Тема: Посуда
Цель: Уточнять и обогащать словарный запас по теме «Посуда».
Задачи урока:
1. образовательные: работать над речевым материалом по теме «Посуда», обогащать словарь прилагательных, формировать навыки словообразования, словоизменения
2. коррекционно – развивающие: развивать мышление, восприятие, связную речь, артикуляционную и мелкую моторику
3. воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности, воспитывать бережное, аккуратное отношение к посуде
Материал: зеркала, тренажёр для развития воздушной струи, тренажёр для развития артикуляционной гимнастики, «лягушка-квакушка», разрезные картинки (посуда), кубик с картинками, игра «4 лишний», карточки «В чём подадим», плакат «Посчитай», презентация, схема-таблица, чистоговорки, компьютер, музыкальное сопровождение
Ход занятия:
1.Псих-пед. настрой
Логопед: Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
1. Введение в тему
Раздаётся телефонный звонок. Логопед берёт телефон и разговаривает.
Логопед: Кто-то звонит. Здравствуйте, да, хорошо, ребята постараются вам помочь. Ребята, посмотрите, кто мне звонил? (показывает телефон, приложение №1) Вы догадались? Да, это Федора, из сказки Корнея Чуковского «Федорино горе». А как вы думаете, зачем она нам позвонила? Дети: Помочь Федоре вернуть посуду.
Логопед:Да, Федора была неаккуратная с посудой, и посуда снова от неё убежала .
2. Сообщение темы урока
Логопед: Ну, что, ребята, поможем Федоре?
Дети: Да.
Логопед: А чтобы посуда вернулась обратно, мы выполним несколько заданий, в которых поговорим о посуде, о её назначение, научимся правильно строить высказывания, составлять предложения, будем стараться быть аккуратными и бережными к посуде. За каждое выполненное задание вы будете получать по одному предмету посуды. И если вы справитесь с заданиями, то Федора снова увидит свою посуду. О чём мы сегодня будем говорить?
Ответы детей.
3. Дыхательная гимнастика
Логопед: А перед тем как мы отправимся спасать посуду, давайте попьём чаю, но сначала нужно его остудить.
Дети берут тренажёр на развитие воздушной струи-«чашечки», (приложение №2), ( Дуют на пар).
Логопед: Хорошо, вы остудили чай. Возвращается к Федоре чашка.
(Логопед берёт чашку и выставляет на столик)
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Федора, мне сказала, что посуда убежала на болото. А вот и лягушка, которая живёт на болоте. Лягушка отдаст нам посуду, если мы справимся со следующим заданием. Нам нужно выполнить упражнения для язычка, возьмите зеркала, «Лягушка-квакушка» будет показывать упражнения, а вы выполняйте вместе с ней: моем посуду, чашечка, блюдце, ручка чайника, острый нож. (Логопед показывает артикуляционные упражнения на лягушке, приложение№3). А зачем нужно выполнять упражнения для язычка?
Ответы детей.
Логопед:Вот и ножик возвращается домой.
6. Пальчиковая гимнастика
Логопед: А какая ещё есть посуда. Давайте вспомним стихотворение про посуду. Возьмите «пианино». (Приложение№3). На каждое слово нажимаем пальчиком на пуговицы и проговариваем стихотворение. Не забывайте правильно произносить звук ш в словах.
Раз, два, три четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали —
Так мы маме помогали.
А зачем мы выполняем упражнения для пальчиков?
Ответы детей.
Логопед: Возвращается домой чайная ложечка.
7.Развитие психических процессов.
Логопед: Сколько много посуды испорчено, разбито. Федора тоже много посуды перебила. Ребята, давайте соберём разбитую посуду. (Включается мелодия). Что у вас получилось?
Дети: Чайник, чашка.
Логопед: Для чего нужны чашка, заварной чайник, блюдце? (объясняет значение слова блюдце)
Дети: Чашка, заварной чайник нужны для чая.
Логопед: Значит это какая посуда?
Дети: Чайная посуда.
Логопед: А вы знаете, как называется чашка без ручки у казахов? (Кесе).
Логопед показывает кесе.
Игра «4 лишний»
Логопед:Ребята, посмотрите на карточку. (Приложение №6 ). Назовите посуду?
Дети:Чашка, блюдце, кастрюля, ложечка.
Логопед: Как вы думаете, что здесь лишнее?
Дети:Кастрюля.
Логопед: Для чего нужна кастрюля?
Ответы детей
Логопед: Значит кастрюля нужна на кухне, это кухонная посуда. А чашка, блюдце, ложечка нужны для чая. Это какая посуда?
Дети:Чайная посуда. Вы справились с заданием, возвращается блюдце.
8. Развитие фонематического слуха. Проговаривание чистоговорок
Логопед: Давайте поиграем. Вам нужно закончить чистоговорку:
АШКИ – АШКИ – АШКИ – красивые ….чашки
ОЖКИ – ОЖКИ - маленькие ….ложки
ОЖ–ОЖ–ОЖ - очень острый …нож
-Вар-вар-вар - кипит наш …. самовар
АЙ–АЙ–АЙ - пьем на кухне … чай
Логопед просит повторить чистоговорку вместе, по одному.
Логопед: Вы красиво произнесли чистоговорки, возвращается заварной чайник
9. Развитие ЛГС
(Презентация, приложение №7)
Образование качественных прилагательных
Логопед:Трудно представить наш дом без посуды. Посуда служит человеку с давних времён. Давайте узнаем, из какого материала делают посуду.
Стаканы сделаны из стекла. Если стакан из стекла - значит он стеклянный?
Кастрюля сделана из металла. Какая кастрюля из металла? (металлическая)
Ложка сделана из дерева. Значит она какая? (деревянная)
А как называется эта посуда? В неё мы наливаем молоко. Это молочник. Молочник из глины. Какой молочник (глиняный)
(Логопед показывает посуду, дети называют какая она).
-Правильно, возвращается молочник.
Дидактическая игра «Что в чем хранят?».
Логопед:А ведь ещё есть посуда, в которую мы что-то кладём. А вы хотите узнать, как называется посуда для определённых продуктов? Давайте назовём продукты.
Дети:Сухари, сахар, конфеты, фрукты. (приложение №8 )
Логопед:Это сухарница, значит в ней лежат ….сухари. Это сахарница, значит в ней лежит ….сахар. Это фруктовница, значит в ней лежат ….фрукты. Это конфетница, значит в ней лежат …конфеты.
Дети выходят к доске и раскладывают продукты в посуду, называя посуду.
Логопед:Молодцы, ребята. Возвращается конфетница.
10. Коррекция общей моторики
«Чудесные превращения» (под музыку).
Логопед:Давайте попробуем изобразить посуду (приложение №9).
Дети кидают кубик и изображают выпавшую картинку-посуду.
Изображают: несём вёдра на коромысле, самовар, кастрюлю, наполненную водой, разнос.
-Молодцы, возвращается самовар.
11.Развитие ЛГС
Логопед: У Федоры очень много убежало посуды. (Приложение №10). Назовите, какая посуда убежала.
Ответы детей.
Логопед: А это маслёнка. Для чего она нужна (для масла). Давайте посчитаем, сколько посуды убежало от Федоры: 1маслёнка, 2 молочника, 3 тарелки, 4 ложки, 5 чашек, 6 чайников, 7 кастрюль, 8 ложек, 9 ножей, 10 самоваров. А какой посуды больше убежало, меньше?
Логопед: Молодцы, справились с заданием, возвращается маслёнка.
12. Развитие связной речи
Логопед: А сейчас я составлю рассказ по схеме о маслёнке. Вы внимательно слушайте, а потом вы будете составлять рассказ. Это маслёнка. Она белого цвета. Маслёнка маленькая. Она сделана из пластмассы. У неё есть крышка, дно. В маслёнку кладём масло. А теперь вы расскажите про посуду.
Дети рассказывают про чайник, и чашку.
Логопед: Ваня, тебе понравилось, как Ризобек рассказал, а тебе Ризобек понравилось, как Ваня рассказал?
Логопед: Возвращается маслёнка домой.
13.Рефлексия
Логопед: И так мы вернули всю посуду Федоре.
Телефонный звонок.
Логопед: Это звонит Федора. (Приложение№1). Ребята, а что бы вы могли посоветовать Федоре?
Ответы детей: Бережно относиться к посуде, мыть её, … .
Логопед: Смотри, Федора, обращайся с посудой аккуратно, береги её.
Логопед: Ребята, о чём мы сегодня говорили? А какая бывает посуда? О какой новой посуде вы узнали? А чтобы бы вы лучше запомнили виды посуды, вы на самоподготовке выполните с воспитателем задания. А сейчас вы пройдёте в класс, Федора вас приглашает попить чай.
|