ровный, высокоочищенный от сучьев; в изреженных насаждениях или на просторе дерево менее высокое, ствол сбежистый и более суковатый. Кора в разных частях дерева различной толщины и разного цвета: в нижней части ствола она толстая, бороздчатая, красно-бурая, почти серая; в средней и верхних частях ствола и на крупных ветвях - желтовато-красная, отслаивающаяся тонкими пластинками, почти гладкая, тонкая. Кора в нижней части ствола толстая, чешуйчатая, серо-коричневая, с глубокими трещинами. Чешуйки коры образуют пластины неправильной формы. В верхней части ствола и на ветвях кора тонкая, в виде хлопьев (шелушится), оранжево-красная. Наибольший прирост по высоте дает в благоприятных условиях в возрасте (15-30) лет, достигая к восьмидесяти годам 30 м.
Календулу лекарственную культивируют как декоративное и как лекарственное растение, иногда она дичает. Календула светолюбива, но не требовательна к почве, влаге и теплу. Календулу ещё имеет название ноготок, или аптечный ноготок. Ствол (стебель): стебель у календулы простой или слабо разветвлённый и прямостоячий, густо облиственный.

Приложение 2
Маршрутная карта
Группа «Деревья»
Ф.И. ученика Что выполнено Оценка




Маршрутная карта
Группа «Кустарники»
Ф.И. ученика Что выполнено Оценка




Маршрутная карта
Группа «Травы»
Ф.И. ученика Что выполнено Оценка




Задание 1
Заполни таблицу, используя учебник с 108-109 и дополнительный источник. Назови группы растений. Охарактеризуй свойства их стеблей.

Растение Стебель Группа
Береза
Ель
Календула



Задание 2
По описанию определи группу растения, используя информацию, услышанную на уроке и по учебнику на с. 108-109.
 Самые простые по строению; увидеть их очень сложно. _____________
 Растут во лажном лесу, на боте, на столах старых деревьев. Есть стебли и листья, но нет корней и цветков. __________________
 Много лет назад эти растения господствовали на земном шаре; сильно рассечённые листья. _________________
 Видоизмененные листья-иголки. ______________________
 Имеют цветки, из них образуются плоды и семена. _______________

Задание 3
Отметь понятия, относящиеся к изображенному виду растений.
- живая природа
- неживая природа
- кустарники
- деревья
- цветковые растения
- хвойные растения
сосна обыкновенная

- неживая природа
- живая природа
- травянистые растения
- кустарники
- цветковые растения
- папоротники
ландыш майский

- неживая природа
- живая природа
- травянистые растения
- кустарники
- цветковые растения
- деревья
черная смородина
Категория: Начальная школа | Добавил: Таня2132 (2018-01-24) | Автор: Максимова Татьяна Александрона E
Просмотров: 577 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru