Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Доценко Людмила Юрьевна, педагог –психолог, ДОУ «Радуга» Управления дошкольных подразделений ООО «Уренгойгазпром»; с первого класса по третий. Поэтому мы можем осуществлять сопровождение детей с дошкольного возраста, и в дальнейшем, проследить развитие каждого ребенка в младшем школьном возрасте, и оказать ему необходимую психологическую помощь. Для большинства детей, приходящих в первый класс, начало школьной жизни – серьезное испытание. Особенно сложно тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника. Это застенчивые, неуверенные, гиперактивные, агрессивные, тревожные дети, нуждающиеся в поддержке взрослых. Преодолеть школьную дезадаптацию возможно благодаря комплексному подходу взрослых к решению этой проблемы. Поэтому педагоги детского сада и школы совместно с родителями разработали проект «Содружество». В рамках этого проекта в детском саду организован центр оказания помощи детям с особенностями развития психоэмоциональной сферы, с применением технологии Биологической обратной связи. Чтобы помощь детям была более эффективной, я провожу с детьми мини-тренинги, в которые включаю игры и упражнения на развитие эмоциональной регуляции поведения, предупреждение и снижение тревожности, страхов, повышение уверенности в себе. Этот мини-тренинг я провожу с первоклассниками, испытывающими трудности во время адаптации к школьному обучению для становления самооценки, критичности по отношению к себе и окружающим. Цель работы: оказание помощи детям с особенностями психоэмоциональной сферы во время адаптации к школьному обучению, для формирования положительной самооценки и эмоциональной стабильности у детей. Задачи:
На занятии подгруппа детей может состоять из Время: тренинг длится 40 минут, проводится во второй половине дня. Оборудование: магнитофон, музыка релаксационного характера, видеокамера, фотоаппарат. Материалы: фотографии, ненужные журналы, детские книги, календари, иллюстрации, ватман, ножницы, клей, цветная бумага, краски, гуашь, мелки, готовые формы (круги, квадраты, треугольники, цветы). Проводить может педагог-психолог, учитель, воспитатель. Предварительная работа с родителями. Предложить родителям помочь своему ребенку подобрать картинки, фото, иллюстрации, в которых, содержатся ответы на вопросы: на какое животное, цветок, время года он похож, какую работу будет делать, когда вырастет, что сейчас ему лучше всех удается. Объяснить помочь осознать ребенку свои способности, качества, черты характера – все то, что отличает его от других. Создание коллажа «Это – Я!» - занятие, которое помогает ребенку отразить свой внутренний мир. Фантазии в коллаже пересекаются с реальностью, и каждая выбранная картинка требует детального обсуждения: «Почему?». На занятии дети выполняют завершающую стадию – наклеивают фрагменты на лист бумаги и украшают коллаж фигурками и рисунками. Мини-тренинг «Это – Я!......» Ход занятия: Приветствие: все дети берутся за руки и произносят слова: «Всем, всем – здравствуйте!» Разминка: Упражнение «Паутинка»: каждый ребенок называет свое имя, наматывает ниточку на палец и говорит: « Я – Маша! Я люблю…….!». 1 этап: рассказать детям, что они будут делать на занятии: «Сегодня вы принесли с собой фото и иллюстрации, которые вам помогли подобрать взрослые. Вам предстоит сделать из этих картинок свой особый портрет-коллаж, с помощью которого мы узнаем о вас что-то новое, интересное». 2 этап: представление детям своей работы, приготовленной заранее и посвященной вам самой (учителю, воспитателю, психологу). Презентовать свою работу и рассказать кратко о себе. 3 этап: дети выбирают материал для создания коллажа: иллюстрации, фото, на которых представлено то, что, они умеют делать, то, что пока не умеют, но хотели бы научиться, то, что они чувствуют и как ведут себя в тех или иных ситуациях. 4 этап: дети вырезают изображения различной формы, в центр приклеивают свою фотографию. Создают и украшают свои коллажи с помощью фломастеров, маркеров, аппликации. 5 этап: можно сделать видеоряд или серию портретов участников группы, сделать 2-3 вида снимков каждого ребенка. Во время работы взрослые оказывают детям помощь: в процессе работы следить за временем, помогать отстающим. 6 этап: Заключительное обсуждение: необходимо приготовить «Стул хвастовства». Каждый ребенок садится на «стул хвастовства», представляет коллаж и рассказывает о себе. Можно предоставить слово другим участникам мини-тренинга, чтобы они сказали приятные слова своему другу, сидящему на «стуле» или задали интересующие вопросы. На заключительном этапе можно провести упражнение «Я!!!». Все дети встают в круг. Каждый участник, по очереди, выходит в круг, подпрыгивает как можно выше, произнося слово «Я!!!!», все остальные хлопают в ладоши. Завершая занятие, все дети берутся за руки и говорят: «Всем, всем – спасибо!» Работы можно расположить в классе, развесить их по стенам. В дальнейшем дети могут дополнять, улучшать коллаж по своему желанию. Критерии оценки эффективности: Мини–тренинг - эта самая любимая форма работы детей. Применение техники «коллаж» и сама тема развивает у детей способность к рефлексии. В результате такой работы дети делятся своими представлениями о себе, раскрывают свои таланты и способности, которые делают их особенными, не похожими на других. У детей формируются: умение выражать свои чувства, навыки коммуникативного общения, повышается самооценка. В классе складываются доброжелательные отношения детей друг к другу. Эта работа объединяет всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Ведь успешность каждого ребенка зависит целиком и полностью от взрослых, сопровождающих их в течение всей жизни!
Литература: 1.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. 2.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. 3. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копытина. 4. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. /Под редакцией С.В.Кривцовой | |
Просмотров: 9397 | Комментарии: 11 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|