Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Факультативный курс « Учусь создавать проект» в 3 классе. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Учусь создавать проект» предназначена для обучающихся начального общего образования. Программа кружка «Учусь создавать проект» утверждена городским методическим объединением. Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления. Рабочая программа «Учусь создавать проекты» составлена на основе авторской программы Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект» Методическое пособие. М: Издательство РОСТ книга , 2011г. В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: • постановка проблемы, формулирование темы; • выдвижение гипотез; • овладение методами исследования; • сбор собственного материала для эксперимента ; • обобщение, выводы; • защита работы. Программа рассчитана на обучающихся 1 - 4 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой. С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы: • игры; опыты; • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями; • интеллектуальные головоломки; • практические занятия; • работа в компьютерном классе; (вариативный курс ) • дискуссии, беседы. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»? В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности. Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики: 1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования. 2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения. 3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой. 4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта. 5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию. Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно. Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи: • Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал. • Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании. • Обучить основам оформления работ. • Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи. • Формирование позитивной самооценки, самоуважения. • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. • Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. • Формирование умения решать творческие задачи. • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Актуальность Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований. Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса. Ожидаемый результат: 1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. 2.Умение работать с информацией. 3.Опыт целеполагания. 4.Ребёнок приобрёл опыт планирования. 5.Расширение кругозора. 6.Развитие мышления. 7.Развитие эмоциональной сферы. 8.Опыт публичного выступления. Общеучебные организационные умения • Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. • Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Общеучебные умения поиска сведений • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. • Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»). Творческие общеучебные умения Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации. Менеджерские умения и навыки • Умение проектировать процесс (изделие). • Умение планировать деятельность, время, ресурсы. • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. • Навыки анализа собственной деятельности. Коммуникативные умения • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы. • Умение вести дискуссию. • Умение отстаивать свою точку зрения. • Умение находить компромисс. • Навыки интервьюирования, устного опроса, презентационные умения и навыки. • Навыки монологической речи. • Умение уверенно держать себя во время выступления. • Артистические умения. • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении. • Умение отвечать на незапланированные вопросы. • Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность. • Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе. • Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения. Привлечение родителей • Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. • Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. • Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию. Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; • интерес к новому содержанию и новым способам познания; • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; • выраженной познавательной мотивации; • устойчивого интереса к новым способам познания; • адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия; • планировать свои действия; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; • адекватно воспринимать оценку своей работы; • различать способ и результат действия; • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: • проявлять познавательную инициативу; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; • высказываться в устной и письменной формах; • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; • владеть основами смыслового чтения текста; • анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез (целое из частей); • проводить сравнение, классификацию по разным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения об объекте; • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); • подводить под понятие; • устанавливать аналогии; • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • допускать существование различных точек зрения; • учитывать разные мнения, стремиться к координации; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться, приходить к общему решению; • соблюдать корректность в высказываниях; • задавать вопросы по существу; • использовать речь для регуляции своего действия; • контролировать действия партнера; • владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. • видеть проблемы; • ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; • давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; • проводить эксперименты; • делать умозаключения и выводы; • структурировать материал; • готовить тексты собственных докладов; • объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов (1 класс) Второй уровень результатов (2-3 класс) Третий уровень результатов (4 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса. Обучающийся будет знать: • основы проведения исследовательской работы; • что такое мини – проект и творческий проект; • методы исследования: наблюдение, опыт; • способы поиска необходимой для исследования информации; • правила сотрудничества в процессе исследования; • основные логические операции, их отличительные особенности; • правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: • определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; • подбирать материал, необходимый для исследования; • оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; • сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе. Способы проверки результатов освоения программы. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: • выставки творческих работ учащихся; • мини – конференции по защите исследовательских проектов; Ожидаемые результаты освоения программы 2-3 класса. Обучающийся будет знать: • основные особенности проведения исследовательской работы; • что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; • методы исследования: эксперимент, интервьюирование; • правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; • правила осуществления самоконтроля; • правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: • выбирать пути решения задачи исследования ; • классифицировать предметы, явления и события; • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; • осуществлять сотрудничество со взрослыми; • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; Способы проверки результатов освоения программы. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: • выставки творческих работ учащихся; • мини – конференции по защите исследовательских проектов; Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса. Обучающийся будет знать: • основные особенности проведения исследовательской работы; • метод исследования: анкетирование, моделирование; • основы работы с компьютером; • что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; • способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе; Обучающийся будет уметь: • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; Способы проверки результатов освоения программы. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия могут быть выставки творческих работ учащихся; мини – конференции по защите исследовательски № Тема Дата Содержание 1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Знакомство с понятием «хобби» 2 Выбор темы твоего проекта. Знакомство с понятием «словарь», «проект», «тема» 3 Формулировка. Работа со словарями. Знакомство с понятием «формулировка» 4 Выбор помощников в работе над проектом. Знакомство с понятием «помощник» 5 Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап» 6 Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность» 7 Проблема. Решение проблемы. Знакомство с понятием «проблема» 8 Выработка гипотезы- предположения. Знакомство с понятием «выработка, гипотеза, предположение» 9 Цель проекта. Знакомство с понятием «цель» 10 Задачи проекта. Знакомство с понятием «задачи проекта» 11 Сбор информации ля проекта. Знакомство с понятием «сбор, энциклопедия,интернет, информация» 12 Знакомство с интересными людьми. Интервью. Знакомство с понятием «интервью, интервьюер» 13 Обработка информации. Отбор значимой информации. Знакомство с понятием «обработка информации, отбор» 14 Что такое продукт проекта? Знакомство с понятием «продукт проекта, макет, поделка» 15 Играем в учёных. Это интересно. Задания на сообразительность 16 Текст Умение работать с карточками-подсказками 17 Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение) Знакомство с понятием «выступление», умение составлять мини-собщение 18 Творческая работа. Презентация. Знакомство с понятием «презентация проекта» 19 Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Просмотр презентаций 20 Первые шаги составления презентации на компьютере. Знакомство с программами, клавиатурой. 21 Первые шаги составления презентации на компьютере. Знакомство с программами, клавиатурой. 22 Совмещение теста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией 23 Совмещение теста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией 24 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Умение правильно и чётко отвечать на вопросы по проекту 25 Тест « Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина». Работа с тестом по пройденным темам 26 Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Знакомство с понятием «визитка или визитная карточка» 27 Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Составление титульного листа визитки 28 Самоанализ. Работа над понятием « самоанализ». Знакомство с понятием «самоанализ» 29 Играем в учёных. Это интересно. Задания на сообразительность и смекалку 30 Различные конкурсы проектно- исследовательской деятельности. Выбор конкурсов проектно- исследовательской деятельности. 31 Памятка жюри конкурса. Знакомство с памяткой для жюри конкурса, знакомство с понятиями « эрудиция, портфолио» 32 Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Выступление 33 Самоанализ- рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией Умение составлять самоанализ-рефлексию 34 Подведение итога. Вручение благодарственых рисунков помощникам твоего проета | |
Просмотров: 349 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|