Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Конспект логопедического занятия 2 класс. «Дифференциация [Ш] [Ж]»
Тема: «Дифференциация [Ш] [Ж]»

I. Дети входят в класс.
Учитель: - Ребята! У нас на занятии сегодня присутствуют гости. Поприветствуйте их. Ребята, какое сейчас время года?
Дети: - Зима
Учитель: - По каким признакам можно определить, что сейчас зима?
Дети: - Холодно
Учитель: - Давайте потрем ладошки, пока не почувствуем тепло. Возьмитесь за руки и поделитесь своим теплом друг с другом. Что бы вы хотели пожелать друг другу на занятии?
Дети: - ____________________
Учитель: - А я хочу пожелать чтобы сегодня вы научились чему-то новому и вышли с занятия с хорошим настроением и довольные собой.

II. Дыхательная гимнастика

Учитель: - Представьте, что каждый из вас маленький волшебник. Давайте превратим этот зимний холодный лес в летний. Для этого вам необходимо сделать глубокий вдох носом и подуть на снежинки, держа щечки руками. Вместе, вдох . . . . Подули на снежинки. Еще раз вдох . . . . Подули. У вас получилось. Займите свои места. Благодаря нашему теплу лес ожил и стал летним. Каких же животных можно встретить в лесу?
Дети: - ____________________, _____________, _________________.
Учитель: - Кого еще можно встретить в лесу? Сейчас узнаем. Послушайте.
О ком идет речь?
Дети: - О змее
Учитель: - Какой звук издает змея?
Дети: - [Ш]
Учитель: - Вместе пошипим, как змея.
Дети: - [Ш]
Учитель: - Какой буквой на письме обозначается [Ш].
Дети: - Буквой ША
Учитель: - Кого же еще можно встретить в лесу? Слушаем.
О ком идет речь?
Дети: - О жуке
Учитель: - Какой звук издает жук?
Дети: - [Ж]
Учитель: - Вместе пожужжали.
Дети: - [ЖЖЖЖ]
Учитель: - Какой буквой на письме обозначается [Ж].
Дети: - Буквой ЖЕ
Учитель: - Наши гости, жук и змея, принесли тему занятия. Кто догадался что это за тема?
Дети: - Различай [Ш] и [Ж].

III. Пальчиковая гимнастика

Учитель: - Прежде чем записать тему урока в тетрадь, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Не жужжу, когда лежу
Не жужжу, когда хожу
Если в воздухе кружусь
Тут же вдоволь нажужжусь

Учитель: - Какая сегодня дата?
Дети: - 15 января
Учитель: - Открыли тетради, 2 строчки вниз, на 3 рабочей строке записали: 15 ян-варя.
- _______, поставь ударение.
- _______, выдели корень.
- _______, какие безударные гласные в корне.
- _______, безударную гласную «Я» можно проверить? Значит это слово . . .
- _______, а безударную гласную «А» можно проверить?
- Подчеркните безударные гласные.
- С красной строки, с заглавной буквы записываем тему. В полголоса диктуем себе.
- Ребята, какая орфограмма встретилась в слове РАЗЛИЧАЙ? Подчеркнули.

IV. Артикуляционная гимнастика.

Учитель: - Чтобы правильно и красиво говорить, какую гимнастику нужно сделать? Взяли зеркало и внимание на доску.

V. Распевка [Ш], [Ж].

Учитель: - Давайте посмотрим, как вы умеете правильно выговаривать звуки [Ш] и [Ж]. Внимание на доску.

Учитель: - Пробуем спеть вместе.
- Понравилось? Давайте похлопаем себе.

VI. Характеристика звуков [Ш] и [Ж].

Учитель: - Герои нашего занятия [Ш] и [Ж].
- Давайте определим особенности этих звуков.
- У вас на столах схемы и конверты. Положите схему перед собой. Достаньте карточки из конверта.
Учитель: - 1а) Какой буквой на письме обозначается [Ш]?
- Установите ее в схему.
- А чем отличается звук от буквы?

Учитель: - 1б) Какой буквой на письме обозначается [Ж]?
- Установите ее в схему.
- А чем отличается звук от буквы?
Учитель: - Возьмите зеркало.
Учитель: - 2а) Какое положение занимают губы при произношении [Ш]?
- В каком положении зубы?
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 2б) Какое положение занимают губы при произношении [Ж]?
- В каком положении зубы?
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 3а) Где находится кончик языка? Пошипим.
- Ребята, поднимите руки, чьи язычки были сверху.
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 3б) Где находится кончик языка? Пожужжим.
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 4а) Определим, какая воздушная струя при произнесении звука [Ш].
- Ладонь перед губами. Шипим.
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 4б) Определим, какая воздушная струя при произнесении звука [Ж].
- Ладонь перед губами. Пожужжим.
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 5а) Ребята, посмотрите на схему и скажите, какую преграду встречает воз-душная струя при произнесении [Ш]?
- Значит [Ш] . . . . . . . . . .
- Как он звучит? Твердо или мягко?
- Есть ли у него мягкая пара?
- Какой вывод можно сделать?
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 5б) Ребята, посмотрите на схему и скажите, какую преграду встречает воз-душная струя при произнесении [Ж]?
- Значит [Ж] . . . . . . . . . .
- Как он звучит? Твердо или мягко?
- Есть ли у него мягкая пара?
- Какой вывод можно сделать?
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 6а) Определим по звонкости – глухости. Положим ладонь на горло, шипим.
- . . . . . . . . . ., что заметила?
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 6б) Положим ладонь на горло, жужжим.
- . . . . . . . . . ., что заметила?
- Обозначьте карточкой.

- …………….., выйди к доске и прочитай схему звука [Ш].
- …………….., выйди к доске и прочитай схему звука [Ж].

Учитель: - Ребята, посмотрите внимательно на схему. Что общего между звуками?
- Чем отличаются?
- Обратите внимание, что при звуках [Ш] и [Ж] губы, зубы и язык - занимают одинаковое положение, отличаются только участием голоса → это звуки парные по звонкости – глухости.
- Убрали схемы в сторону.

VII. Работа со слогом

Учитель: - Ребята, жук и змейка хотят посмотреть, как вы умеете различать звуки [Ш] и [Ж].
Учитель: - Внимание на доску.
Учитель: - Что изображено? (ЖУК)
Учитель: - Сколько слогов в слове ЖУК? (с хлопками - 1)
Учитель: - Записали этот слог.
Учитель: - Что на этом изображении? (ШАРИК)
Учитель: - Сколько слогов в слове ШАРИК? (2)
Учитель: - Какой 1-ый слог? (ША)
Учитель: - Записали.
Учитель: - Что на этом изображении? (ШАРИК)
Учитель: - Сколько слогов в слове ШАРИК? (2)
Учитель: - Какой 1-ый слог? (ША)
Учитель: - Записали.
Учитель: - Что еще есть на доске? (ГРУША)
Учитель: - Сколько слогов в слове ГРУША? (2)
Учитель: - А какой слог вы здесь запишите? (Второй)
Учитель: - Записали.

Учитель: - Найдите в этих словах слоги, со звуками [Ш] и [Ж] и запишите их.
Учитель: - ____________, что у тебя получилось?

VIII. Игра «Один - много».

Учитель: - У жука и змеи есть друзья. И они хотели бы сделать им подарки. Но подарков у них мало. Давайте поможем жуку и змее сделать много подарков, чтобы хватило на всех.
1) Что изображено? (ландыш).
- Скажите, а как будет много? (Ландыши)
- Смотрите, одна буква не открылась. Ландыши – слышим «Ы», а пишем …? (И)
- ЖИ, ШИ …………. (пиши с буквой «И»).

2) Что изображено? (нож).
- А много? (ножи)
- слышим «Ы», а пишем …? (И)
- ЖИ, ШИ …………. (пиши с буквой «И»).
- Ребята, посмотрите, у нас опять не открылась одна буква. Звонкий согласный звучит глухо, если он стоит в конце слова. НОШ или НОЖ? Какое правило поможет?
- Нечетко слышится согласный, зовем скорей на помощь ……… (гласный)
- В слове НОЖ какую букву напишем в конце? (ЖЕ).

IХ. Физминутка.

Х. Оглушение звуков в середине слова

Учитель: - Жук пригласил змею в гости и решил угостить ее чаем. Во что он нальет себе чай? Давайте посмотрим. Что изображено? (кружка)
Учитель: - Вы уже знаете, что звонкий согласный звучит глухо, если за ним стоит глухой согласный? Какой звук слышим в слове «КРУЖКА»? ([Ш]).
Учитель: - А у маленького жука будет маленькая ………. (КРУЖЕЧКА).
Учитель: - Какой звук четко слышим? Какую букву напишем в слове «КРУЖКА»? (Букву ЖЕ).
Учитель: - Записали в тетрадь

Учитель: - А змее неудобно пить чай из кружки и жук дал ей другую посуду. Как вы думаете, что?
Учитель: - Молодцы ребята! Как много видов посуды вы знаете. Но это плошка! По-смотрите, это широкий сосуд с низкими краями. Но опять у нас загадка. Какой звук [Ш] или [Ж]? Позвали ласково. (ПЛОШЕЧКА)
Учитель: - Какой звук четко услышали?
Учитель: - В слове «ПЛОШКА» какую букву запишем? (Букву ША)
Учитель: - Записали в тетрадь

ХI. Работа с текстом

Учитель: - Ребята, какие герои из леса нам сегодня помогают на занятии?
Учитель: - А сейчас, я хотела бы, чтобы мы прочитали интересный текст, где появится еще один герой нашего урока.

ХII. ИТОГ.

Учитель: - Чему мы научились сегодня на занятии?
Учитель: - Чем отличаются звуки [Ш] и [Ж]?
Учитель: - Чем понравилось занятие?
Учитель: - На этом наше занятие закончилось. Мне понравилось, как вы все сегодня работали на занятии. (характеристика каждого ребенка).
Учитель: - Д/З «Соедини по точкам и раскрась».
Учитель: - Всем спасибо! Возвращайтесь в класс.
Категория: Начальная школа | Добавил: Urtanika (2018-09-11) | Автор: Урусова Татьяна E
Просмотров: 515 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru