Бекибаева Камилла Андреевна
Магистрант НГПУ, город Новосибирск
Научный руководитель: Одинокова Наталья Александровна
Аннотация. В данной статье раскрываются основные методические подходы по формированию связного высказывания у младших школьников с недоразвитием речи. Особое внимание уделяется перспективному направлению в данной работе — наглядному моделированию связного высказывания с помощью графических символов (мнемотехнических приемов).
Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, связное высказывание, наглядное моделирование, мнемотехника.
Основной целью коррекционно-развивающей работы для младших школьников с недоразвитием речи является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания. Необходимо научить их связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей их жизни. Это имеет большое значение для успешного обучения в школе, общения со взрослыми детьми, формированию личностных качеств.
Основным контингентом учащихся в общеобразовательных учреждениях, которым необходима логопедическая помощь в первую очередь – это младшие школьники, имеющие недоразвитие речи, именно они испытывают трудности при усвоении школьной программы по таким предметам, как чтение и письмо, и не могут полноценно социализироваться в социуме.
Рассмотрим имеющиеся в современной логопедической теории и практике методические подходы по развитию связного высказывания у младших школьников с недоразвитием речи.
В. П. Глухов предложил систему обучения детей рассказыванию в несколько стадий, которые предусматривают овладение детьми навыком монологической речи в следующих формах:
- составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста,
- составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.
Данные формы обучения рассказыванию помогают детям развивать их собственную фантазию, за счет того, что ребенок сам придумывает сюжет рассказа, придумывает начало или конец рассказа, делает выводы и умозаключения [1].
Л. Н. Ефименкова (1985 г.) классифицирует приемы работы по развитию связного высказывания у детей с недоразвитием речи и предлагает поделить всю коррекционную работу на три стадии или этапы. На каждом из этапов проводится работа по развитию лексики, фразовой речи, связной речи.
Развитие связного высказывания – основная задача третьего этапа. Работу следует начинать с понятия о слове, о связи слов в предложении. Обучать детей с недоразвитием речи следует сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. После любой формы пересказа следует анализ текста. Завершая работу над формированием связного высказывания, следует обучить детей составлению рассказа на основе личного опыта.
Ценностью данной работы является то, что Л. Н. Ефименкова предложила систему речевых упражнений, в основе которых лежит медленный переход от простого нераспространенного предложения к распространенному предложению, и затем к формированию связного высказывания. Данные упражнения несут творческий характер и развивают тот самый творческий потенциал ребенка [2].
В 1987 г. Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева в учебнике «Логопедическая
работа в специальном детском саду» представили методы коррекционного воздействия при устранении недоразвития речи и требования к построению логопедических занятий по развитию связного высказывания. В 1993г. в учебнике «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина включили рекомендации по формированию связного высказывания у детей по разным периодам обучения. Важным является то, что авторы указывают на обязательность соответствующего речевого материала и разнообразного наглядного оформления при организации работы по развитию связной речи.
В задачи формирования связного высказывания у детей младшего школьного возраста входит выработка таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из опыта, высказываний типа рассуждений. Применение синквейна, игровых и здоровьесберегающих технологий позволяет делать обучение интересным, занимательным, развивающим.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения по развитию связного высказывания у младших школьников с недоразвитием речи является — наглядное моделирование.
В современной научно – педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). По мнению психологов, педагогов и логопедов наглядное моделирование, а именно, графические символы в виде моделей, схем, таблиц облегчают процесс формирования монологического высказывания (О.М. Дьяченко, Т.А. Ткаченко и др.).
У метода наглядного моделирования есть ряд преимуществ. Во – первых, использование графических символов вызывает интерес к обучению и помогает решить эту проблему утомляемости детей с недоразвитием речи; во – вторых, символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью; в – третьих, применяя графическую аналогию, мы учим младших школьников видеть главное, систематизировать полученные знания.
В качестве средства для наглядного моделирования могут выступать приемы мнемотехники. Мнемотехника (в переводе с греческого означает «искусство запоминания») — это система приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. В данной технике информацию, которую трудно запомнить, переводят в зрительные образы, которые можно легко запомнить, создается ассоциативная связь, и в таком виде информация запоминается надолго [3].
Дидактическим материалом по мнемотехнике выступают: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадраты – изображения, картинки, обозначающие одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Такие квадраты важно использовать для младших школьников, так как им, в первую очередь, требуется наглядность предмета. При этом, слово будет ассоциировано с картиной и быстро запомнится.
Мнемодорожки – состоящие из 3–4 символов, с помощью которых можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. Данные картинки должны быть связаны между собой по смыслу. Ребенок должен найти общее сходство между ними, понять, почему были подобраны именно эти картинки.
Мнемотаблицы – представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, с помощью которых можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив ее таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям. В работе над развитием связного высказывания у младших школьников мнемотаблицы могут быть использованы при обучении составления рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывания и загадывания загадок, заучивания стихов [3].
Первоначально мнемотаблицы младшие школьники составляют с помощью взрослых, постепенно увеличивая степень самостоятельности в данной работе. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, потому что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено графическим символом, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы учителя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связного высказывания.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа, М.В. Косинова – пиктограммами.
Сенсорно-графические схемы (Воробьева В.К.) помогают детям ознакомиться с логической структурой мысли отдельного предложения (вычленяя предмет сообщения и то, что сообщается о предмете), с правилами смысловой связи предложений (выясняя то, как сообщается, рассказывается о предмете или событии, у детей закрепляется представление о том, что рассказ состоит из нескольких предложений), с правилами построения рассказа [4].
В предметно-схематических моделях (Т. А. Ткаченко) применяют опорные сигналы (схематические картинки), в которых представлены существенные признаки, связи, отношения. Модели являются зрительным планом, помогают направлять процесс формирования связного высказывания [5].
Блоки-квадраты (В. П. Глухов) применяются в условной наглядной схеме при моделировании сюжета произведения, которые обозначают отдельные фрагменты рассказа. Они заполняются изображениями персонажей и значимыми объектами, которые соответствуют каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление данной схемы позволяет детям установить логичность и взаимосвязь основных смысловых звеньев рассказа [1].
Коллаж (Т. В. Большева) представлен в форме листа картона (плотной бумаги, магнитной доски), на которую наклеиваются или крепятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Задача коллажа – связать все картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры между собой. В результате этого происходит отработка сюжетного метода запоминания [6].
Для составления схем составления рассказов (Л. Н. Ефименкова) можно использовать опорные предметные картинки, которые можно расположить в последовательном рассказе [2].
Использование пиктограмм (от лат. рictus — рисовать) в работе по обучению пересказу (Косинова М.В.) облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ, с опорой на графические изображение. Рисуночное письмо помогает ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.
Таким образом, применение графических символов в качестве вспомогательных средств работе по формированию связного высказывания у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи повышает уровень речевой активности, обогащает словарный запас, закрепляет навыки словообразования, совершенствует умения употреблять разнообразные конструкции предложений и умение составлять рассказы.
Каждая из вышеперечисленных методик имеет место быть в коррекции связной речи, но при выборе технологии формирования связного высказывания у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи и при применении их в работе, нужно вызывать интерес и желание детей к определенному типу деятельности, важно учесть возрастные и индивидуальные особенности.
Литература
1. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. 1989. № 1.
2. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи: Кн. для логопеда. / Л. Н. Ефименкова – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М. ,2008.-№4.-С. 102-115.
4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. Москва: Астрель, 2007. 158 с.
5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21
6. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.
|