Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок-исследование "Водоемы"
Урок-исследование
«Водоемы»
В класс входит почтальон и каждому ученику и учителю вручает письмо. Учитель читает начало письма.
- Здравствуйте, второклассники!
Пишет вам водяной. Поселился я в прекрасном озере: вода в нем чистая, много разных растений, животных. Да вот беда, никого из них я не знаю. Все для меня здесь новое, неизвестное. А вдруг они не захотят со мной водиться и останутся со мной одни пиявки и лягушки. Помогите! Познакомьте меня с обитателями озера! А я позабочусь о ваших хороших отметках.
К своему адресу я прилагаю карту и посылаю помощника Юнгу на корабле. Жду вас с нетерпеньем.
- Ну что, ребята, согласимся помочь Водяному? Тогда читайте адрес.
Плавание ваше начнется от истока реки Незнайки. Ваш кораблик, проплыв левый и правый притоки, долдон оказаться в устье Незнайки.
- Стоп, ребята, я что-то не очень разобрала адрес, да и карта без всяких обозначений. Еще раз внимательно прочтите адрес и подчеркните непонятные слова.
Слова: исток, устье, притоки.
- Вы знаете, что обозначают эти слова. Давайте предположим…
Версии записываются на доске.
- Кто же нам поможет проверить наши догадки? (Юнга)
У Юнги есть три подсказки. (вынимает из кармана карточки)
Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Подземная вод в некоторых местах выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки. Иногда реки берут начало из болот, тогда вода в них темно-рыжая. Иногда реки стекают с гор, и вода в таких реках студеная.
Задание. Выдели в тексте самое главное и расскажи об этом в двух предложениях. Начни предложение так «Исток – это…»
Устье.
Длина рек различная. Некоторые реки имеют длину 10 километров, а другие – 1000 километров. Но любая река где-нибудь заканчивается: она впадает в океан, море, озеро или другую реку. Это место и называется устьем реки.
Задание. Выдели в тексте самое главное и расскажи об этом в двух предложениях. Начни предложение так «Устье – это…»
Приток.
В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река.
Задание. Выдели в тексте самое главное и расскажи об этом в двух предложениях. Начни предложение так «Приток – это…»
После анализа текстов лишние версии на доске вычеркиваются, остаются лишь верные. А обозначения истока, устья и притоков наносятся на карту.
- Ребята, но в письме говорится о двух притоках, левом и правом. Как же нам их различить? Снова нужно обращаться к Юнге.
Юнга достает из кармана карточку.
Левей приток – это река, впадающая в главную реку с левой стороны по ее течению. Правый приток – это река, впадающая в главную реку с правой стороны по ее течению.
- Как же нам отличать притоки? (1. Определить направление течения реки. 2. Встать лицом по течению реки. 3. С левой стороны – левый приток, с правой – правый).
Обозначения наносятся на карту.
Карта готова, можно плыть на помощь. А чтобы в пути не было скучно, Юнга предлагает с ним поиграть.
Физминутка
- Вот мы и на месте. Смотрите, Водяной оставил нам записку в бутылочной почте. Прочтем!
Озеро мое называется Светлым. Светлым потому, что на глубине двух метров видны мелкие камушки и рыбки. Вот одна, например:
Опасней всех в реке она.
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом, такая злюка!
Конечно, это … (щука).
Найдите изображение щуки на доске. А если она злая, может, не будем ее селить в водоем, еще обидит Водяного? (Щука – речной санитар. Она прежде всего охотится на больных рыбок, таким образом очищая водоем).
Изображение щуки помещается на меловой рисунок, изображающий озеро в разрезе.
- А другая рыбка очень красивая, но такая недотрога:
В реках, старицах, озерах
Много зарослей в которых
И в карьерах обитает
С промерзающей водой,
и серебряной бывает,
и бывает золотой … (карась).
Такую красивую рыбку обязательно нужно поселить в озеро.
А по краям озера столько чудных растений! У одного странное название - стрелолист. Почему его так назвали?
Ребята объясняют название растения и находят его на рисунке. Сажают на берегу озера.
- А другое растение очень опасное. Схватишь его рукой, захочешь сорвать, но сорвать не сорвешь, только руку порежешь острым листом. Как оно называется? (Осока).
Найдите осоку на рисунке и посадите к озеру.
Наверное, вы встречали такое растение с большими темно-коричневыми, почти черными головками. Как оно называется? (камыш).
- Но, наверное, вы не знаете, что по-настоящему он называется рогоз.
Найдите рогоз на рисунке и посадите его к озеру.
А однажды мне на руку приземлился маленький вертолет, золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза).
В результате работы на доске появляется модель, изображающая озеро и его обитателей.
Категория: Начальная школа | Добавил: АНВ (2019-05-12) | Автор: Абакумова Наталья Валерьевна E
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru