Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
"Использование игр на сплочение на различных уроках" «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» Курт Левин, американский психолог В любом классном коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Отношения в группе, классе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности. В своей работе я использую игры на сплочение, цель которых - повышение сплоченности учеников, развитие коллектива как целостного группового субъекта. Игры на сплочение развивают следующие навыки и умения: • доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; • эмоционально сопереживать и оказывать поддержку однокласснику; • сотрудничать и действовать сообща; • согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи; • разрешать конфликтные ситуации; • поддерживать позитивное поведение; • толерантность и уважение. В своей работе я часто меняю состав групп, чтобы каждый ребёнок мог взаимодействовать с разными детьми. Хочу представить вашему вниманию игры, которые я наиболее часто использую в работе с детьми: - "Поздороваемся локтями"; - "Застольная беседа"; - "Рукопожатия"; - "Обмен местами"; - "Сидячий круг"; - "Ветер в ивах"; - "Гусеница"; - "Постройтесь по..."; - "Печатная машинка"; - "Фигуры" (из замкнутой верёвки); - "Пазлы"; - "Кочки"; - "Все на борт!"; - "Колдуны"; - "Дружные маркеры"; - "Рисунок на спине" (цифры, алфавит, рисунки); - "Построй фигуру"; - "Ритмичные зарисовки"; - "Мычалки"; - "Весёлые горки" (с теннисными шариками); - "Ожерелье позитива". Уважаемые коллеги, предлагаю вам ряд игр, которые вы лучше запомните, приняв в них участие. "Гусеница" Описание игры: участники становятся друг за другом в затылок, держась руками за пояс впереди стоящего. Первый участник - голова, последний - хвост. Ведущий называет действие, которые должна выполнить гусеница: "гусеница спит", "гусеница делает зарядку", "гусеница умывается", "гусеница завтракает", "гусеница танцует". "Рисунок на спине" Описание игры: участники делятся на 3 команды, и строятся в 3 колонны параллельно друг за другом. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Последний участник рисует пальцем на спине впереди стоящего цифру, букву, слог, слово, рисунок (от простого - к сложному). Задание: почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. После выполнения задания первый и последний члены команд меняются местами. "Найди и коснись" Описание игры: ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей, например "найдите и коснитесь чего-нибудь холодного, шершавого, горячего, мягкого, красного, вещи, длина которых 30см, что-то, что весит полкилограмма и т.д." "Глаза в глаза" Описание игры: участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого. Руки прячут под ягодицы. Молча, не пользуясь мимикой лица, одними глазами, необходимо найти себе пару. По сигналу ведущего все встают, и находят свою пару. "Геометрия вслепую" Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий: "ребята, в полной тишине, без слов, не открывая глаз, постройте мне треугольник, ромб, круг, овал, и т.д." "Я люблю тебя за то..." Описание игры: участники становятся в 2 круга: внутренний и внешний, парами на встречу друг другу. Пары берутся за руки, и говорят шёпотом друг другу, за какое качество они ценят больше всего этого человека. По хлопку ведущего внутренний круг поворачивается на одного человека по часовой стрелке, и ребята продолжают говорить приятные слова. Это продолжается до тех пор, пока ребята не вернутся на прежнее место. Затем ситуация проигрывается с ребятами внешнего круга, которые движутся против часовой стрелки. "Слон" Описание игры: все участники, используя подручные материалы - ручки, карандаши, тетради, книги, маркеры - за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине. Ведущий внимательно наблюдает за ходом выполнение задания: "все ли выполняют задание? кто взял на себя роль руководителя?" "Эмпайр Стейт Билдинг" Описание игры: для игры понадобятся маркеры или фломастеры, формат листа А3, либо доска, карточки с заданиями, а именно: - нарисовать здание в 10 этажей; - контур здания должен быть фиолетового цвета; - на каждом этаже должно быть по 2 окна; - на каждом окне должны стоять цветы; - на 5 этаже в окне должна сидеть кошка; - на здании должен развиваться синий флаг, и т.д. Карточек должно быть столько, сколько участников. Обычно участвуют 2-3 команды. Задания выполняются молча. Все группы рисуют одновременно. "Передай движение" Описание игры: участники встают в круг в затылок друг другу, чтобы расстояние между ними было 30-40 см, и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы, или шеи стоящего впереди человека. Тот делает такое же движение, касаясь следующего участника. И так далее, пока движение не прошло полный круг. После этого водящим становится другой человек, пускающий по кругу другое движение. "М-м-м по кругу" Описание игры: участники стоят в кругу. Первый человек долго тянет звук "м-м-м" на определённой высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и т.д. по кругу. Участник, передающий звук, должен подать соседу какой-либо сигнал, например коснуться руки. Важно, чтобы звук не прерывался. "Поздоровайтесь локтями" Описание игры: участники встают в круг. Предложить всем рассчитаться на 1-4 и сделать следующее: - каждый первый номер складывает руки за головой, чтобы локти были разведены в разные стороны; - каждый второй номер упирается руками в бёдра, чтобы локти были разведены в разные стороны; - каждый третий номер кладёт руку на левой бедро, а правую руку на правое колено; - каждый четвёртый номер держит сложенные крест на крест руки на груди, локти в стороны. На выполнение задания - 5 минут. Необходимо поздороваться и познакомиться, запомнив имена. "Застольная беседа" Описание игры: участники представляют, что они находятся в кафе или ресторане. №1 - воссоздайте дух застольной беседы, описав ресторан, известный своей приятной атмосферой и изысканной кухней. Участники пришли сюда поесть, познакомиться друг с другом, поговорить на различные темы. №2 - разрешить группе свободно двигаться по помещению. Затем перевоплотитесь в "старшего кельнера" крикните: "Столик на двоих!". Это означает, что каждый участник должен найти себе пару - того, кто стоит ближе всех. Они присаживаются за стол. Дайте им пару минут на обсуждение темы - "Какую пищу я предпочитаю". №3 - теперь крикните: "Столик на четверых!". Ребята объединяются по четверо. Тема для обсуждения: "Чем я охотнее всего занимаюсь в свободное время". №4 - теперь крикните: "Столик на восьмерых!". Тема: "Место, которое я хотел бы посетить". В конце игры происходит краткий обмен впечатлениями - что я узнал о других членах группы, что было особенно интересным, неожиданным. Всё эти игры способствуют сближению детей и развитию чувства "МЫ" в детском коллективе. В основе использования игр на сплочение лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: - как строить отношения в коллективе и противостоять давлению со стороны; - понять другого человека в ходе разговора; - как важно уметь донести мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на её основе динамично развивается групповая сплочённости. Уважаемые коллеги! Надеюсь, что представленные игры на сплочение вызвали у вас интерес и желание использовать их на ваших уроках. Смело адаптируйте их под свои предметы и задачи! Желаю вам творческих успехов. | |
Просмотров: 389 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|