Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Формативное оценивание – вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимися, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и отметок.
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников в начальных классах. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.
Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует:
 отметить, что выполнено учениками хорошо;
 при наличии ошибок предоставить ученикам конкретные рекомендации по улучшению своих работ/результатов.
Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь. Таким образом, эффективная обратная связь должна:
* обуславливать взаимодействие учителя-ученика;
* позволять оценивать ход учебной деятельности с тем, чтобы дать возможность учителю корректировать свои действия, определяя недостатки и рациональность тех или иных приемов и работ;
* не только позволять учащимся оценивать свою работу, но и вызвать чувство удовлетворенности своими достижениями, мотивируя дальнейшее взаимодействие и интерес к учебе.
* способствовать успеху и оптимизации процесса обучения;
* осуществляться непрерывно и своевременно посредством различных методов и приемов оценивания, взаимоценивания и др.
Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Инструменты обратной связи:
• Письменные комментарии
• Наблюдения
• Фронтальный опрос
• Дневники обратной связи

1. Письменная обратная связь
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы, портфолио.
2. Устная обратная связь.
Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развёрнутой) или краткой (неразвёрнутой). Использование неразвёрнутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий. Развёрнутый комментарий учителя включает в себя не только оценку работы «хорошо», «молодец»,
«неправильно», «плохо», но и:
а) указание того, что именно правильно и советы по достижению правильного ответа
б) в случае, когда что-либо «неправильно», указание того, каким образом можно исправить недочёты и улучшить ответ
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
I. Напоминание.
Например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика:
«Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть правило на странице 70»,
II. Поэтапная помощь. Осуществляется несколькими средствами:
a. посредством вопросов, например:
* Какую формулу необходимо применить, чтобы узнать расстояние?
* Чтобы правильно нарисовать маршрут от дома до школы, какие части света ты должен знать?
b. описание;
* «Опишите порядок действия при решении уравнений»
* «Опишите последовательность выполнения практической работы во время эксперимента с водой».
с. незаконченные предложения.
* «Если в 1 часе 60 минут, то в 5 часах …..»
III. Представление образца. Например, ученики не справились с заданием «Решение уравнений». Учитель вывешивает плакат с алгоритмом решения уравнения:
Письменная рекомендация должна предоставлять ученику информацию о точном месте ошибки, о ее типе, с указанием страницы соответствующего параграфа, правила, страницы и т.д. из учебника.
Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед. Вместо исправлений ошибок лучше использовать письменные рекомендации. Рекомендация указывает ученику на наличие ошибки, но не исправляет ее. Мы можем дать следующую информацию об ошибке:
- её расположение;
- тип ошибки;
- что необходимо сделать для исправления ошибки.
В своей работе использую следующие техники формативного оценивания

1. На этапе изучения нового материала
«Большой палец»
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
- Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
- Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)
- Я не совсем уверен в (помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться. Учитель тоже задает уточняющие вопросы.
«Светофор»
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора (зеленый, желтый, красный). Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их знание/понимание или незнание/непонимание материала.
Зеленый цвет: «Я могу. У меня все получилось»
Желтый цвет: «Я не совсем уверен. Мне требуется консультация».
Красный цвет: «Я не могу. Требуется помощь».

2. На этапе закрепления, тренировки, отработки умений
Чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. Применяю такие приемы:
работа по таблице-фиксации «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)
«Пирамида знаний»
Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам на уроке выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные
задания, положительные эмоции и т.д.
3. Творческие работы учащихся, сочинения, эссе и т.д.
«Две звезды и желание»
Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

4. Контроль знаний
«Мини-тест»
Мини-тесты (небольшое количество заданий) призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знание конкретной
информации, определенного материала. На выполнение мини- теста отводится не более 5 минут времени урока. Ученики сдают учителю
листок, на котором написаны ответы на предложенные задания.
«Закончи предложение»
В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
- Я узнал…
- Я теперь знаю…
- Мне было интересно…
- Я хочу еще узнать…
Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.
«Плюс, минус, интересно»
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«Лестница успеха»
В конце урока предлагается определить уровень своих знаний, сравнить. А затем задается вопрос: «А что необходимо сделать, чтобы знать данную тему?» Ученики, как правило, легко отвечают на этот вопрос.
Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, представлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.
Категория: Начальная школа | Добавил: olyashevchenko76 (2018-06-04)
Просмотров: 6189 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru