Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Цибулько Олеся Александровна, учитель физической культуры, СОШ № 42 им. Мухтара Ауэзова. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушения процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребёнка, его отношение к школе и учению. Адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде. Но в процессе адаптации к новым условиям существует вероятность того, что у ребёнка могут возникнуть трудности, с которыми он будет не в состоянии справиться самостоятельно. [1, с. 25] Первый год в школе — это большой стресс, как для самого первоклассника, так и для его родителей. Мамы и папы переживают, как их ребёнок, который, казалось, совсем недавно появился на свет, освоится в новом коллективе, сможет ли он высидеть целый урок и будет ли ему по зубам гранит науки. У ребенка появляется новая социальная роль — это роль ученика. Изменение социального статуса влечет за собой изменение самосознания первоклассника, у ребенка происходит переоценка ценностей. Не все дети одинаково быстро принимают и вживаются в новый статус школьника. Некоторым требуется определенный период времени, чтобы осознать свою новую роль. Помочь плавно подняться на ступень выше (от дошкольника к школьнику) могут совместно учителя и родители ребенка. Чтобы облегчить социально-психологическую адаптацию первоклассников, им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, со школой и ее правилами. На уроках физической культуры мы практикуем задания, в которых дети знакомятся, узнают друг друга, запоминают в игровой форме. Так как детям первое время нелегко запомнить всех, ведь столько всего нового. Адаптация первоклассников условно делится на три периода. Есть дети, которые адаптируются в течение 1,5-2 месяцев обучения. Такие дети быстро устанавливают контакт с одноклассниками и учителями, легко осваиваются в школе, заводят новых друзей. Есть дети, которым требуется 3-4 месяца для привыкания и принятия требований школы. Эти школьники могут не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, могут обижаться, в усвоении учебной программы они испытывают трудности. Лишь к концу 2-ой четверти дети осваиваются и начинают вести себя адекватно в соответствии с требованиями школы и учителя. И третий вид адаптации, это когда дети испытывают значительные трудности в социально-психологической адаптации. У таких школьников может отмечаться крайне негативное поведение, нежелание слушаться, выполнять требования учителя. Они могут вступать в спор с педагогами, в драки со сверстниками. Усвоение учебного материала происходит с большим трудом. [1, с. 31] Самый важный результат оказания помощи в адаптации к школе – это восстановить у ребёнка положительное отношение к повседневной школьной деятельности. Когда школа приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний. Необходимо, чтобы все субъекты социальной среды школа и дом, понимали и правильно подходили к своим функциям по адаптации первоклассников. Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу. Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации. Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания и их участие в школьной жизни ребенка. [2, с. 8] Нарушение в процессе адаптации одного из связующего звена, сказывается на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках, при проведении которых детям разрешается двигаться, в частности на уроках физической культуры. В течение первых двух месяцев работа направлена на развитие и совершенствование движений детей. На уроках используются различные игры и игровые ситуации, сказочные персонажи, речевки, стихотворные слоганы, дети отправляются в различные путешествия. Домашние задания в первом классе не задаются. В первом полугодии у первоклассников исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность учащихся направлена на то, чтобы стимулировать обучаемость в виде различной похвалы. Так же в начале года не проводятся контрольные нормативы, так как детей приходится обучать элементарным двигательным навыкам, и чтобы не снижать интерес к урокам физической культуры, не акцентировать внимание на неудачи тех детей, которые физически еще слабые. В конце учебного года в четвертой четверти проводим контрольные нормативы, и дети уже обученные определенным двигательным навыкам уже имеют интерес к тому, как они выполняют определенное упражнение. И стараются выполнить, не бездумно, а как можно лучше. С поступлением в первый класс, в этот сложный период, родители должны во всем поддержать своего ребенка. Поэтому, когда проводятся первые родительские собрания, я обязательно посещаю их. Помимо того, что рассказываю родителям, чем будут заниматься дети на уроках, какая спортивная форма необходима для урока физической культуры, предлагаю принять активное участие в празднике для всей семьи - «Папа, мама, я – наша дружная спортивная семья». Особое место, занимает подготовка к этому празднику. Дети с удовольствием обучаются различным эстафетам, так как им необходимо будет правильно выполнить упражнения, чтобы родители, принимающие участие, могли успешно повторить за своими детьми. В этом празднике принимают участие дети, родители и классные руководители, а также с приветственным словом обращается к аудитории администрация. Спортивный зал наполняется духом дружбы и сотрудничества. При подготовке к празднику каждый класс придумывает название и эмблему команды. Классные руководители организовывают родителей, и разучивают с детьми девиз команды. Так же дети с родителями готовят плакаты для поддержки духа своей команды. Помогают украшать спортивный зал. В команде принимают участие папа, мама, мальчики и девочки, а так же «замены» папы и мамы, и замены дети, чтобы было как можно больше участников. Возглавляют команды капитаны родители. В данных соревнованиях задействованы все родители, кто судьями, кто болельщиками. А так же родители большую помощь оказывают при проведении эстафет в смене инвентаря и являются помощниками капитанов при командах. Ведущих этого праздника выбираю из старшеклассников. А для эмоционального настроя праздник проводится с музыкальным сопровождением и с приглашением танцевальной группы «Крик души». Они исполняют танцы в перерывах между эстафет. В конце праздника выступают юные гимнасты и акробаты. Судьи оценивают: эстетический вид команд, эмблемы, девизы, активность болельщиков, слаженность и организованность команд (дети – классные руководители - родители) и выступления в спортивных эстафетах. Награждение проводится не по занятым местам, а по номинациям, все участвующие команды награждаются. В период подготовки, организации и проведении данного праздника много узнаешь о детях нового и интересного, то, что в дальнейшем необходимо в работе с данными классами. Таким образом, осуществляется тесное сотрудничество дети – родители – школа. Благодаря таким праздникам проходит более тесное знакомство с учителей с детьми и родителями ведет к более быстрой и успешной адаптации первоклассников. Список использованной литературы: 1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. –М.: Академия, 1998. –20-54с. 2. Г. А. Цукерман , К. Н. Поливанова: Введение в школьную жизнь. 3. Безруких М.М., Ефимов С.П. Ребенок идет в школу. –М.: Академия, 1998. –71-137с. Источник: http://Собственное умозаключение | |
Просмотров: 496 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|