Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
«ПРОБЛЕМЫ НОВОЙ ШКОЛЫ: НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ, НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ» Современное общество впечатляет динамикой своего развития. Думаю, каждый из нас на себе ощущает внедрение в повсеместную жизнь новых технологий. Ритм жизни ускоряется, информационный поток постоянно увеличивается. Очевидна новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, самообучаться, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» задач. Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»- говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. То есть изменения надо начинать с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять как миссию по воссозданию нового, гармоничного мира, и объединившись, используя свой опыт, профессионализм, заняться построением обновленной системы образования, используя фундамент достижений, накопленных за многие столетия педагогической практики. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Уроки нового формата строятся на формировании самостоятельного исследования новых знаний. На таких уроках дается возможность саморегулироваться, самовыражаться. Уроки выстроены на формировании открытости обучающихся. Цель современного урока - научить обучающихся добывать знания самостоятельно, а помогают в этом новые подходы в преподавании и обучении. Учителю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой обучающиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. [3,с.138] Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Каждый этап урока очень важен для достижения поставленной цели. Организационный этап, очень кратковременный. Но именно психологический настрой эффективно и динамично помогает мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, чтобы дети поняли, что я их ждала и рада нашей встрече. Можно необычно начать урок, музыкальной разминку «Давайте, потанцуем» или стратегиями «Волшебные руки», «Пожелания друг другу» «Ладошка на удачу». Учащимся, сидящем рядом, надо поочередно касаться одноименных пальцев рук, начиная с большого пальца и говорить: желаю (соприкасаемся большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Удачи тебе сегодня! (прикасаясь всей ладонью). Очень нравится детям подвижная стратегия «Поздоровайся локтями». Дети получают веер положительных эмоций и в классе устанавливается доброжелательная атмосфера. Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый- второй- третий и сделать следующее: Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Одним из интересных приемов для создания дружеской атмосферы использую метод «Пожелания друг другу». Для установления атмосферы сотрудничества и доверия проводила тренинг «Приветствие», обычно использую на первом уроке. Каждую фразу мы сопровождаем определёнными движениями. -Как мы идём в школу? Вот так! -Как мы улыбаемся на улице? Вот так! -Как мы здороваемся в классе? Вот так! -Как мы спешим на урок? Вот так! -А как мы спешим на перемену? Вот так! -Как мы учимся в школе? Вот так! -Как мы сидим за партой? Вот так! Тщательно продумываю организацию начала урока. Этот этап позволяет не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия. Много интересных приёмов я взяли из технологии ТРИЗ. Данная технология предлагает с одной стороны — занимательную игру, с другой развитие умственной активности ребенка через творчество. [1, с.4-7] Один из удачных приёмов это «приём отсроченной загадки». В начале урока даётся загадка (или малоизвестный факт), отгадку которой можно узнать на уроке во время работы над новым материалом. В начале урока литературного чтения я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения А .Барто, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта. На уроке естествознания по теме единицы время. Я представили детям необычный факт: Знаете ли вы, что ваш возраст это просто количество раз, которые вы пролетели вокруг Солнца. Это заинтересовало детей и они предлагали разные варианты связи солнца и возраста человека. Ещё один интереснейший приём - «Удивляй!». Удивить ребят желательно сразу, в начале урока. Причем сделать это можно не только фрагментом текста или демонстрацией коллекции монет или минералов, но и хорошо известными фактами, под таким углом, при котором даже они становятся загадкой. На уроке естествознания, зимой, по исследованию процессов изменения агрегатного состояния воды, начинала с небольшого рассказа. Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств. Используя эти приёмы я думаю о том, что мне необходимо столкнуть ученика с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей, что детям позволит сформулировать и присвоить себе цель. Постановка цели является начальным этапом деятельности. Только при наличии цели учения, обучающийся становится субъектом деятельности. Необходимо специально обучать младших школьников целеполаганию. Очень важно, чтобы дети принимали участие в постановке цели, анализе и обсуждение условий её достижения. [2,с.18-22] На своих уроках я использую, как аудиальные, так визуальные приёмы целеполагания. Такие приёмы как «Исключи слово», «Группировка», «Подводящий диалог» (дидактическая игра «Дартс») успешно используются в моей практике. Еще один из наиболее важных ингредиентов современного урока – это оценивание. Для того чтобы родители были в курсе, как учатся их дети, я использую наклейки- смайлики, которые дети получают за активную работу на уроке, за правильно выполненное домашнее задание. Отсутствие каждый день оценок вызывает тревогу по поводу глубины знаний и подготовки ученика. Поэтому каждый день на каждом уроке провожу ФО. Это самостоятельная работы по тем узким и основным понятиям или процессам, которые представляют методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Использую мини-тесты из 2-3 вопросов, тесты закрытого и открытого типа, дополни предложения, используя рисунок и опорные слова, найди ошибку, таблицы, задания на соответствие и другие. Проверенные работы размещаю в тетрадях по формативному оцениванию, для работы над ошибками и по необходимости пишу комментарий. Такие задания позволяют реализовывать обратную связь с учениками и родителями. Достаточно ли внимателен был ребёнок на уроке, выявляются границы применимости нового знания, выделяются проблемы усвоения того или иного отрезка учебного материала, что способствует повышению эффективности урока. Литература: 1. ПлатоноваЛ.А.Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе, журнал «Начальная школа: плюс до и после» -№11,2006, с.4-7 2. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №4. - С. 18-22. 3. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан «Руководство для учителя»Третий (базовый) уровень Третье издание АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012, с 138 | |
Просмотров: 338 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|