Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Учитель начальных классов Мендыгалиева Зауре Муратказыевна ШГ № 32 г. Астана Портфолио и его роль на уроке самопознания. В условиях современного урока « Самопознания» портфолио учащихся стало его неотъемлимой составляющей . Но что же такое «портфолио» и какова его роль в становлении личности учащихся ? Вот какие вопросы стоят перед современным учителем. Слово «портфолио» было известно еще в эпоху ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбомы с фотографиями для предъявления художникам и архитекторам, претендовавшим на место в Академии художеств или на строительный проект. В 80-х годах ХХ века в США возникла идея применения портфолио в школе. И уже через 10 лет ученые стали говорить о настоящей «портфолиомании» ,охватившей образовательный мир. Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в ВУЗы. Проблема портфолио, действительно, наиболее актуальна в средней и основной школе. Поэтому учителя начальных классов могут задуматься: имеет ли место существовании портфолио в начальных классах ,и если да то, в какой форме он может быть представлен. Очевидно , индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы должна представлять собой интегрированный вариант существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов). Основное предназначение портфолио- продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности : учебной, творческой ,cоциальной, коммуникативной. Что стоит за сухой отметкой , выставленной в дневнике? Можно ли за ней разглядеть Личность , его ежедневный кропотливый труд , его неисчерпаемый творческий потенциал? Потрфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей , в которой акцент смещается с того , что не знает и не умеет ученик , на то, что он знает и умеет. Важно , что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается пройденный учеником путь, то ,каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы т.е. саморефлексия. Именно саморефлексия является «сердцем всего портфолеопроцесса». Основными целями и задачами введения потрфолио в начальных классах является: 1). Создание « ситуации успеха» для каждого ученика , повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. 2). Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. 3). Развитие познавательной активности учащегося. 4). Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста. 5). Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности. 6). Приобретение навыков саморефлексии , формирование умения анализировать собственные интересы , склонности , потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. 7). Формирование жизненных идеалов , стимулирование стремления к самосовершенствованию. В портфолио ученика начальных классов могут присутствовать разделы: « Познакомься со мной», «Мое имя» , «Мой портрет», «Моя семья» , «Мои друзья», «Моя школа» , «Общественная жизнь» (поручения, обязанности) , «Мир моих увлечений» , «Мои достижения» (грамоты, дипломы и т.д.) , «Работы , которыми я горжусь» (в виде текстов , рисунков, Контрольная, творческие, ежедневные работы). Очень важно помещать работы , которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика из начала, середины, конца курса. Например : «Так я писал раньше», «Так я пишу сейчас». Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «Учитель-ученик-родители». В 1 классе , когда ребенок начинает работу над составлением «портфеля достижений», без помощи родителей ему не обойтись. Однако, эта помощь должна минимизироваться по мере взросления. Очень важно не допустить формирование портфолио взрослыми , без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того , какие материалы необходимо включить в папку достижений , а какие – нет. Роль учителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать различные способы демонстрации достижений , рекомендовать , давать советы по оформлению. В конце учебного года можно провести презентацию портфолио и отметить в номинациях : «Самый оригинальный», « За лучшее оформление работ» и т.д. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика , максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка , развитию мотивации дальнейшего роста учащегося. Учитель начальных классов ШГ № 32 г. Астаны Мендыгалиева Зауре Муратказыевна Открытый урок по самопознанию 2класс Тема: «Здоровому все здорово». Цель: Тип урока: урок-исследование Оборудование: микроскоп, лупа, пипетка, стакан с водой, словарь С.И.Ожегова , слова «здоровье» , «Ах!», «Ох!», « В здоровом теле- здоровый дух!», задания на листочках. Ход урока: 1. Организационный момент. -Сегодня на нашем уроке присутствуют гости . Поздоровайтесь с ними. 2. Круг радости. Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ладошек Вашего товарища. Передайте Вашему соседу из ладошек в ладошки пожелание , наиболее важное на Ваш взгляд. -Я желаю тебе… 3. Введение в тему урока. -Какое пожелание было произнесено больше всего?(здоровья)Как вы думаете почему? Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье (вывешивается на доску слово здоровье -Как вы думаете что такое здоровье? (ответы детей) Вот что об этом говорится в толковом словаре С.И.Ожегова (с. 231 «Здоровье- правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психологическое благополучие») -А что нужно делать , чтобы быть здоровым?(идет заполнение кластера) Здоровье (Ежедневно принимать душ, мыть руки , пить очищенную воду- напечатано на листочках) а) Исследование №1 -Для чего же нужно ежедневно принимать душ? Возьмите в руки лупу , рассмотрите внимательно кожу руки. Что вы видите? (поры). Капните на руку воду при помощи пипетки. Что наблюдаете? (пузырьки) . Что это? (воздух). Какой можно сделать вывод? ( кожа дышит). Так для чего же нужно ежедневно принимать душ? (чтобы кожа через поры могла дышать) Для чего ей это надо? (через кожу из организма человека выходит лишняя влага, а сальные железы , выделяя жир, защищают кожу от пересыхания). б) Исследование №2 -Ежедневно и дома , и в школе вы слышите : « Ты вымыл руки?» А для чего нужно мыть руки? (ответы детей) А откуда берутся микробы? Давайте сейчас при помощи микроскопов рассмотрите кусочек земли ,с которой вы обычно соприкасаетесь, играя во дворе. Что видите? (ответы детей) Эта грязь может оставаться на руках или под ногтями, поэтому нужно регулярно состригать ногти и мыть руки. в) Исследование №3 -Как вы думаете , почему нужно пить очищенную воду? (ответы детей) -Сейчас Эльдар нам расскажет почему же нельзя пить воду из крана.(выступление ) 4. Физминутка На болоте две подружки , две зеленые лягушки Утром рано поднимались, полотенцем вытирались, Вправо, влево наклонялись Вот здоровья в чем секрет Всем друзьям: «Физкульт-привет!» 5. А сейчас я предлагаю посмотреть вам фрагмент мультфильма , который называется «Ах и Ох!» -Почему мультфильм так называется? Чем отличаются герои данного мультфильма? (Ах- здоровый, веселый, Ох- болезненный, плаксливый) -Произнесите теперь вы эти слова (вывешивается на доске : «Ах!») - А теперь ? ( «Ох!») - Какое слово вам нравится больше? Каким должен быть человек , который произносит : «Ах!»? Какой можно сделать вывод? -Великий русский полководец А.В. Суворов говорил : «В здоровом теле- здоровый дух!» -Как вы понимаете эту фразу? Что значит –«здоровый дух»? (ответы детей) 6. Выполнение заданий . (индивидуально на листочках) | |
Просмотров: 17686 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|