Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Кому, как не учителю, известно, что младший школьный возраст - период становления способностей, личности и бурных интегрированных процессов в психике. Интеграция в ее завершенной форме характеризует одаренность взрослого человека. Остановка интегративных процессов либо их неполнота объясняют исчезновение детской одаренности. Вот почему так актуально внимание к ребенку на протяжении всего периода становления и развития его способностей, чтобы обеспечить поступательный характер развития одаренности. Одаренность носит или врожденный или приобретенный характер. Исследования и наблюдения за духовным и физическим ростом детей показывают, что имеющиеся способности в результате влияния окружающей среды, воспитания и развития проявляются, а не получив развития могут исчезнуть. При формировании у ребенка определенного интереса к какому - либо виду деятельности у него просыпается желание к тому или иному делу, приобретаются соответствующие навыки развиваются способности, которые могут стать ориентирами в нашей педагогической работе. Это и музыкальная одаренность, когда ребенок проявляет большой интерес к музыке , к пению, стремится выразить в них свои чувства и настроение; артистическая одаренность - интерес к актерской игре, спортивная одаренность, художественная, лидерская и другие. В своей работе я хочу остановиться на развитии творческой одаренности у первоклассников. Актуальность проблемы развития творческой одаренности у детей предполагает создание необходимых для этого условий и использование методов, способствующих проявлению возможности детей. • Очень важно верить в способности ребенка. Из позитивного окружения, которое мы для него создаем, он возьмет то, что ему необходимо. Для него наша вера в его силы - достойная уважения предпосылка. • Учитель должен помогать ему, а не тянуть или толкать. • Очень важно создать для ребенка благоприятную обстановку, способствующую развитию его творческих способностей. • Самому учителю нужно быть творческим. • Общаясь с ребенком, должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. • Вдохновлять детей своей любовью к творчеству. • Быть гибким, уметь следовать ситуации. Умный творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую. • Демократичный коллегиальный стиль общения с ребенком создает условия, которые необходимы для развития творческих способностей. И напротив, жесткий, не оправданно строгий, авторитарный стиль общения хорош для воспитания «сознательной дисциплины», необходимой послушному исполнителю. • Бороться со всяческими проявлениями конформизма (подражательностью), так как очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, нетворческим решениям. • Необходимо всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия -основные черты творческого поведения. Без этого, нет и не может быть творческой личности. • Не бояться неожиданных вопросов. Всем известно, что дети большие специалисты по части задавания вопросов. В том числе и «глупых», с нашей точки зрения, а потому нас раздражающих. Одаренный ребенок и это делает одаренно, его вопросы еще более неожиданны, странны, смелы, а может быть даже «безумны». Их не только не следует бояться, но напротив, надо всячески стимулировать. Детский вопрос - свидетельство интереса ребенка, нестандартный вопрос - не что иное, как свидетельство нестандартного взгляда на мир. Развитие творческой одаренности у ребенка подразумевает прежде всего развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Воображение выделяют как основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психологическим развитием. Входящие в состав воображения умения выделять некоторую функцию в предмете, переносить ее на другой предмет и видеть целое раньше частей характеризуют разные этапы воображения и творчества в младшем школьном возрасте. Если умение видеть целое раньше частей - непременное условие и основополагающая предпосылка развития воображения, то перенос функции с одного предмета на другой завершает развитие воображения у младших школьников. Такой подход к пониманию воображения позволяет рассматривать его в системе вопросов смыслообразования. При внесении ребенком смысла в различные сферы своей деятельности дает возможность разнообразить и индивидуализировать любые занятия и действия, ведет к появлению нового и оригинального в результатах, то есть способствует развитию творчества. Одним из основных принципов построения занятий по развитию творчества младших школьников является принцип интегральности. Он заключается в том, что все игры и задания совмещают разные виды деятельности: художественно- словесную, изобразительную, музыкальную и игровую. Детей следует учить наблюдать, исследовать, размышлять и манипулировать идеями. Такая форма организации уроков подготавливает почву для накопления творческого потенциала, занятия искусством воспитывают у ребенка образное мышление, воображение и изобретательность, а игры и задания развивают сообразительность , находчивость, целеустремленность, фантазию. Развивать творческую одаренность у младших школьников возможно: *посредством активизации воображения; * посредством использования словотворчества; * посредством использования схематических изображений предмета; *посредством комбинирования приемов изобразительной деятельности и музыки. Выделяют три компонента при развитии творческого воображения: предметная среда (первый уровень), прошлый опыт (второй уровень), внутренняя позиция (третий уровень), которые становятся пусковыми механизмами воображения. Обычно дети с предметным уровнем воображения при предъявлении задания чаще всего отказываются от деятельности, либо применяют наиболее примитивные способы (накладывание и прикладывание предметов), придумывают стереотипные и примитивные сюжеты. Дети с воображением на втором уровне ( прошлый опыт) сразу берутся за выполнение задания, описывая ситуации в динамике, заимствуя их из сказок, рассказов или из собственного опыта. При выполнении заданий не испытывают особых затруднений, помещают объекты и персонажи в необычную обстановку. Дети с особой внутренней позицией пытаются осмысливать и обыгрывать задания, так как практически не зависимы от предметной среды. Ребёнок включает себя в ситуационный мир и может по-новому ставить творческую задачу. Для детей этого уровня характерны этап обдумывания предложенного задания, попытки связать отдельные эпизоды, предметы, части предметов в единый, целостный сюжет – рассказ. Игры и задания первого этапа создают особую предметную среду для развития творческих возможностей детей, так как дети находятся в зависимости от конкретных предметов и явлений. Например, для развития творческой одарённости посредством активизации воображения провожу игру первого уровня «Оживление предметов». (Если ребёнок неправильно сидит на стуле, всё время раскачивается, можно рассказать ему историю о стуле, который перебирая четырьмя ножками, бегал за автобусом. Он очень спешил, вдруг одна ножка отвалилась, и стул потерял равновесие. Дети, как вы думаете, что может случиться со стулом, если у него ножка сломана? А с тем, кто на этот стул сядет?) Таким способом можно «оживить» любой рассказ про этот предмет. Опираясь на прошлый опыт (второй уровень) можно проводить такие игры-задания, как «Сказка наизнанку», где ребята учатся придумывать сюжет сказки, изменяя характер героев известной сказки (Красная шапочка – злая, Волк – добрый); игра «Дом зверей», когда дети заселяют дом различными животными соответственно формам и размерам окон. В конце игры дети придумывают историю о том, что случилось однажды в этом доме зверей. На третьем этапе развития воображения предлагаю детям такое задание: придумать жителей необыкновенной страны, которых нет на свете. Дети придумывают интересных людей, животных (например: «человека - печку», у которого вместо рук «вилки» для розеток, вместо туловища - электрическая печь, которая печет пироги и другие.) При развитии творческой одаренности посредством приемов изобразительной деятельности провожу такие игры и задания как «Кляксография», «Монотипия», «Рисуем музыку», «Оригами», что учит детей передавать свои чувства, ощущения, настроение в рисунках, развивает умение делится своими впечатлениями, гибкость мышления, фантазию, воображение детей. На уроках грамоты использую игры и задания для развития творческой одаренности посредством словотворчества. Например: игры «Поезд» (скрепляют слова-вагоны по определённым признакам), «Говорящие рисунки» (с их помощью дети записывают предложения, «Бывает - не бывает» ( дети по очереди задают друг другу вопросы, если ребенок отвечает правильно то, получает право задать следующий вопрос, чередуются реальные и нереальные варианты. Например: «Волк бродит по лесу», «Волк сидит на дереве» и другие). Очень интересна словесная игра «Волшебные префиксы». Ребята придумывают новые слова, используя префиксы – предлоги:- не, -зам,- мини, -макси, -два, -три и т.д. и объясняют значения этих слов. Например: нож - ненож, кот - замкот, бегемот - минибегемот, максиодеяло, трикорова. Такая игра развивает не только воображение детей, но и оригинальность мышления. На уроках математики часто провожу игры на развитие творческой одаренности посредством использования схематических изображений предмета. Например, игры «На что похоже?», «Капелька» учат детей отгадывать, на что похожа нарисованная фигурка, придумывать каждый раз что- то новое, свое, развивают творческое мышление. Готовые рисунки-схемы обязательно рассматриваются и обсуждаются. Такая игра, как «Карты Проппа» учит детей не только схематически изображать сюжеты известных сказок, но и сочинять новые, опираясь на вытащенные карты. При создании новых образов на уроках ИЗО можно использовать трафареты геометрических фигур. Рисуя на тему «Новые игрушки» ребята придумывают такие игрушки, каких нет в действительности, но хочется иметь, дают игрушкам названия, рассказывают о их назначениях (например: «Игрушка - веселушка», которая летает в помещении и поднимает людям настроение, если им грустно). Таким образом развитие творческого воображения представлено как движение от предметной ситуации к возникновению у ребенка особой позиции. Учителю при проведении уроков необходимо учитывать два условия. Первое связано с соотношением воображения и реальной деятельности ребенка: если на начальных этапах ребенок осмысливает уже готовое, то есть логика идет от предмета к замыслу, то самый высокий этап воображения характеризуется обратной направленностью; замысел – предметная реализация. Второе условие предусматривает организацию такой деятельности, которая не была бы жестко задана и нормирована, предполагала самостоятельность и инициативу, отвечала всем требованиям самодеятельности ребёнка. Проведение вышеуказанных игр и заданий предполагает творческий подход учителя в организации условий развития творческой одарённости у первоклассников. | |
Просмотров: 254 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|