Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
«Игра как эффективный метод обучения» «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… » А.С. Макаренко Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна. Она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и даёт отдых. Игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как одна из форм обучения, приобретение навыков и привычек, развития способностей. Ещё в древних Афинах практику организованного воспитания и обучения пронизывали приемы сравнения и сопоставления, соревнований. Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. С оттачиванием ими своих лучших качеств были связаны их ученические самопроявления в самоутверждении и самопознании. Тогда же зародились военные игры- манёвры, штабные учения, разыгрывание «боев». Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе для активизации учебного процесса, игровая деятельность используется: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более общей технологии; в качестве урока или его части (введение, контроль); как технология внеклассной работы. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. Цель игр - увеличить заинтересованность детей к предмету и выявить талантливых и одаренных детей. Значение игры в жизни каждого ребенка не ограничивается только лишь ее развлекательными возможностями. Особенность игры состоит в том, что она является эффективным способом отдыха, способным перерасти в терапию, творчество, обучение, модель жизненных ситуаций и т.д. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Игра является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Использование игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Каждый вид игры выполняет определённые функции. Наиболее важные функции игры: 1.Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. 2.Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено. 3.Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. По спектру целевых ориентаций выделяют игры: -дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков; развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики; -воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; -развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности -социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям: 1) Игра должна содействовать сплочению коллектива 2) Иметь познавательное значение 3) Активизировать общественную деятельность учащихся 4) Обеспечивать мыслительную активность участников игры 5) Создавать условия для детского творчества. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. При частом использовании различного рода игр на уроках, они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. Хаметова А.А. | |
Просмотров: 323 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|