Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Адамова С.А., Беккер М.В. КГУ ОСШ № 11 г. Караганды Современный период развития образовательных систем связан с глубокими преобразованиями в организации, формах, методах учебно-воспитательной работы в начальной школе. В наибольшей степени актуальность преобразований наблюдается в содержании и способах преподавания учебных дисциплин, каковыми являются русский язык, математика, литература и др. это в свою очередь представило ряд проблем перед начальной школой. И одной из этих является проблема формирования функциональной грамотности. Решение этой проблемы обусловлено многими факторами, в том числе и социально-экономическими, требующими подготовки людей, способных эффективно использовать свои знания на практике и перестраивать свою деятельность в соответствии с быстро меняющимися условиями культуры труда. Образованный человек должен уметь чётко мыслить, грамотно выражать свои мысли, уметь представить продукт своей деятельности в понятной для других людей форме, а математика выступает как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения. Термин «функциональная грамотность» впервые появился в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО, и позднее вошёл в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстроменяющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину [1]. Математическая грамотность выступает одним из критериев оценки качества знаний школьников по международной программе PISA(Programme for International Student Assessment), где Казахстан с 2009 года принимает активное участие [2]. На сегодняшний день определены компоненты математической грамотности: - воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений; - установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи; - математические размышления, требующие обобщения и интуиции. Учебный предмет «Математика» в начальной школе предполагает формирование арифметических счётных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковыми средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Главная задача учителя, это правильно создать условия, и верно выбрать стратегии (способы и приёмы) для достижения поставленных целей. В обучении младших школьников мы уже давно отказались от пассивного слушателя, на уроках нам необходим ученик, который говорит, обсуждает и аргументирует. В рамках урока это возможно, через использование специальных активных, развивающих образовательных технологий, таких как: - проблемно – диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; - технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных моделей, организация и проведение выставок, конкурсов, мини – исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.); - обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие; - уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение; - информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез; - технология диалогового обучения, стимулирование познавательного интереса, вовлечение аудитории в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждение к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции. Применяя на практике, и используя в системе на уроках математики в начальной школе, вышеназванные технологии, мы можем говорить о возможностях повышения образовательного уровня младших школьников в учебно – воспитательном процессе. Рассмотрим более подробно урок, с точки зрения диалогического обучения. Опережающее образование младших школьников, через использование новых подходов «обучение через диалог» и «обучение, тому, как учиться» выступает фактором формирования функциональной грамотности школьника, так, как создаёт условия для его непрерывного образования. Для учебного диалога характерны следующие особенности: - наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы; - наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания; - возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения; - наличие цели организации диалога; -наличие обратной связи; -наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником [3]. Наиболее распространённый вид диалога в начальной школе «учитель – класс»(вопросно-ответный) требует к себе определённого мастерства от педагога. Данный вид диалога характерен для беседы. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении. «Ученик – класс» (межструктурный диалог). Перед одним учеником и классом встаёт проблема, единое решение которой идёт с учётом мнения своих единомышленников. Цель такого диалога – нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон. Для этого вида диалога особенно важно умение понять оппонента, осознать его интересы, увидеть проблему его глазами. Ученик обобщает, систематизирует полученные на предыдущих этапах знания и выступает как носитель информации. Это может быть задачи следующего содержания: для выступления на празднике, учащиеся нашего класса подготовили стих, танец и песню. Сколькими способами можно составить программу выступления?» «Ученик – ученик» (внутриструктурный диалог). Это форма межличностного общения, которая позволяет путём взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности, способствующие эффективному общественному развитию. Одна из важнейших предпосылок данного диалога – равноправное участие в разговоре обеих сторон, партнёрское взаимодействие, при котором та и другая сторона находятся в равном положении. Участники вырабатывают оптимальное решение проблемы. Характерные особенности такого диалога: наличие банка идей, решений, у его участников, полнота используемой информации, её достоверность и разносторонность, чёткая аргументированность суждений. Например, одной группе учащихся предлагается самостоятельно составить задачу используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше; действиям и ответу; по выражению и т. д. другая группа должна решить эту задачу. «Учитель – ученик» - управление подразумевает овладение и учащимся и учителем специальными технологиями самопонимания и саморегуляции в общении (понимание сигналов обратной связи в ситуациях общения «лицом к лицу», овладение диагностическими методиками, тестирование, осознание своих сильных и слабых сторон, корректировка и приёмы моделирования позитивного имиджа). Этот вид диалога должен иметь вид продуктивного общения, а также предполагает безусловное принятие и признание партнёра по общению, но никак не статусное доминирование педагога, личностной трансляции норм и знаний, подлежащих безоговорочному копированию и усвоению, а так же субъективизм и жёсткая поляризация оценок. Преимуществотехнология диалогового обучения как метода состоит в том, что в каждом ответе учитель получает информацию о знаниях ученика. Дополнительными вопросами уточняет ход мысли ученика и тем самым получает хорошие возможности управления познавательной деятельностью учащихся [4]. Именно на уроках математики, где одной из задач является развитие математической логики, где нужно научить детей рассуждать, критически мыслить, анализировать, и нужно использовать диалоговое обучение. Ведь именно диалоговое обучение организовывает учебный процесс таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Таким образом, используемые формы развития математической грамотности, приводят к росту познавательной и исследовательской деятельности учащихся, самостоятельности мышления, навыков применения своих знаний в различных областях жизнедеятельности. Список литературы: 1. Гаврилюк В.В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования.- №12. – 2006. 2. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы / Указ Президента Республики Казахстан №1118. – Астана: Акорда,7 декабря 2010года. 3. Тепишкина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа.-№2.-2003.-С.45-48. 4. Евтыхова Н.М. К вопросу о функциональной математической грамотности будущего учителя начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.9. – С.81-85. | |
Просмотров: 1381 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|