Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема. Роль имени существительного в предложении Цели урока: Обучающие: - развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи. Развивающие: - формировать умение правильно использовать имя существительное как синтаксическую единицу, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти. Воспитательные: - воспитывать интерес к русскому языку, толерантность, чувство взаимопомощи, патриотизм. Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, компьютерная презентация. Оргмомент. Учащиеся сидят группами, по 5-6 человек в каждой. Тип урока: интегрированный Технология обучения: элементы интерактивной и информационно- коммуникативной технологий, элементы развивающего обучения, элементы межпредметной интеграции, элементы личностно-ориентированной технологии, КСО. Ход урока: Речь учителя. - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого оно плохое, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением. - Сегодня у нас необычный урок. Вместе с изучением роли имени существительного в предложении мы обобщим знания из познания мира. Повторяя правила синтаксиса, закрепляя ваше умение синтаксического разбора, будем беседовать о нашем родном государстве Казахстане, о символах РК, знаменательных датах и событиях. - Давайте оформим тетради и приступим к работе (число, классная работа). Повторение изученного по познанию мира: - Как называется наше государство? - Какой большой праздник отмечало наше государство 16 декабря? - 16 декабря весь наш народ отмечает праздник «День независимости». (Слайд №1) Независимость – это когда страна сама решает все свои вопросы. Вопросы трудные – политического, экономического, социального характеров. Независимость Республики подтверждается тем фактом, что Казахстан сегодня идет своим путем. 16 декабря 1991 года был провозглашен этот праздник. - В стране происходят добрые перемены, вселяющие радость и надежду. Обретя независимость, наш народ избрал своего президента – Назарбаева Нурсултана Абишевича (Слайд №2). Была принята новая Конституция, Казахстан признали более ста стран мира. Казахский язык обрел статус государственного. На каллиграфическую минутку. Над Казахстаном орел молодой Стал символом счастья, свободы. Раскинул он крылья над нашей страной И дружбой сплотил он народы. - Как и все государства, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. День рождения государственной символики – 4 июня 1992 года. (Слайд № 3) Вот уже 20 лет национальной независимости Казахстана сопутствуют государственные символы. Это Государственный Герб Республики Казахстан, Государственный Флаг Республики Казахстан, Государственный Гимн Республики Казахстан (рассказы подготовленные учащимися о государственных символах). 1 ученик: (Слайд № 4) Герб Казахстана имеет форму круга. В мире совершенной формой считается шар. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент очень ценится у кочевников. Центральным элементом является шанырак, который олицетворяет собой очаг, целостность мира и является символом первоосновы государства — семьи. Шанырак с входящими в него лучами олицетворяет объединение многих народов. Важная часть герба — два мифологических коня, т.к. вся жизнь кочевников связана с конем. Кони как бы оберегают шанырак с двух сторон. Пятиконечная звезда использована как символ счастья, мира, знака вечности. Звезды наравне с луной и солнцем считались священными. Поэтому на нашем Гербе золотая звезда является символом высоких помыслов и зовущей за собой мечты, слово «Казахстан» вычерченное на Гербе, сложилось в результате длительного развития казахской нации. Колосья обозначают богатство Родины. 2 ученик: (Слайд № 5) Флаг Республики Казахстан голубого цвета, что символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие. Золотое солнце с лучами —символизирует богатство и покой, лучи- дружбу всех народов, проживающих в стране. Парящий степной орел символизирует щедрость и зоркость, высоту помыслов. 3 ученик: (Слайд № 6) Государственный Гимн Республики Казахстан это произведение, вобравшее в себя всю глубину народного богатства, его историю, мечты, чаяния, цели и стремления. В жизни любого государства гимн играет большую роль. Он сплачивает граждан страны. Им открываются официальные встречи руководителей государств. Гимн исполняют на торжественных праздниках, военных парадах, спортивных соревнованиях. Слушают Гимн стоя, показывая уважение к главной песне своей страны. Каллиграфическая минутка. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. - Давайте подготовим ваши пальчики к работе, поднимите правую руку и повторяйте за мной: Этот пальчик (большой) – дедушка, Этот пальчик (указательный) – бабушка Этот пальчик (средний) – папа, Этот пальчик (безымянный) – мама, Этот пальчик (мизинец) – я, Вот и вся моя семья. (потрясти руками). - На доске записано слово символы. - Прочитайте это слово, закройте глаза и произнесите его вслух. - Давайте закроем глаза и попробуем прописать слово «символы» в воздухе. - Давайте посмотрим, как звучит это слово в предложении. - На доске: Приняли новые государственные символы. (Выделить главные члены предложения) - Что такое грамматическая основа? (главные члены предложения ) - Назовите главные члены предложения? - Назовите второстепенные члены предложения? - Какую большую тему мы изучаем? (имя существительное) - Что такое имя существительное? (имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что? ) Как членом предложения чаще всего является имя существительное? (имя существительное чаще всего в предложении является подлежащим) - Каким еще членом предложения может быть имя существительное? (дополнением) Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Имя существительное) —Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Послушайте стихотворение А.А. Фета и ответьте, в чём его необычность? Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пышность розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря, заря!.. Афанасий Фет. (Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно) Вот какая замечательная и интересная часть речи – имя существительное. Буквально каждое наше второе сказанное слово – существительное. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их. - Ребята, посмотрите внимательно, если в этом стихотворение глаголы? - Можно сказать, что это стихотворение «безглагольное»? - Какой пейзаж мы с вами представляем, когда слышим это стихотворение? (Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта.) - Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи. О, Казахстан, как ты велик! Люблю тебя за твой могучий лик: За степи, горы, реки и моря, За то, что ты – Родина моя! На слайде № 7 записано два предложения. Народ избрал. Народ избрал своего президента - Посмотрите на эти два предложения и скажите, чем они отличаются друг от друга? - Предложения, которые состоят только из грамматической основы, называются нераспространенными. А предложения, в которых есть второстепенные члены, называются распространенными. - Давайте прочитаем правило в учебнике, откройте учебники на стр. 129. - Какие предложения называются нераспространенными? Какие предложения называются распространенными? Задание по группам: слайд № 1 группа: ВЫПИСАТЬ НЕРАСПРОСТРАННЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 группа: ВЫПИСАТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Запись предложения: Слайд № 8 Мой Казахстан! Ты – Родина моя! Твоих степей бескрайние просторы Душой и сердцем я люблю. Люблю твои серебряные горы. Я верю, что наступит новый век, Пройдут года серьезных испытаний. Придет на смену новый человек. И принесет он много новых знаний. - Запишите и подчеркните все имена существительные, которые есть в этом стихотворении. - Назовите грамматическую основу этого предложения (пройдут года) - Давайте подчеркнем грамматическую основу. Какой частью речи выражено подлежащее? Какой частью речи выражено сказуемое? Вопрос на сообразительность: - Почему в предложении слово испытаний является дополнением, ведь оно, как и слово года, тоже является существительным? Значит, и оно может быть подлежащим. Опровергните мой ответ или согласитесь. (Не может слово испытаний быть подлежащим, потому что оно, отвечает на вопрос чего?, а подлежащее отвечает на вопросы Именительного падежа кто?, что? ) - На какие два вида делятся члены предложения? (Главные Второстепенные) - Назовите их. (подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение) - На какие вопросы отвечает подлежащие? Кто? Что? (Вопросы именительного падежа) Кто такой предмет? Что такое предмет? - На какие вопросы отвечает сказуемое? - На какие вопросы отвечает обстоятельство Где? Куда? Откуда? Как подчёркивается? __________ _ _ _ _ _ - На какие вопросы отвечает дополнение? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? (Вопросы косвенных падежей ) - Какую синтаксическую роль выполняет имя существительное в нашем предложении? (подлежащее и дополнение) - Значит, имя существительное может быть и подлежащим и дополнением. - Давайте прочитаем правило на стр. 130 - Чтобы закрепить вопросы косвенных падежей, давайте с вами просклоняем слово человек. - Ребята, а кто знает, сколько человек проживает в Казахстане? - Современный Казахстан – стремительно развивающееся государство. В Казахстане единой семьей живет 15 миллионов человек, представителей более ста национальностей и народностей. На казахском, русском, уйгурском, немецком, корейском, татарском языках издаются книги и газеты, работают национальные театры, эстрадные ансамбли, передаются национальные программы радио и телевидения. Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: Мы - народ Казахстана. И в этом Казахстан - уникальное государство, с многообразием культур и религий. 1 чтец: Дружба народов не просто слова. Дружба народов навеки жива, Дружба народов - счастливые дети, Колос на ниве и сила в расцвете. 2 чтец: Дружба народов - бескрайний простор, Мир и согласие, девичий хор, Звонкая песня его, молодого, Сад винограда возле дома родного. На заключительный этап урока О, Казахстан, страна моя, Совсем иным ты стал при нас, Что ты когда-то жил страдая, Нам трудно верится сейчас. – Что значит независимое государство? Слайд № 9 - 16 декабря 1991 года является Днём Независимости РК. Давайте проследим, какие события происходили со дня приобретения статуса независимости. В 1 декабря 1991 года впервые в истории прошли всенародные выборы первого президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев. Слайд № 10 2 октября 1991 года впервые в космос устремился сын казахского народа Т. Аубакиров. Своим полётом он возвестил на всю планету, обретённую Казахстаном свободу и независимость. Слайд № 11 В 1993 году была выпущена национальная валюта тенге. Слайд № 12 30 августа 1995 года –принята новая Конституция Республики Казахстан Слайд № 13 30 сентября 1996 года - Казахстан подписал Договор о запрете ядерных испытаний в г. Семипалатинске Игра «Составь пословицу» Слайд № 14 - Как вы понимаете пословицу: «Тот герой, кто за Родину горой»? - Казахстан – наше Отечество, наша Родина. Что значит Отечество? А почему мы его называем Родиной? - Сейчас вам предстоит составить пословицы про Родину из слов, которые вы видите на доске. На доске написано только начало, вам нужно вспомнить продолжение. Каждая команда составляет по две пословице. Какая команда справится быстрее Одна у человека мать —…(одна и Родина) Тот герой…(кто за Родину горой) Для Родины своей…(сил не жалей) Не будь сыном отца…(а будь сыном народа). Итог урока: - Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, чтобы вспомнить все, о чем мы с вами говорили на уроке. Каждой команде я буду по очереди задавать вопросы, если одна команда не знает ответа на вопрос, то вопрос переходит к следующей команде. 1. Какой город является главным городом Казахстана? (Астана) 2. Почему? (Это столица.) 3. Что такое имя существительное? 4. Какую синтаксическую имя существительное выполняет в предложении? 5. Когда отмечается День Независимости Республики Казахстан? 6. Какие государственные символы есть у Казахстана? 7. Назовите главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? 8. Назовите второстепенные члены предложения? Что такое дополнение? 9. Что мы можем сделать для процветания нашей республики, нашего государства? 10. Когда была принята национальная валюта тенге? Домашнее задание. Слайд № 16 Стр. 129, 130 выучить правило Стр. 130 упр. № 293 | |
Просмотров: 414 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|