Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Формирование конкурентоспособной личности младшего школьника через внедрение курса «Самопознание»
Апробация курса «Самопознание» в начальной школе
(ГУ Пригородная СОШ г. Семей)

Гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования относятся к глобальным проблемам современности, особенно они актуальны и важны для современного образования. Это весьма непростые процессы, но именно они определяют ис¬тинный смысл, сущность и цель новой парадигмы образования — гуманистического образования. По нашим наблюдениям, сознание большинства педагогов и руководителей ориентировано только на внешние признаки этих процессов: обновление учебных планов и программ, подключение общественных органов к управлению школой, создание психологической и валеологической служб, при¬обретение компьютерной техники и т. п. Все это, несомненно, важно. Однако эти частные проявления не захватывают глубинных основ гуманизации, гуманитаризации и информатизации, касающихся изменения межличностных отношений, самого человека - участ¬ника образовательного процесса, содержания образования, уров¬ня информационной культуры человека и культуры управления.
Гуманизация, гуманитаризация и информатизация по своей сути лучше всего соответствуют идеи неогуманизма — философии пере¬ходного времени и, как прогнозируют многие ведущие мыслители современности, — мировоззрению XXI в. Именно неогуманизм де¬лает акцент на самом человеке, его внутреннем мире, на процес¬сах самопознания, саморазвития, самореализации. Важно подчер¬кнуть, что, с точки зрения философии неогуманизма, техника и информационные технологии являются не самоцелью образова¬ния, а инструментарием для интенсивного развития человека.
В первое десятилетие независимости, так называемый транзитный период, в казахстанском обществе преимущественно осознавалась лишь задача формирования функциональной грамотности людей и их адаптации к условиям становления рыночной экономики. На практике прене¬брежительное отношение к воспитательной функции общества и системы образования в значительной степени повлияло на рост бездуховности, культа потребления, привело к снижению патриотизма граждан и отчуждению в семьях. Эти драматические реалии выявили острую потребность в разработке национальной модели образования, адекватной потребностям суверенной страны. В новом историческом контексте нужно было в первую очередь обеспечить сохранение гуманистических национальных идеалов, единства народа, ценностей семьи и личности.
Социальный заказ казахстанского общества образованию определили программные установки Президента страны Нурсултана Назарбаева, заложившие образ будущего страны как «общества максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека», «ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присут¬ствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».
Стало очевидным, что задача гармоничного развития человека в образовательном процессе может быть решена только через ценностное освоение им лучших образцов мировой и национальной культуры, ведь образование качественно в той мере, в какой обеспечивает выработку мировоззренческих и поведенческих ориентиров личности.
В этих условиях Первая леди Сара Алпыскызы инициировала широкомасштабную образовательную программу «Самопознание» по нравственно-духовному развитию подрастающего поколения. Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости – Любовь, а секрет счастья – в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Глубоко символично, что начало эксперимента по апробации программы «Самопознание» совпало с началом нового тысячелетия. По мнению культурологов, с этого момента начался новый период в мировой истории, именуемый «культурой антропоцентрического типа». Содержание этого этапа предполагает ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.
К сожалению, школа недостаточно чувствительна к возрастным особенностям детей, зачастую нивелирует их творческую индивидуальность, не формирует базовых жизненных навыков. Инновационная педагогическая система призвана восстановить соответствие образовательного процесса духовной природе человека, учитывать особенности внутреннего мира каждого ребенка, его эмоционально-чувственный и ментальный опыт.
Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации. Стержень программы – предмет «Самопознание» – призван стать своеобразным компасом подрастающего поколения в современном мире.
В учебно-методических комплектах по новому предмету авторы раскрывают разные грани жизненных ценностей и личностных качеств людей. Материалом для них послужили духовный опыт человечества и последние научные достижения в области квантовой физики, нейрофизиологии, психологии, энергоинформационной педагогики.
На курсах повышения квалификации в ВКО ИПК ПРО 2006 года по теме «Формирование ценностных ориентаций личности. Духовно –нравственное воспитание в курсе «Самопознание», в условиях 12-летнего образования » мы познакомились с теорией и методикой данного предмета.
В педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Это можно заметить в изречениях великих мыслителей прошлого. «Единую задачу воспитания можно выразить в одном только слове: нравственность» писал И. Гербарт. К.Д. Ушинский утверждал: «Убеждение в том, что нравственность, не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [29;429]. «Великий поэт-мыслитель казахского народа Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, высокая цель которого сделать из ребёнка замечательного труженика, настоящего патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа.» [12;36]. К.Н. Вентцель полагал, «что цель нравственного воспитания – не «внушение добра», а побуждение в ребёнке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества»[ 7; 119]
Учитывая актуальность духовно – нравственного воспитания, мы решили апробировать предмет «Самопознание» в практике начальной школы.
Для этого нами была разработана программа исследования на тему «Формирование конкурентоспособной личности младшего школьника через внедрение курса «Самопознание Работа проводилась в несколько этапов.

Этапы Содержание работы Сроки
Диагностический Анализ проблемы.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по самопознанию, личностно-
ориентированным технологиям. 2006-2007г.
Прогностический

Определение цели и задач работы над темой
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы
Прогнозирование результатов 2007г.
Практический Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы
Использование методического комплекса самопознания
Мониторинг и диагностика самопознания и саморазвития личности
Корректировка работы 2007-2009 уч. год
Обобщающий Подведение итогов работы по теме самообразования
Оформление результатов работы
Представление материалов
Использование и распространение опыта работы 2009-2010 уч.год.
Курс «Самопознание» был введен в практику во 2 «б» классе 1 час в неделю. В классе было 13 человек в возрасте 7-8 лет. Дети из семей разного социального статуса.. Из учебно-методическом комплекса у детей была «Тетрадь- помощница», а у учителя методические рекомендации.
На начальном этапе, конкретного инструментария по диагностики в методических рекомендациях не было. Изучив диагностики отдельных качеств развития личности, в качестве стартовых индикаторов мы исследовали:
 Самооценку ребёнка
 Я- концепцию
 Предпочитаемый предмет
 Мотивацию учения
Мы выявили:
 заниженную самооценку – 65%
 детям было трудно выразить понимание своего Я (из 10 возможных ответов дети смогли сформулировать 5)
 наблюдалась разрозненность в предпочтении предметов
 преобладала внешняя положительная и внешне-отрицательная мотивация.-50%

Уроки самопознания проходили в комфортной обстановке, так как не было специально оборудованного кабинета, то наиболее подходящим стал кабинет предшкольной подготовки, с различными зонами для детей.
Самым главным для апробации уроков оставалась личность учителя. Преподавать самопознание должны люди, считающие свою профессию миссией, а не ремеслом. Размышляя о необходимости изменения менталитета педагогов, в книге «Этика жизни» Сара Алпыскызы пишет: «Сама жизнь подсказывает, что следует отходить от устаревших, давно покрывшихся пылью представлений о ребенке и о самих себе, педагогах. А для этого их, как тех же первоклашек, нужно учить жить духовно и мыслить космически. И еще – учить «алгебре» любви и милосердия».
Учителями для меня стали мои ученики, которые помогли увидеть ученика и ситуацию в новом свете, свете самопознания. А было это так: на уроке технологии дети выполняли аппликацию «Кораблика». Все было как обычно, как учитель со стажем работы мне уже было ясно кто и как сможет справиться с работой. И вот итог урока- выставка работ, их анализ. Выходит мои «слабый» ученик с поникшей головой и говорит: «У меня не- хорошо получилось, клей разлился». И действительно сверху аппликации разбрызганы капли канцелярского клея. Тут же из класса слышу: «Смотрите, у Андрюши настоящее море получилось, с брызгами!» после чего все ребята и сам автор признали этот парусник самым лучшим, потому что он не стоит на месте, а плывет на всех парусах. Как изменилась самооценка ребенка и моя! Я благодарна своим ученикам за то, что они научили меня смотреть на вещи с позитивом, видеть казалось бы в очевидном отрицательном – положительное. Уметь фантазировать, мечтать, воображать, а главное, безусловно, верить в своего ученика. И теперь я точно знаю «случайности не случайны»!
С этого момента образование для меня стало личностно-ориентированным. Нужно уметь слушать, слышать и прислушиваться к ученику. Теперь нам ничего не страшно, мы знали, что из любой сложной ситуации есть выход, ведь рядом друзья и новый взгляд на жизнь.

Для освоения программы предложен специальный инструментарий –
интерактивные методики.
«Круг Радости» (ритуал приветствия) – обязательный методический прием, который является введением в занятие, воссоздает своеобразную психологическую установку, эмоциональную атмосферу, которая ориентирует ребенка на доброжелательное, уважительное отношение к окружающим. Педагогический смысл этого ритуала заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где он пользуется доверием и сам доверяет другим.
Эта методика сразу нашла положительный отклик у душах ребят. Так мы передавали и частичку своего тепла, добра, веселья, ласки, заботы; импульсы удачи и успеха, приветствовали друг друга как разные народы Земли и многое другое. В итоге ребята сами стали придумывать ритуал круга радости. В нем было видно проявление личностных качеств детей.
«Минутка тишины» ,«Наедине с собой» – методический прием, который обращен на эффективное формирование эмоций, чувств, на развитие рефлективности в целом (релаксация), на развитие саморефлексивности ребенка в процессе обращения внимания на свои ощущения, чувства, впечатления. Поначалу не все дети восприняли правильно эту методику. Трудно было даже закрыть глаза, а не то чтобы что-то увидеть и почувствовать. Но на уроке самопознания у ребёнка есть право на свободу выбора делать или нет.
Традиционные приемы:
«Чтение» ,«Рассказ учителя», «Побеседуем» – важный вид и этап активизации речевой и мыслительной деятельности, которая создает условия для коллективного прослушивания и чтения рассказов, сказок, притч с последующим обсуждением и анализом.
«Цитата урока» - помогает эмоционально, образно воспринимать материал, обогащает речь учащихся мудростью предков.
Качественно проводить и разнообразить этапы урока по развитию речи помогли курсы по «Развитию критического мышления через чтение и письмо».
«Игра», «Упражнение» – традиционные методы обучения, которые
рекомендуются как для активизации познавательного интереса детей, так и для создания живой и непринужденной атмосферы на занятии. Через игровую деятельность воссоздается модель жизненной ситуации, происходит проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка, на его индивидуальный опыт. В игре дети приобретают практику взаимодействия со сверстниками, обогащают память знанием – пониманием ценности.
«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности детей, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованные представления, изготовление макетов, плакатов и коллажей, проектов. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.
«Размышление над ситуацией», «Просмотр видеоматериалов» учат детей рассуждать , анализировать и синтезировать увиденные в жизни ситуации.
И заключительный этап – «Круг «От сердца к сердцу» - эмоциональный «финал» учебного занятия, который предусматривает обмен впечатлениями, формулирование пожеланий друг другу и выступает диагностическим барометром для педагога.
В течение первого года стало ясно, что самопознание дает положительные результаты не только в духовно – нравственном воспитании школьников, но и УВП. По результатам анкетирования «Самопознание» единогласно стал самым любимым предметом. Повысился уровень воспитанности в классе. Несовершенная методика диагностики нравственных качеств в результате показала высокий уровень развития личности, что подверглось сомнению. Так как дети все правильно выбрали поведение в ситуации, но не все так поступили в реальной жизни.
Так «самопознание» стало продолжаться и в следующих классах, углубляя знания о человеке и его внутреннем мире, природе, родине, здоровье.
Самопознание вышло за рамки одного предмета и стало постепенно переходить на учебные предметы и внеурочную деятельность. Появились открытые уроки для коллег по познанию мира, литературному чтению, президентский урок на которых дети были открытыми для общения, свободными в высказываниях и мыслях. Это были не просто уроки, а совместная деятельность и творчество, где учителю было необходимо активно слушать, слышать, искать возможные варианты решения и разрешения проблемных ситуаций. Мои маленькие философы не оставляли мой внутренний мир в покое. Коллеги единогласно признавали уроки лучшими, удивлялись умению детей выражать свои мысли, свободе, активности, творчеству, воображению. После этого возникла идея создания творческой группы среди учителей для ознакомления с предметом «Самопознание». И теперь все началось сначала, но уже на новом уровне. Диагностика показала, что учителям тоже пришлось трудно в определении самооценки. (приложение) .на занятиях мы знакомились с основами курса, проводили арт-терапию, тренинги общения. Они помогли учителям прислушаться к себе, заглянуть и задуматься о себе, как личности. А результат не заставил себя долго ждать: одни – поверили в себя и стали расти как профессионалы, другие определили приоритетом школе семью, третьи нашли решение своих проблем в смене места работы. Никто не оставался равнодушным к занятиям.
Волна самопознания охватила всю начальную школу на предметных неделях. Были проведены совместные игры, внеклассные и внешкольные мероприятия, которые не оставили радостный след в душах ребят и учителей. Они получили моральное удовлетворение от проведенных занятий и рефлексии учащихся.
Отследить духовно-нравственные качества личности нелегко, а личностный рост ученика наглядно виден в учебной оценке и участием в интеллектуальных марафонах. Первые результаты эксперимента мы увидели в 3 классе, когда независимо от качества знаний дети принимали активное участие в конкурсах и марафонах. Им хотелось ощутить себя в новой роли, попробовать свои силы не только на уроках. Результативность представлена в таблицах:
Таблица 1.
№ Ф И учащихся Мероприятие Класс Результат
1 Жумабекова Аяна «Асыл тас» 3 Б Сертификат
2 Флеминг Светлана 3 Б Сертификат
3 Устеменко Андрей « Малахит» областной конкурс 3 Б 3 место
4 Рахимов Жаслан «Ақ бота» 3 Б Сертификат
5 Жакипова Динара 3 Б Сертификат
6 Сулейменова Дана 3 Б Сертификат
7 Айткалиева Жанерке 3 Б Сертификат
15 Жакипова Динара Международная игра «Русский медвежонок» 3 Б Сертификат
16 Селейменова Дана 3 Б Сертификат
17 ФлемингСветлана 3 Б 3 место
15 Филиппова Снежанна Фестиваль здоровья
« Президентская
миля-путь к здоровью» 3 Б I место
Таблица 2.

№ Ф.И. учащихся Мероприятие Класс Руководитель Результат
1 Сулейменова Дана «Малахит» 4 «б» Кашникова Е.В.
2 Устименко Андрей «Малахит» 4 «б» Кашникова Е.В.
3 Скворцов Владислав «Малахит» 4 «б» Кашникова Е.В.
4 Жакипова Динара «Малахит» 4 «б» Кашникова Е.В.
5 Флеминг Светлана «Малахит» 4 «б» Кашникова Е.В.
6 Рахимов Жаслан «Тулпар» 4 «б» Ныгызбаева Г.Б.
7 Сулейменова Дана «Тулпар» 4 «б» Ныгызбаева Г.Б.
8 Жумабекова Аяна «Тулпар» 4 «б» Ныгызбаева Г.Б.
13 Жакипова Динара «Айналайин» 4 «б» Ныгызбаева Г.Б. 3 место
14 Рахимов Жаслан «Айналайин» 4 «б» Ныгызбаева Г.Б.
15 Жакипова Динара Гор. олимпиада 4 «б» Кашникова Е.В
16 Флеминг Светлана Гор. олимпиада 4 «б» Кашникова Е.В.
17 Рахимов Жаслан Гор. олимпиада 4 «б» Кашникова Е.В.
18 Сулейменова Дана Гор. олимпиада 4 «б» Кашникова Е.В. 2 место
19 Жумабекова Аяна Гор. олимпиада 4 «б» Кашникова Е.В.
20 Айткалиева Жанерке Гор. олимпиада 4 «б» Ныгызбаева Г.Б.
Следующим показателем успешности личности является легкая и быстрая адаптация учеников в 5 классе. Проведя исследование «Отношение к учению» (приложение 1), мы увидели:
 100%-90% интерес к изучаемым предметам и высокий процент активного отношения к учению

Отношение учащихся к учению

 Высокий процент качества знаний
Качество знаний за 1 четверть и год в 4 «Б» классе

Предметы 08-09
1 чет. год
Математика 82% 82%
Русский язык 55% 64%
Литература 91% 91%
Познание мира 82% 73%
Итого 78% 78%

 Рост качества знаний в 5 классе
Качество знаний за 1 четверть в 5 «Б» классе 2009-2010 уч. год

Предметы 09-10
Русский язык 90%
Литература 100%
Казахский язык 90%
Казахская литература 90%
Английский язык 100%
История 100%
Естествознание 100%
Математика 80%
итого 94%
 Анкетирование, индивидуальные беседы с детьми и родителями показали положительное отношение к предмету «Самопознание»
Целью моей работы было формирование активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, проявляющей о них заботу и внимание, ведущей здоровый образ жизни и понимающий важность сохранения природной среды. За три года мы с ребятами прониклись философией самопознания и своим развитием показали положительное влияние данного курса на личность учителя и ученика как вместе, так и по отдельности. Так, независимо от качества обучения, за два прошедших года в интеллектуальных марафонах приняли участие 8 человек из 11 уч-ся класса, что составляет 73%.Из трёх оставшихся человек, не принимавших участие в марафонах Владислав С. – стал серебряным призёром международных соревнований по мотокроссу, Снежанна Ф. учиться в музыкальной школе и принимает участие в городских концертах. Не у всех есть призовые места, но все не бояться пробовать свои силы, искать свой путь развития и самосовершенствования - и это главное!
Вместе с ними есть рост и учителя. Активно стала принимать участие в конкурсах «Лучший руководитель МО начальных классов» результат - благодарственное письмо, «Біз қазақша сөлеймыз» -3 место. Применяю приемы и методы самопознания в работе с молодыми специалистами, в работе методического объединения (школьные семинары, творческая группа «Самопознание», проведение недели начальных классов).

Выводы по главе.
1. Системное преподавание курса «Самопознание» формирует конкурентоспособность личности младшего школьника
2. Преподавание курса «Самопознание» требует тщательную методическую, диагностическую подготовку учителя

Заключение
Безопасность со¬временного мира имеет и человеческое измерение. Благодаря предмету «Самопознание» ученик обретает духовную и душевную целостность, которая надежно защищает его от деструктивных воздействий. Воспитание человека, наделенного внутренней свободой, достоинством, личной ответственностью и толерантностью, есть гарантия безопасности и согласованного развития стран мира.
2010 год войдет в историю Казахстана и как год массового внедрения программы «Самопознание». Ученые, методисты, практики, принимавшие участие в эксперименте, горды своей сопричастностью к проекту нравственно-духовного развития детей и учащейся молодежи. И уверены в том, что внедрение предмета «Самопознание» в систему образования страны будет содействовать успешному развитию человеческих ресурсов государства. Cильному Казахстану нужны сильные личности.
Анализ результатов диагностического обследования детей по курсу «Самопознание» показал, что наибольшее развитие у детей, занимающихся по программе «Самопознание» получили следующие умения:
 чутко относиться к оценкам своих поступков со стороны взрослого,
отказываться от негативных действий, получивших неодобрение;
 сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликтов со
сверстниками, уметь самому остановить ссору или обратиться за помощью к взрослому.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия по курсу «Самопознание» раскрыли внутренний духовный мир ребенка, научили основам познания самого себя и
других людей, передавать свои чувства, настроение окружающим. Дети стали добрее, терпимее, толерантнее, помогают друг другу в трудных ситуациях. По отношению к родителям дети стали проявлять больше заботы, внимания, теплоты. Все это поможет
жить нашим детям жить в гармонии с самим собой, семьей, обществом, научит любить, передавать эту любовь от сердца к сердцу, делая ум добрым, а сердце умным. С.А. Назарбаева говорит в своей книге «Путь к себе»: «Без духовной любви всякое обучение бесполезно». Приведя своих детей в страну Любви «Самопознание», вместе двигаясь Дорогою Добра, мы сможем достичь поставленной цели, достойной звания Человека любви. Занятия по самопознанию интересны и уникальны, т.к. на всех занятиях происходит воспитание и обучение через разные виды деятельности. Проходит развитие высших психических процессов: внимания, памяти, речи. Формируются операции рассуждения, анализа, синтеза, умозаключения. Рассуждая на нравственные темы, знакомясь с историей своего народа, дети пополняют знания в области познания мира, знакомства с художественной литературой и музыкой. Через воспитание любви к природе формируются навыки в области экологии, валеологии, ручного труда.
Творческие задания предполагают развитие эстетического восприятия, мелкой моторики, конструктивных способностей. Одним словом, на занятиях по самопознанию происходит всестороннее и гармоничное развитие личности.

Литература
1. Абай. Слова назидания. Алма –Аты:Жалын 1983.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.:Педагогика.1996.
3. Бодалев А.А. Личность и общение // Избранные труды. М.: Наука, 1983.
4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 1996.
6. Винер Н. Кибернетика. М.: Сов. радио, 1968.
7. Вентцель К.Н.. «Этика и педагогика нравственной личности»- М.: 1912
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Фирма Гардарика, 1996.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.
10. Дженкинс Пеги Дж. Руководство для занятых родителей/пер. с англ./М.: ООО издательский дом «София»,2004.
11. Закон РК «Об образовании» 27.07.07 www. edu.kz.
12. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников.- Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1994г.
13. Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: Изд-во КГТУ, 2000.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
15. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.
16. Концепция 12-летнего образования. www. edu.kz.
17. Концепция развития образования в РК до 2015г. Журнал «Вестник образования и науки РК» №1 2004.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
20. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 1993.
21. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
22. Назарбаева С.А. Путь к себе. Алматы: издательство «Атамура», 1999.
23. Программа по самопознанию. Алматы, ННПООЦ «Бобек»,Институт гармоничного развития человека,2009.
24. Программа развития РК до 2020года. www. edu.kz.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
26. 15. Руссинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент. М.: ИНФРА-М, 1996.
27. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
28. Тюнников Ю.С. Культурно-образовательное пространство личности: в поисках проектных решений // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы 3-й Междунар. науч. метод. конф., Сочи, 12-14 июня 2000 г. В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. Ю.С. Тюнников, Г.В. Яковенко. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000.
29. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. –М.: Учпедизд.-1953.
30. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
31. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
32. Юнина Е.А. технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество россии,2007

Приложение 1.
Анкета для учащихся «Моё отношение к учению»
Фамилия, имя уч-ся______________________________________________
Возраст_______класс_______Школа_________________________________
Напротив предмета и суждения о нём поставить один из баллов
(2- это про меня, 1 - не уверен, 0- это не про меня).
Предмет Я знаю этот предмет Люблю им заниматься С удовольствием иду на урок Никогда не пропускаю урок без уважительной причины Доволен отношением учителя ко мне Всегда понимая объяснение нового материала Домашнее задание выполняю всегда сам Много читаю по предмету (посещаю
кружок, факультатив, секцию) Общий балл
Русский язык
Литература
Казахский язык
Казахская литература
Английский язык
История
Естествознание
Математика
Информатика
Физ-ра
Изо
Технология
Музыка

Приложение 2
Анкета для учащихся «Моё отношение к учению»
Фамилия, имя уч-ся_______________________________________________
Возраст_______класс_______Школа_________________________________
Напротив предмета и суждения о нём поставить один из баллов
(2- это про меня, 1 - не уверен, 0- это не про меня).
Предмет Я знаю этот предмет Люблю им заниматься С удовольствием иду на урок Никогда не пропускаю урок без уважительной причины Доволен отношением учителя ко мне Всегда понимая объяснение нового материала Домашнее задание выполняю всегда сам Много читаю по предмету (посещаю
кружок, факультатив, секцию) Общий балл
Русский язык
Литература
Казахский язык
Казахская литература
Английский язык
История
Естествознание
Математика
Информатика
Физ-ра
Изо
Технология
Музыка

Категория: Начальная школа | Добавил: Еелена (2011-03-02) | Автор: Кашникова Елена E
Просмотров: 8033 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru