Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Развитие речеведческой культуры младших школьников
Развитие речеведческой культуры младших школьников

Обучение связной речи - одна из актуальных задач преподавания русского языка в начальной школе. В современной жизни очень важно овладеть речевой грамотностью, т.е. умением связно и адекватно выразить свои мысли, выстраивать высказывания в устной или письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Учителю начальных классов в ходе преподавания предстоит соотнести реальный речевой опыт ребенка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Соотношение это не всегда гармонично, и мы можем наблюдать низкую речевую культуру современных школьников, их неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объемы устной и письменной текстовой информации. Все это делает проблему развития речеведческой культуры в современной начальной школе особенно актуальной. Таким образом, остро встает вопрос о необходимости изучения фактически нового для нынешней начальной школы предмета - речеведения.
Речеведение не ограничивается только содержанием предмета «русский язык», а направлено на все предметы школьного цикла. Например, в рамках школьного речеведения предложение рассматривается не с точки зрения характера его грамматической основы, не с типологической или классификационной точки, а с точки зрения его структуро- и текстообразующих свойств. Здесь очень важно знать, чем отличаются, скажем, предложения, начинающие текст, от предложений, которыми текст начинать нельзя. А различие между ними состоит в том, что предложения первого типа содержат в себе, как правило, слово, словосочетание или часть, которые требуют распространения, детализации.
Практическая ценность речеведения состоит в том, что содержание и объем базовых понятий теории текста позволяют свести бесконечное разнообразие свойств уже существующих текстов к реально исчислимому набору существенных и вполне воспроизводимых признаков. Это дает возможность на занятиях по речеведению получить убедительный ответ на вопрос не что, а как писать и говорить.
Все отобранные для работы тексты должны соответствовать следующим требованиям:
- направленность на решение коммуникативных задач,
- занимательность, эмоциональность, живость изложения,
- соответствие проблематики текста интересам ученика,
- полезность, новизна и актуальность информации текста для младшего школьника,
- включение нового материала, содержащегося в тексте, в сеть многообразных связей,
- повторяемость материала.
В своей практике учителя начальных классов часто использую сказки Ф. Кривина, Л. Петрушевской. Познав законы построения таких текстов, школьники, особенно младшие, начинают сами сочинять подобные миниатюры. Лингвистические сказки способствуют раскрытию творческого потенциала детей. При создании сказок используется способ метафоризации лингвистических сведений, опирающийся на лингвистическую концепцию А.А. Потебни о ближайшем и дальнейшем значении слова. На основании данного способа Л.Д. Чесноковой был создан занимательный задачник по русскому языку «На берегах Лингвинии», а О.В. Канарской – «Лингвистическая Вселенная». Идеи данных авторов активно применяются в работе с учебными лингвистическими текстами. Так, в начале изучения предмета в 4 классе школьникам сообщается, что весь год они, как настоящие исследователи, будут изучать новую, малоизведанную страну, результаты исследования будут заноситься на карту. Например, изучая тему “Синтаксис”, школьники, анализируя материал учебника, вносят на карту город Предложение, улицу Подлежащее, Улицу Сказуемое и т.п. Далее эти улицы требуется заселить жителями - частями речи, способными выполнять ту или иную синтаксическую роль.
Речеведческие умения и навыки необходимы при работе с данными картами, т.к. учащимся приходится организовывать путешествия по этим картам, озвучивая маршрут, объясняя взаимосвязи разных объектов. Именно так младшие школьники лучше усваивают теоретические сведения и создают собственные тексты.
При изучении орфографических и пунктуационных тем используется прием разработки схем-опор и рисунков-опор. В связи с тем, что в учебнике правила излагаются в виде пространного научного текста, возникает необходимость их краткого представления.
Придуманную и нарисованную схему или картинку необходимо представить одноклассникам, при необходимости - ответить на вопросы. Следовательно, обучая приемам переработки информации, мы обучаем и умению правильно говорить, используя методы инновационного обучения русскому языку: метод проблемной наглядности, метод лингвистической аллюзии, метод активизации ассоциативных связей, прием составления тематической сетки готового текста, прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.
В основе данной технологии лежит организационная сторона (особый способ организации и преподнесения материала) - метафоризация (иносказательные образные представления языка и форма урока - дидактическая игра). Материально-дидактическая сторона - наглядность: рисунки, опорные сигналы, опорные конспекты, тексты с прозрачным ассоциативным рядом. Структурная сторона - алгоритм творческого учения.
В этой технологии все частное усваивается как элемент системы. Ученик движется самостоятельно от наблюдений, во время которого получает возможность открывать и присваивать знания, к умению самостоятельно создавать продукты ученического творчества.
Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности является создание условий для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается, во-первых, использованием различных источников добывания знаний (опорная наглядность, тексты с "прозрачным" ассоциативным рядом), а также видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием, объяснением учителя) и логикой познавательного процесса (индукция сопровождает дедукцию).
Образные опоры - средство обобщенного моделирования, наглядного изображения лингвистического материала - выступают и как стимулы речевого развития учащихся.
Мы считаем допустимым назвать опорным конспектом словесно-образную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учеником основного содержания темы, изучаемой с применением схемы-опоры или рисунка-опоры, разработанного учителем.
Такой опорный конспект - это 1) перенос лингвистического содержания темы в новые "наглядные" условия, дополнение или частичное изменение заданных условий, 2) внимание к орфографическим трудностям, преодолеваемым с помощью знания изученной теории и зафиксированным на опоре, 3) рассказ по ней. Конспект-опора - своеобразная индивидуализированная информация, основа творческого освоения знаний одновременно с умениями, продукт познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций, результат воображения и продуктивного мышления.
Выводы:
1.Расширение речеведческого компонента в изучении русского языка способствует получению прочных навыков анализа текста.
2.Основной дидактической единицей должен стать текст, соответствующий предъявляемым к нему требованиям.
3. Грамотно подобранные тексты позволяют получать на одном уроке знания не только по русскому языку, но и другим школьным предметам.
4. Разнообразие заданий к тексту, в том числе и речеведческого характера, позволяет организовать дифференцированное и опережающее обучение.
5. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
6. Обучение русскому языку должно выходить за пределы урока и продолжаться во внеурочной деятельности школьников.

Список литературы:
1. Лаврова О. Н. Метафоризация лингвистических терминов на уроках русского языка. В сб. «Герценовские педагогические чтения». СПб, 2012, 11 – 15.
2. Педагогические мастерские: теория и практика. Сост. Н. И. Белова, И. А. Мухина. М, 2008.
3. Шукейло В. А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. СПб, 2011.
Категория: Начальная школа | Добавил: bisembaevaz (2018-03-07) | Автор: Шевченко Г. В., Бисембаева Ж.К. E
Просмотров: 386 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru