Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Урок-исследование «Водоемы» В класс входит почтальон и каждому ученику и учителю вручает письмо. Учитель читает начало письма. - Здравствуйте, второклассники! Пишет вам водяной. Поселился я в прекрасном озере: вода в нем чистая, много разных растений, животных. Да вот беда, никого из них я не знаю. Все для меня здесь новое, неизвестное. А вдруг они не захотят со мной водиться и останутся со мной одни пиявки и лягушки. Помогите! Познакомьте меня с обитателями озера! А я позабочусь о ваших хороших отметках. К своему адресу я прилагаю карту и посылаю помощника Юнгу на корабле. Жду вас с нетерпеньем. - Ну что, ребята, согласимся помочь Водяному? Тогда читайте адрес. Плавание ваше начнется от истока реки Незнайки. Ваш кораблик, проплыв левый и правый притоки, долдон оказаться в устье Незнайки. - Стоп, ребята, я что-то не очень разобрала адрес, да и карта без всяких обозначений. Еще раз внимательно прочтите адрес и подчеркните непонятные слова. Слова: исток, устье, притоки. - Вы знаете, что обозначают эти слова. Давайте предположим… Версии записываются на доске. - Кто же нам поможет проверить наши догадки? (Юнга) У Юнги есть три подсказки. (вынимает из кармана карточки) Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Подземная вод в некоторых местах выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки. Иногда реки берут начало из болот, тогда вода в них темно-рыжая. Иногда реки стекают с гор, и вода в таких реках студеная. Задание. Выдели в тексте самое главное и расскажи об этом в двух предложениях. Начни предложение так «Исток – это…» Устье. Длина рек различная. Некоторые реки имеют длину 10 километров, а другие – 1000 километров. Но любая река где-нибудь заканчивается: она впадает в океан, море, озеро или другую реку. Это место и называется устьем реки. Задание. Выдели в тексте самое главное и расскажи об этом в двух предложениях. Начни предложение так «Устье – это…» Приток. В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Задание. Выдели в тексте самое главное и расскажи об этом в двух предложениях. Начни предложение так «Приток – это…» После анализа текстов лишние версии на доске вычеркиваются, остаются лишь верные. А обозначения истока, устья и притоков наносятся на карту. - Ребята, но в письме говорится о двух притоках, левом и правом. Как же нам их различить? Снова нужно обращаться к Юнге. Юнга достает из кармана карточку. Левей приток – это река, впадающая в главную реку с левой стороны по ее течению. Правый приток – это река, впадающая в главную реку с правой стороны по ее течению. - Как же нам отличать притоки? (1. Определить направление течения реки. 2. Встать лицом по течению реки. 3. С левой стороны – левый приток, с правой – правый). Обозначения наносятся на карту. Карта готова, можно плыть на помощь. А чтобы в пути не было скучно, Юнга предлагает с ним поиграть. Физминутка - Вот мы и на месте. Смотрите, Водяной оставил нам записку в бутылочной почте. Прочтем! Озеро мое называется Светлым. Светлым потому, что на глубине двух метров видны мелкие камушки и рыбки. Вот одна, например: Опасней всех в реке она. Хитра, прожорлива, сильна. Притом, такая злюка! Конечно, это … (щука). Найдите изображение щуки на доске. А если она злая, может, не будем ее селить в водоем, еще обидит Водяного? (Щука – речной санитар. Она прежде всего охотится на больных рыбок, таким образом очищая водоем). Изображение щуки помещается на меловой рисунок, изображающий озеро в разрезе. - А другая рыбка очень красивая, но такая недотрога: В реках, старицах, озерах Много зарослей в которых И в карьерах обитает С промерзающей водой, и серебряной бывает, и бывает золотой … (карась). Такую красивую рыбку обязательно нужно поселить в озеро. А по краям озера столько чудных растений! У одного странное название - стрелолист. Почему его так назвали? Ребята объясняют название растения и находят его на рисунке. Сажают на берегу озера. - А другое растение очень опасное. Схватишь его рукой, захочешь сорвать, но сорвать не сорвешь, только руку порежешь острым листом. Как оно называется? (Осока). Найдите осоку на рисунке и посадите к озеру. Наверное, вы встречали такое растение с большими темно-коричневыми, почти черными головками. Как оно называется? (камыш). - Но, наверное, вы не знаете, что по-настоящему он называется рогоз. Найдите рогоз на рисунке и посадите его к озеру. А однажды мне на руку приземлился маленький вертолет, золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза). В результате работы на доске появляется модель, изображающая озеро и его обитателей. | |
Просмотров: 303 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|