Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема: «Дифференциация [Ш] [Ж]» I. Дети входят в класс. Учитель: - Ребята! У нас на занятии сегодня присутствуют гости. Поприветствуйте их. Ребята, какое сейчас время года? Дети: - Зима Учитель: - По каким признакам можно определить, что сейчас зима? Дети: - Холодно Учитель: - Давайте потрем ладошки, пока не почувствуем тепло. Возьмитесь за руки и поделитесь своим теплом друг с другом. Что бы вы хотели пожелать друг другу на занятии? Дети: - ____________________ Учитель: - А я хочу пожелать чтобы сегодня вы научились чему-то новому и вышли с занятия с хорошим настроением и довольные собой. II. Дыхательная гимнастика Учитель: - Представьте, что каждый из вас маленький волшебник. Давайте превратим этот зимний холодный лес в летний. Для этого вам необходимо сделать глубокий вдох носом и подуть на снежинки, держа щечки руками. Вместе, вдох . . . . Подули на снежинки. Еще раз вдох . . . . Подули. У вас получилось. Займите свои места. Благодаря нашему теплу лес ожил и стал летним. Каких же животных можно встретить в лесу? Дети: - ____________________, _____________, _________________. Учитель: - Кого еще можно встретить в лесу? Сейчас узнаем. Послушайте. О ком идет речь? Дети: - О змее Учитель: - Какой звук издает змея? Дети: - [Ш] Учитель: - Вместе пошипим, как змея. Дети: - [Ш] Учитель: - Какой буквой на письме обозначается [Ш]. Дети: - Буквой ША Учитель: - Кого же еще можно встретить в лесу? Слушаем. О ком идет речь? Дети: - О жуке Учитель: - Какой звук издает жук? Дети: - [Ж] Учитель: - Вместе пожужжали. Дети: - [ЖЖЖЖ] Учитель: - Какой буквой на письме обозначается [Ж]. Дети: - Буквой ЖЕ Учитель: - Наши гости, жук и змея, принесли тему занятия. Кто догадался что это за тема? Дети: - Различай [Ш] и [Ж]. III. Пальчиковая гимнастика Учитель: - Прежде чем записать тему урока в тетрадь, давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Не жужжу, когда лежу Не жужжу, когда хожу Если в воздухе кружусь Тут же вдоволь нажужжусь Учитель: - Какая сегодня дата? Дети: - 15 января Учитель: - Открыли тетради, 2 строчки вниз, на 3 рабочей строке записали: 15 ян-варя. - _______, поставь ударение. - _______, выдели корень. - _______, какие безударные гласные в корне. - _______, безударную гласную «Я» можно проверить? Значит это слово . . . - _______, а безударную гласную «А» можно проверить? - Подчеркните безударные гласные. - С красной строки, с заглавной буквы записываем тему. В полголоса диктуем себе. - Ребята, какая орфограмма встретилась в слове РАЗЛИЧАЙ? Подчеркнули. IV. Артикуляционная гимнастика. Учитель: - Чтобы правильно и красиво говорить, какую гимнастику нужно сделать? Взяли зеркало и внимание на доску. V. Распевка [Ш], [Ж]. Учитель: - Давайте посмотрим, как вы умеете правильно выговаривать звуки [Ш] и [Ж]. Внимание на доску. Учитель: - Пробуем спеть вместе. - Понравилось? Давайте похлопаем себе. VI. Характеристика звуков [Ш] и [Ж]. Учитель: - Герои нашего занятия [Ш] и [Ж]. - Давайте определим особенности этих звуков. - У вас на столах схемы и конверты. Положите схему перед собой. Достаньте карточки из конверта. Учитель: - 1а) Какой буквой на письме обозначается [Ш]? - Установите ее в схему. - А чем отличается звук от буквы? Учитель: - 1б) Какой буквой на письме обозначается [Ж]? - Установите ее в схему. - А чем отличается звук от буквы? Учитель: - Возьмите зеркало. Учитель: - 2а) Какое положение занимают губы при произношении [Ш]? - В каком положении зубы? - Обозначьте карточкой. Учитель: - 2б) Какое положение занимают губы при произношении [Ж]? - В каком положении зубы? - Обозначьте карточкой. Учитель: - 3а) Где находится кончик языка? Пошипим. - Ребята, поднимите руки, чьи язычки были сверху. - Обозначьте карточкой. Учитель: - 3б) Где находится кончик языка? Пожужжим. - Обозначьте карточкой. Учитель: - 4а) Определим, какая воздушная струя при произнесении звука [Ш]. - Ладонь перед губами. Шипим. - Обозначьте карточкой. Учитель: - 4б) Определим, какая воздушная струя при произнесении звука [Ж]. - Ладонь перед губами. Пожужжим. - Обозначьте карточкой. Учитель: - 5а) Ребята, посмотрите на схему и скажите, какую преграду встречает воз-душная струя при произнесении [Ш]? - Значит [Ш] . . . . . . . . . . - Как он звучит? Твердо или мягко? - Есть ли у него мягкая пара? - Какой вывод можно сделать? - Обозначьте карточкой. Учитель: - 5б) Ребята, посмотрите на схему и скажите, какую преграду встречает воз-душная струя при произнесении [Ж]? - Значит [Ж] . . . . . . . . . . - Как он звучит? Твердо или мягко? - Есть ли у него мягкая пара? - Какой вывод можно сделать? - Обозначьте карточкой. Учитель: - 6а) Определим по звонкости – глухости. Положим ладонь на горло, шипим. - . . . . . . . . . ., что заметила? - Обозначьте карточкой. Учитель: - 6б) Положим ладонь на горло, жужжим. - . . . . . . . . . ., что заметила? - Обозначьте карточкой. - …………….., выйди к доске и прочитай схему звука [Ш]. - …………….., выйди к доске и прочитай схему звука [Ж]. Учитель: - Ребята, посмотрите внимательно на схему. Что общего между звуками? - Чем отличаются? - Обратите внимание, что при звуках [Ш] и [Ж] губы, зубы и язык - занимают одинаковое положение, отличаются только участием голоса → это звуки парные по звонкости – глухости. - Убрали схемы в сторону. VII. Работа со слогом Учитель: - Ребята, жук и змейка хотят посмотреть, как вы умеете различать звуки [Ш] и [Ж]. Учитель: - Внимание на доску. Учитель: - Что изображено? (ЖУК) Учитель: - Сколько слогов в слове ЖУК? (с хлопками - 1) Учитель: - Записали этот слог. Учитель: - Что на этом изображении? (ШАРИК) Учитель: - Сколько слогов в слове ШАРИК? (2) Учитель: - Какой 1-ый слог? (ША) Учитель: - Записали. Учитель: - Что на этом изображении? (ШАРИК) Учитель: - Сколько слогов в слове ШАРИК? (2) Учитель: - Какой 1-ый слог? (ША) Учитель: - Записали. Учитель: - Что еще есть на доске? (ГРУША) Учитель: - Сколько слогов в слове ГРУША? (2) Учитель: - А какой слог вы здесь запишите? (Второй) Учитель: - Записали. Учитель: - Найдите в этих словах слоги, со звуками [Ш] и [Ж] и запишите их. Учитель: - ____________, что у тебя получилось? VIII. Игра «Один - много». Учитель: - У жука и змеи есть друзья. И они хотели бы сделать им подарки. Но подарков у них мало. Давайте поможем жуку и змее сделать много подарков, чтобы хватило на всех. 1) Что изображено? (ландыш). - Скажите, а как будет много? (Ландыши) - Смотрите, одна буква не открылась. Ландыши – слышим «Ы», а пишем …? (И) - ЖИ, ШИ …………. (пиши с буквой «И»). 2) Что изображено? (нож). - А много? (ножи) - слышим «Ы», а пишем …? (И) - ЖИ, ШИ …………. (пиши с буквой «И»). - Ребята, посмотрите, у нас опять не открылась одна буква. Звонкий согласный звучит глухо, если он стоит в конце слова. НОШ или НОЖ? Какое правило поможет? - Нечетко слышится согласный, зовем скорей на помощь ……… (гласный) - В слове НОЖ какую букву напишем в конце? (ЖЕ). IХ. Физминутка. Х. Оглушение звуков в середине слова Учитель: - Жук пригласил змею в гости и решил угостить ее чаем. Во что он нальет себе чай? Давайте посмотрим. Что изображено? (кружка) Учитель: - Вы уже знаете, что звонкий согласный звучит глухо, если за ним стоит глухой согласный? Какой звук слышим в слове «КРУЖКА»? ([Ш]). Учитель: - А у маленького жука будет маленькая ………. (КРУЖЕЧКА). Учитель: - Какой звук четко слышим? Какую букву напишем в слове «КРУЖКА»? (Букву ЖЕ). Учитель: - Записали в тетрадь Учитель: - А змее неудобно пить чай из кружки и жук дал ей другую посуду. Как вы думаете, что? Учитель: - Молодцы ребята! Как много видов посуды вы знаете. Но это плошка! По-смотрите, это широкий сосуд с низкими краями. Но опять у нас загадка. Какой звук [Ш] или [Ж]? Позвали ласково. (ПЛОШЕЧКА) Учитель: - Какой звук четко услышали? Учитель: - В слове «ПЛОШКА» какую букву запишем? (Букву ША) Учитель: - Записали в тетрадь ХI. Работа с текстом Учитель: - Ребята, какие герои из леса нам сегодня помогают на занятии? Учитель: - А сейчас, я хотела бы, чтобы мы прочитали интересный текст, где появится еще один герой нашего урока. ХII. ИТОГ. Учитель: - Чему мы научились сегодня на занятии? Учитель: - Чем отличаются звуки [Ш] и [Ж]? Учитель: - Чем понравилось занятие? Учитель: - На этом наше занятие закончилось. Мне понравилось, как вы все сегодня работали на занятии. (характеристика каждого ребенка). Учитель: - Д/З «Соедини по точкам и раскрась». Учитель: - Всем спасибо! Возвращайтесь в класс. | |
Просмотров: 515 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|