Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Урок: Познание мира Раздел: Многообразие растений и животных Тема: Разнообразие растений Класс: 3 Цели: - называть и распознавать растения по их виду; - приводить аргументы, доказывающие отличия видов растений; - анализировать полученную информацию выделяя главное в характеристике стеблей растений; - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности в групповой работе; - обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету «Познание мира». Критерии успеха: Все учащиеся смогут (А): Называть виды растений. Соотносить растение с видом, к которому оно относится. Отмечать понятия, относящиеся к изображенным видам растений. Большинство учащихся смогут (В): Распознавать вид растения по иллюстрации. Объяснять отличия видов растений. Некоторые учащиеся смогут (С): Описывать стебель растений, используя различные источники учебной информации. Отличать виды растений. Ресурсы: учебник «Познание мира», электронный учебник «Познание мира. 3 класс», проектор, экран, презентация, карточки для деления на группы с изображением деревьев, кустарников, трав, маршрутные карты, карточки с критериальным оцениванием, музыкальная физминутка «Человечки», карточки с домашним заданием. Ход урока: 1. Эмоциональный настрой А теперь проверь дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. 2. Проверка домашнего задания. Учащиеся рассаживаются по группам – видам домашней работы: А) Мини-сообщение: найти сведения о видах почв в нашей области. Сравнить с видом почвы другой (любой) области РК. В) Ответить на вопросы: - Как ты думаешь, в какой почве семена прорастут быстрее – в песчаной или глинистой? Объясни, почему. - Могут ли люди улучшить плодородие почвы? Приведи примеры. С) Ответить на вопросы: - Какое значение имеет почва для людей? - Как образуется перегной? Лайд 1 Учащиеся группы А сдают свои работы и рассказывают учителю. Затем учащиеся группы В – учащимся группы А. Учащиеся группы С – учащимся группы А. Учащиеся оценивают ответы по критериям, представленным на листах А5. Критерии оценивания (карточка). Группа А: «5» - сравнение с видом почвы другой области РК (в повседневной жизни) «4» - нашли сведения о видах почв, но слабое сравнение с почвой другой области РК «3» - нашли сведения о видах почв области, без сравнения Группа В: «5» - раскрыто полно и подтверждено примерами «4» - раскрыто, но недостаточно подтверждено примерами «3» - недостаточно раскрыто и слабо подтверждено примерами Группа С: «5» - знает и понимает значение почвы для людей «4» - знает, но недостаточно раскрывает значение почвы для людей и образование перегноя «3» - недостаточно знает и понимает значение почвы для людей и образование перегноя Слайд 2 3. Постановка темы и целей урока. Деление на группы: деревья, кустарники и травы. Каждой группе задается вопрос. - Ребята, как вы думаете, почему вы попали именно в эту группу: группу деревьев; группу кустарников; группу растений? - Как вы думаете, а почему сосна, тополь, береза – это дерево? - Как вы думаете, а почему смородина, сирень и роза – это кустарники? - Как вы думаете, а почему ковыль, полынь и клевер – это травы? Ответы детей. - Ребята, а вы знаете, что на Земле почти нет места, где бы ни росли растения. Они растут и в жарких пустынях, и на холодных горных вершинах, и в сильно увлажненных местах, даже в воде. Как вы думаете, как можно назвать такие растения? Слайды 3-6 Ответы детей – разнообразные - Внешний облик растения, который отражает степень приспособленности к окружающей среде, называется жизненной формой растений. - И сегодня на уроке мы с нашими постоянными героями отправимся в мир растений, в котором узнаем о разнообразии. - Но прежде, чем отправится в путешествие нам необходимо поставить цели, чего в конце нашего урока мы должны будем достичь? - По началу предложения определите цели урока. - Мы научимся различать … - К концу урока будем определять … - Будем совершенствовать навыки … Слайд 7 Учащиеся определяют цели урока, учитель по мере необходимости оказывает наводящую помощь. 4. Работа по теме урока «Царство растений» Учащиеся слушают информацию о растениях (виды, разнообразие, части растений). 5. Физминутка Музыкальная - «Человечки», в сопровождении презентации Учащиеся выполняют движения, повторяя их героями физминутки. 6. Закрепление Групповая работа по маршрутным картам. Учащиеся самостоятельно распределяют роли: спикер, тайм-пикер, секретарь. Приложение 1,2 Каждая группа получает маршрутные карты с одинаковым заданием, которые содержат три уровня сложности. Секретарь группы отмечает все необходимое в маршрутной карте. Учащиеся выбирают задание в соответствии со своими способностями и знаниями. Задание 1 для учащихся группы А Задание 2 для учащихся группы В Задание 3 для учащихся группы С Учащиеся группы А сдают работу и рассказывают учителю. Затем учащиеся группы В – учащимся группы А. Учащиеся группы С – учащимся группы А. Учащиеся оценивают ответы по критериям, представленным на листах А5. Критерии оценивания: Задание 1: «5» - выделяют главное и дают полную характеристику стеблей растений «4» - выделяют главнее и дают недостаточно полную характеристику стеблей растений «3» - недостаточно полно выделили главное Задание 2 «5» - отличают виды растений по их описанию «4» - недостаточно полное соотношение описания растения с его видом «3» - слабое умение отличать виды растений по их описанию Задание 3 «5» - определяют и отмечают, понятия, относящиеся к вида растений «4» - недостаточно полное умение определять и отличать, понятия, относящиеся к видам растений «3» - слабое умение определять и отличать, понятия, относящиеся к видам растений - Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие в мир растений, давайте вспомним цели, которые мы ставили перед этим путешествием. Как вы думаете, мы достигли поставленных целей? Слайд 8 Ответы детей Дополнительные вопросы: - Рассмотрите рисунки и назовите, к какому виду растений они относятся. Слайд 9 - Назовите части этих растений. - Назовите условия, необходимые для произрастания растений. - Чем отличаются водоросли и папоротники? Слайд 10 - Как вы думаете, одинаковые ли условия нужны для произрастания различных видов растений? Почему? Ответы учащихся 7. Рефлексия «Рефлексивный экран» - закончите предложения: • Сегодня я узнал… • Было интересно… • Было трудно… • Я выполнял задания… • Я понял, что… • Теперь я могу… • Я почувствовал, что… • Я приобрёл… • Я научился… • У меня получилось… • Я смог… • Я попробую… • Меня удивило… • Урок дал мне для жизни… • Мне захотелось… • Расскажу дома, что … Слайд 11 8. Домашняя работа Всем учащимся – читать с 108-111 Слайд 12 А) Мини-сообщение о видах растений нашего края. Источники: школьная библиотека, ВК Экобиоцентр, Интернет. В) Подготовить тонкие и толстые вопросы по материалу, данному в учебнике на с. 108-111 и материалу, услышанному на уроке. С) Подготовить загадки про растения. При проверке домашнего задания на следующем уроке задается вопрос, к отгадкам: к какому виду растений относится …? Приложение 1 Дополнительная информация для задания 1. Береза – одно из самых узнаваемых деревьев рода лиственных. В первую очередь этому поспособствовал внешний вид растения. Для дерева характерна белая кора с черными вкраплениями, а также небольшие заостренные листы и развесистая крона. Средняя продолжительность жизни березы в естественных условиях составляет около 150 лет. Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Полости клеток пробковой ткани на стволах заполнены белым смолистым веществом — бетулином, который придаёт коре белую окраску. Внешняя часть — берёста — обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами. Ствол сосны, растущей в сравнительно сомкнутых насаждениях, стройный, прямой, ровный, высокоочищенный от сучьев; в изреженных насаждениях или на просторе дерево менее высокое, ствол сбежистый и более суковатый. Кора в разных частях дерева различной толщины и разного цвета: в нижней части ствола она толстая, бороздчатая, красно-бурая, почти серая; в средней и верхних частях ствола и на крупных ветвях - желтовато-красная, отслаивающаяся тонкими пластинками, почти гладкая, тонкая. Кора в нижней части ствола толстая, чешуйчатая, серо-коричневая, с глубокими трещинами. Чешуйки коры образуют пластины неправильной формы. В верхней части ствола и на ветвях кора тонкая, в виде хлопьев (шелушится), оранжево-красная. Наибольший прирост по высоте дает в благоприятных условиях в возрасте (15-30) лет, достигая к восьмидесяти годам 30 м. Календулу лекарственную культивируют как декоративное и как лекарственное растение, иногда она дичает. Календула светолюбива, но не требовательна к почве, влаге и теплу. Календулу ещё имеет название ноготок, или аптечный ноготок. Ствол (стебель): стебель у календулы простой или слабо разветвлённый и прямостоячий, густо облиственный. Приложение 2 Маршрутная карта Группа «Деревья» Ф.И. ученика Что выполнено Оценка Маршрутная карта Группа «Кустарники» Ф.И. ученика Что выполнено Оценка Маршрутная карта Группа «Травы» Ф.И. ученика Что выполнено Оценка Задание 1 Заполни таблицу, используя учебник с 108-109 и дополнительный источник. Назови группы растений. Охарактеризуй свойства их стеблей. Растение Стебель Группа Береза Ель Календула Задание 2 По описанию определи группу растения, используя информацию, услышанную на уроке и по учебнику на с. 108-109. Самые простые по строению; увидеть их очень сложно. _____________ Растут во лажном лесу, на боте, на столах старых деревьев. Есть стебли и листья, но нет корней и цветков. __________________ Много лет назад эти растения господствовали на земном шаре; сильно рассечённые листья. _________________ Видоизмененные листья-иголки. ______________________ Имеют цветки, из них образуются плоды и семена. _______________ Задание 3 Отметь понятия, относящиеся к изображенному виду растений. - живая природа - неживая природа - кустарники - деревья - цветковые растения - хвойные растения сосна обыкновенная - неживая природа - живая природа - травянистые растения - кустарники - цветковые растения - папоротники ландыш майский - неживая природа - живая природа - травянистые растения - кустарники - цветковые растения - деревья черная смородина | |
Просмотров: 577 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|