Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
В современном мире развитых стран становится производство, распространение и потребление знания, а социальное расслоение общества будет определяться отношением к знанию, к возможностям его создания и использования. Поэтому повышение качества образования является одной из актуальных проблем как для Казахстана, так и для всего мирового сообщества. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание и организацию образовательного процесса, переосмысление целей, задач и результатов образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых является коммуникативная компетентность. Свободное владение языком, которое позволит уверенно общаться с различными людьми в различных ситуациях – это одна из новых целей, которую ставит современная жизнь перед учеником. Поэтому формирование умений связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу ,быть тактичными и убедительными в дискуссии одно из самых важных направлений в развитии коммуникативной деятельности учащихся. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется через обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских и социально – коммуникативных умений . Учебное сотрудничество – это особая новая для детей форма отношений , которая нужна для полноценного усвоения теоретических понятий. Учебное сотрудничество направлено на результат , а результатом его являются новые способы действия , освоенные ребенком. Общение является неотъемлемой частью любого урока. Большие возможности для активизации коммуникативной деятельности младших школьников имеются на уроках русского языка. Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует от учителя пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиления объяснительного аспекта при изучении системы языка. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий. Игра «В слово» Играющие называют поочередно по одному слову из правил до тех пор, пока учитель не отменит задание. Если кто – то забыл слово, то следующий участник игры, выждав одну секунду, отвечает вместо забывшего. В процессе игры дети учатся слушать своих товарищей, внимательнее относится к услышанному, учится контролировать и корректировать работу друг друга. Работа в сотрудничестве невозможна без непосредственно – эмоционального общения детей с учителем и друг с другом, без доверительных отношений, являющихся непременным условием успешности всяких иных отношений. Эмоциональная сфера детей младшего возраста непроизвольна. Важно научить детей не только различать свои эмоции , правильно их выражать, но и понимать эмоциональный настрой собеседника. Поэтому часто на уроках русского языка использую приме рассказывания правила с разной эмоциональной нагрузкой ( весело или грустно, оформление в виде вопроса, взятое под сомнение, рассказывание правила так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех).Сначала сама предлагаю ученикам тот или иной вариант сообщения правила, в дальнейшем самим детям предоставляется возможность определять эти ситуации. Очень важно в эитой работе , чтобы дети смогли сами оценить получившийся результат: удалось ли передать нужное состояние , убедителен ли был рассказчик. Можно использовать и другой вариант этой работы, когда ученик, рассказывающий правило, сам для себя выбирает эмоциональную нагрузку для рассказа, а дети в классе или ( если это групповая работа) товарищ по группе должны сами определить эмоциональный настрой выступления. При обсуждении выступления следует обратить внимание и на то, какие эмоции возникли у слушателей, у выступающего, совпали ли они, а если на совпали, то почему. Актуально в данной работе и рассказывание правила в разных вариантах и ролях. Например, предлагается рассказать правило «по телефону» маме или товарищу и попросить их проверить, не сделано ли ошибок в правиле. Можно усложнить этот вариант работы , если рассказывающий нарочно сделает ошибку , которую должен уловить « на другом конце провода « ученик, слушающий за маму или товарища. Оцениваются результаты обоих учащихся. Можно предложить и такую ситуацию: расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику ( или бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке). Рассказчик должен подготовить предполагаемого собеседника к восприятию правила, т. е. предугадать ,какие сведения ему неизвестны, растолковать непонятные места. Рассказать правило можно и так, как будто вы сами сделали открытие правила или передать правило по радио, как самую важную новость. Главное, чтобы выбранная ситуация была актуальна для детей, близка к сфере интересов ребят. О полноценном сотрудничестве школьника нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого в сотрудничество, вступать с ним во взаимодействие. Для формирования данного вида сотрудничества следует воспитывать неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления; тренировать в обнаружении границы собственных знаний; формировать умение запрашивать у учителя необходимую информацию. При работе над правилом на этапе закрепления можно применять прием – «ловушки». Например, учитель обращается к классу с заданием рассказать правило, изученное на уроке, и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ ( или присоединяется к детскому неверному ответу).Дети либо повторяют ответ учителя, либо дают свой собственный ответ – верный или неверный. При анализе поведения детей , спешащих присоединиться к учительской точке зрения ( как и во всех остальных ситуациях , воспитывающих учебное сотрудничество) , основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания, не на выяснение результата, а на правильном и неправильном способе действия детей. Полезно предлагать задания, которые позволяют определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность ( или невозможность) действовать , или он склонен действовать неразумно, наугад. Так, например, на уроке нового знания по теме «Правописание существительных женского рода с шипящими согласными» учитель предлагает прокомментировать написание пропущенных букв в словах с опорой на изученные правила. В процессе работы у детей возникает проблемная ситуация: как объяснить написание незнакомых слов? Как поступят дети, что будет лежать в основе их деятельности, заметят ли ,что имеющиеся знания недостаточны для выполнения задания , обратятся ли к учителю с дополнительными вопросами для выяснения сомнений – вот предмет наблюдения для учителя. Такие здания для воспитания привычки «спрашивания» у учителя, ситуации открытого незнания, в которых дети точно знают, что они этого не знают, необходимы, так как коренным образом изменяют традиционно вопросно – ответную форму общения между учителем и детьми. Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание ; строить человеческие и деловые отношения с детьми. Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения многообразны. Опираясь на сотрудничество и согласие, на личное равенство педагога и воспитанника, сосредотачиваясь на потребностях ребенка , стремясь к творчеству, личностному и профессиональному росту, педагог сможет вовлечь детей в содержание обучения и сделать формирование коммуникативной грамотности результативным. Литература: 1. Лайло В.В. «Развитие памяти и повышение грамотности» 2001 2. Обучение детей учебному сотрудничеству. Рудакова И.А. ( Электронный ресурс) | |
Просмотров: 272 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|