Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Пояснительная записка. Давным-давно в далеком загадочном Китае люди придумали для себя необычное занятие. Оригами – искусство складывания бумаги без применения ножниц. Обычные листы бумаги становились в их руках бабочками, птицами, цветами, лодочками, домами. Прошло совсем немного времени, прежде чем этому научились соседи китайцев – японцы. Из забавы они превратили складывание бумажных фигурок в искусство. Прекрасные дамы и мужественные воины, мудрецы и императоры, дети, взрослые и старики – все они умели создавать символы красоты, дружбы, добрых пожеланий, и для этого было нужно всего лишь немного времени и листочки бумаги. Около двухсот лет назад оригами из Азии пришло в Европу и Америку. Сейчас, наверное, нет ни одной страны в мире, где бы не было людей, умеющих словно вдохнуть жизнь в неживое, подарить кусочек красоты и чуда тому, что еще недавно казалось самой простой и даже, может быть, скучной вещью – бумажному листу. Возможность использования бумажных изделий велика. С помощью оригами можно украсить помещение, приготовить в подарок симпатичную открытку, куклу, коробку, вазу, цветы и многое другое. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития ребенка, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляет само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самопознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности» Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению. Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простора для творчества и фантазии. Вот тут и поможет театр. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок: Здравствуй! Давай дружить! Что мы будем делать? Ребята проговаривают эти реплики, они вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами. После каждого занятия можно предложить поиграть с изготовленными игрушками, придумать небольшую сценку из жизни животных, подражать их голосу, повадкам. Так проявятся и будут развиваться артистические способности, а наряду с ними речь, умение выражать свои мысли, творческие способности, раскрепощенность. Можно показать детям, как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Варьируя игрушки по величине и цвету, внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок для участия в театральных постановках тех или иных героев, развивается воображение и обогащается духовная жизнь каждого ребёнка. Изготовление оригами для детей – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности. Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Появились новые направления оригами и области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин – «оригамика». Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребёнка, что прямо связано с развитием интеллекта. Для психологов оригами – это одно из направлений арттерапии, возможности оказания психологической помощи больному посредством искусства. Это ещё раз подтверждает актуальность выбранной темы для кружковой работы. Обеспечение функционирования сети кружковой деятельности способствует поддержанию положительного эмоционального фона, создает условия для эстетического и нравственного развития личности, развитию её творческой и интеллектуальной индивидуальности. Занятия в кружке «Театр ОРИГАМИ» помогают педагогу увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их интеллектуального развития и творческой реализации. Мы должны вводить в воспитательный процесс начальной школы технологии по развитию личности ребёнка, организовывать внеурочную деятельность так, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действия ребёнка, а для этого использовать в своей педагогической деятельности новые воспитательные технологии, технологии задачного подхода, внутреннего диалога, имитационных игр, востребующих деятельность личности. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребёнка тоже обретает смысл и новую, более сильную мотивацию, у ребёнка появляются возможности свободно выражать свои творческие силы. От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше. Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Ведь ещё Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок». Иногда кажется, что искусство оригами – сложная наука, овладеть которой может не каждый. На деле же все гораздо проще. Немного внимания, терпения и прилежания – и в твоих руках тоже раскроет крылышки птица, или, может быть, заблестит звезда. Красивые вещи могут получиться у любого. Пусть же маленькие поделки принесут много радости тем, кто научится делать их. Именно таким фигуркам посвящена данная программа. И если вы еще не знакомы с оригами или делаете только первые шаги в овладении техникой складывания бумаги, то здесь вы найдете много полезного и интересного для себя. Пользуясь чертежами, вы сумеете сложить фигурки для театральных игр. Все эти изделия достаточно просты в изготовлении, и поэтому данная программа особенно рекомендуется для занятий с детьми, начиная с 5-летнего возраста. Цель программы: Дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов. Научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия. Всесторонне творческое формирование и развитие личности учащихся. Задачи программы: Обучающие: Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Обучение различным приемам работы с бумагой. Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие: Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Воспитательные: Воспитание интереса к искусству оригами. Расширение коммуникативных способностей детей. Формирование культуры и совершенствование трудовых навыков. Развитие творческих и коммуникативных способностей. К концу обучения дети должны Знать: Виды бумаги и правила работы с ней. Обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами. Базовые формы оригами, последовательность их изготовления, основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник). Уметь: Различать виды бумаги. Разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой. Конструировать по образу, по замыслу, проявлять творчество. Соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем месте. Содержание кружка. Учащиеся в доступной форме знакомятся с основными геометрическими понятиями, с историей возникновения искусства оригами и азами бумажной пластики: Овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, изучают базовые формы создания моделей. В течение первого года обучения дети выполняют простейшие модели плоскостного оригами, знакомятся с понятием композиции и основными её создания. К концу года в качестве подведения итогов готовится сказочное выступление с героями – оригами по мотивам сказки «Заюшкина избушка». Образовательный процесс включает в себя методы обучения: Объяснительно-иллюстративный; Репродуктивный. В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые, коллективные формы работы. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность. Планирование занятий. 1. Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. Бумажная сказка. (1ч) Беседа о возникновении, распространении и значении данного вида искусства. Знакомство с видами бумаги, определение качества бумаги, её свойства. 2. Основные базовые формы. Условные обозначения. (1ч) Знакомство с условными обозначениями. Базовые формы оригами: книжечка, треугольник, блин, квадрат, воздушный змей. 3. Дом. Теремок. (1ч) Сгибание заготовки, определение средней линии. Раскрытие «кармана» - крыша. 4. Щенок. Композиция «Щенок около будки». (1ч) Беседа о собаках, четвероногом друге человека. Базовая форма «воздушный змей», треугольник. 5. Лиса. Зайчик. Медведь. Композиция «Зоопарк». (3ч) Рассказ о диких животных. Повадки лисы, медведя, характер зайца. Базовые формы «воздушный змей», треугольник. Загибание ушей, хвоста двойной складкой «молния». 6. Петушок. Композиция «Утро в деревне». (2ч) Домашние птицы. Базовая форма треугольник. Способы складывания клюва и хвоста. 7. Береза. Елка. Композиция «Лес». (3ч) Рассказ учителя о хвойных и лиственных деревьях. Базовая форма «воздушный змей». Двойная складка «молния». 8. Подготовка к спектаклю «Заюшкина избушка». Распределение ролей, репетиции. (3ч) 9. Театр «Оригами». Выступление кружковцев. Итоговое занятие. (1ч) Материал для проведения занятий. Занятие 1. Знакомство с искусством оригами. Бумажная сказка. Оригами - чудеса из бумаги. Само слово “оригами” - уже заставляет задуматься о чем-то экзотическом, дает понять, что искусство это родилось не в России. А когда ваш ребенок неумело гнет листик цветной бумаги, выполняя задание из школы, а потом выбрасывает скомканный комочек и берет новый - еще пока гладкий листик - мы понимаем, что и на деле красиво сложить бумажку - так просто не получится. И когда мы сами уверенно беремся за это дело (пытаясь показать ребенку, или втихаря, любопытства ради), то неочевидная сложность выполнения Оригами становится неоспоримым фактом. Действительно, целое искусство родилось давным-давно и продолжает не только развиваться, но и изумлять сразу же, как только вы видите умело выполненные фигурки из бумаги. Как их делать - мы еще разберем в дальнейшем, а начнем мы интересной статьей о том, откуда взялось Оригами. Слово “оригами” в японском языке составляют два иероглифа. Один из них иероглиф “ори” означает “складывать”, а другой “ками” - означает “бумага”, из чего, следует, что речь идет об искусстве складывания бумаги. Знакомство с оригами следует начинать с Древнего Китая. Именно там в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Археологи утверждают, что бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. При раскопках они находят материалы, относящиеся к IV-III вв. до нашей эры, которые можно рассматривать как бумагу. Китайцы толкли кусочки коры тутового дерева, размочаленные стебли бамбука и получали совершенно новый продукт - бумагу. Многие открытия и изобретения, сделанные в Китае, были приняты и получили свое развитие в средневековой Японии. Оригами в Японии ведет начало с VIII века. Изделия из бумаги использовались в священных ритуалах. Один из таких ритуалов состоял, например, в изготовлении небольших бумажных коробочек “санбо”, в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в храмах. Позже оригами выходит за пределы храмов и используется в императорском дворце. Записки, сложенные в виде бабочки, журавля, цветка, были символом дружбы, почтения или любви. В XVll - XVlll вв. оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. С древности отношение японцев к миру определялось религией, обожествляющей природу, как в целом, так и в любом мельчайшем ее проявлении. Природа для японцев - предмет созерцания, ее надо воспринимать целостно, не искажая своими чувствами и эмоциями, ведь философия дзен рассматривает природу как высшее проявление истины, гармонии и красоты. Поэтому в основу системы обучения оригами как искусству было положено созерцание природы. Старинное искусство складывания фигурок из листа бумаги – оригами - искусство целого. Именно это и отличает оригами от аппликации, папье-маше и вырезания силуэтов, а также от многих других прикладных искусств и народных промыслов, которые строятся на прибавлении и вычитании материала. Углы складок, ребра и грани органично сливаются с листом бумаги в выразительный образ. Долгое время искусство оригами было, скорее, таинством, священнодействием, доступным немногим. Однако после Второй мировой войны в развитии оригами началась настоящая революция, благодаря усилиям теперь уже всемирно признанного мастера Акиры Йошизавы. Он родился в 1911 году и сыграл в истории оригами уникальную роль. Еще во время войны, когда он был служащим военного завода, у него возникла мысль заниматься оригами профессионально. Много лет он провел на грани нищеты, но упорство и труд принесли потрясающие результаты. Акира Йошизава не только изобрел сотни новых фигурок, он придумал условные обозначения для процесса складывания, появление которых равносильно изобретению нотных знаков в музыке. Искусство оригами можно было теперь передавать другим людям, навыки - фиксировать. Разработанные им знаки стали международным стандартом. Сегодня существует 44 центра оригами в крупнейших городах 28 стран мира! Чем развлечь себя, когда за окном идет дождь или долгим зимнем вечером? Можно посмотреть телевизор или почитать книгу. А можно, взяв лист белой бумаги, попробовать сложить журавлика, или лодочку, или другую фигуру из бескрайнего мира оригами. Сейчас оригами популярно во всём мире. Оно перестало быть просто искусством. Оригами – великолепный способ снятия стрессов, прекрасный метод обучения, да и просто увлекательное занятие. Виды бумаги. Бумага для оригами может быть любой. Разумеется, существует специальная бумага, которую сейчас легко найти в магазинах канцелярских принадлежностей, но все зависит от фантазии. Конфетные фантики, бумага с наклеенной фольгой, кусочки обоев, листы из журналов с красивыми картинками – все это может пригодиться для оригами. Даже газетный лист может превратиться в интересную поделку. Только одно требование необходимо помнить, бумага не должна быть слишком толстой, иначе её будет трудно складывать. Японцы обычно используют бумагу, которая окрашена в яркие цвета с одной стороны, а с другой – белая. Бумажная сказка. Далеко-далеко, на маленьком острове, жил мальчик. Остров находился очень далеко и был таким маленьким, что даже на карте не значился, поэтому, никогда ни один корабль не причаливал к берегу. Казалось, люди даже не подозревали о существовании этого необычайно маленького острова. Схема 1. Схема 2. Схема 3. Мальчик, живущий на этом маленьком острове, очень любил читать. Из книг он узнал, что на свете существуют огромные морские корабли и маленькие лодочки, и стал мечтать о морском путешествии. Каждый день мальчик приходил на берег моря и вглядывался вдаль, не появится ли на горизонте корабль. Форму остров сложить по диагонали. Отогнуть противоположные карманы, формируя трубы корабля, нос и корму. Однажды маль- чик проснулся рано утром. За окном бушевал ветер и лил дождь. Он надел плащ с капюшоном и, как всегда, отправился на берег моря. Сквозь непогоду и шторм мальчик увидел, что к берегу его острова стремительно идет корабль. Несмотря на бурю, корабль очень быстро приближался. На палубе, по-морскому широко расставив ноги, твердо стоял капитан. Казалось, что никакой ураган не сможет сдвинуть его с места. На плече у капитана сидел попугай. Капитан пригласил мальчика на корабль. Через окошко, которое на судне называется иллюминатор, мальчик разглядел каюту капитана. В каюте капитана стоял стол, накрытый скатертью и кресло. На корабле было очень интересно, но самым замечательным был, конечно, штурвал. Мальчик с удовольствием покрутил его, представляя себя знаменитым мореплавателем. Капитан рассказывал мальчику, что в одной из прибрежных пещер этого маленького острова спрятан клад. Он предложил мальчику искать клад вместе. Чтобы осмотреть пещеры острова, необходима лодка. На корабле их было две. Первая лодочка – с парусом. Капитан объяснил мальчику, что во время шторма на парусной лодке путешествовать нельзя, так как от сильного ветра и волн она перевернется. Для путешествия вокруг острова капитан предложил лодочку без паруса – катамаран. Мальчик и капитан сели в лодку и отправились осматривать берег острова. Их поиски продолжались довольно долго. И вот, наконец, в одном из пещер они увидели сундук. Мальчик и капитан были очень счастливы, потому что сбылись их мечты – капитан нашел клад, а мальчик побывал на корабле и даже путешествовал на лодке по бушующему морю. Занятие 2. Условные обозначения. Эти условные обозначения используются для расшифровки схем складывания поделок. Все поклонники оригами используют одинаковые обозначения, поэтому даже если схему придумал человек, который говорит на другом языке, её все равно можно будет понять. «Квадрат» Лист перегнуть по углу таким образом, чтобы меньшая сторона листа совместиоась с большей. Оставшуюся часть необходимо отрезать. Занятие 3. Теремок. Занятие 4. Щенок. Композиция «Щенок около будки». Приготовьте из цветной бумаги два одинаковых квадрата. Занятие 4. Щенок. Композиция «Щенок около будки». Приготовьте из цветной бумаги два одинаковых квадрата. Занятие 5. Лиса. Зайчик. Медведь. «Композиция Зоопарк». Для изготовления лисы приготовьте два одинаковых оранжевых квадрата окрашенных с одной стороны. Лисичка – сестричка. Зайчик. Приготовьте два одинаковых белых квадрата. Туловище. Голова. Медведь. Туловище. Голова Возьмите коричневый квадрат размером 10х10 см и сложите базовую форму «треугольник» Занятие 6. Петушок Приготовьте из цветной бумаги 1 квадрат размером 10х10 см, 4-5 квадратов размером 7,5х7,5 см, 1 квадрат размером 6х6 см и 2 квадрата размером 4х4 см. Туловище Перья хвоста Крыло Возьмите квадрат со стороной 6 см и сложите базовую форму «воздушный змей» Клюв Возьмите квадрат со стороной 4 см и сложите базовую форму «треугольник» Занятие 7 Береза. Елка. Композиция «Лес». Береза Приготовьте из бумаги зеленого цвета, окрашенной с одной стороны, квадрат размером 10 х 10 см. Елка. Приготовьте из зеленой бумаги, окрашенной с одной стороны, 3 квадрата различной величины, например 10 х10, 7,5 х 7,5, 5 х 5 см. Все поделки, изготовленные на занятиях кружка «Театр ОРИГАМИ» являются героями сказки «Заюшкина избушка». Приложение. Сказка. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна-красна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала. Идет зайчик, плачет. Ему навстречу собака: - Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь? - Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне переночевать, да меня из избушки и выгнала. -Не плачь, зайчик! Я тебе помогу. Подошли они к избушке. Собака залаяла: - Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печки: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет, плачет. Ему навстречу медведь: - О чем, зайчик, плачешь? - Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне переночевать, да меня из избушки и выгнала. - Не плачь, я твоему горю помогу. Подошли они к избушке. Медведь как зарычит: -Поди, лиса, вон! А лиса им с печки: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал. Идет опять зайчик, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух? -Ку-ка-ре-ку! О чем, зайчик, плачешь? - Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне переночевать, да меня из избушки и выгнала. -Пойдем, я твоему горю помогу. -Нет, петух, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать. - Нет, выгоню! Подошли они к избушке. Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: -Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай лиса вон! Лиса испугалась и говорит: - Обуваюсь… Петух опять: -Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай лиса вон! Лиса опять говорит: - Одеваюсь… Петух в третий раз: -Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай лиса вон! Лиса выскочила из избушки и убежала в лес. И стал зайчик опять жить-поживать в своей избушке. Загадки. Встает на заре, поет во дворе. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок) Я хозяин леса строгий, Спать люблю зимой в берлоге. И всю зиму напролет Снится мне душистый мед. (Медведь) Сидел на заборе, пел да кричал. Все собрались, а он замолчал. (Петух) Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц) Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц) Хитрая плутовка, Рыжая головка. Хвост пушистый – краса. Кто это скажи? (Лиса) Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) Уши чуткие - торчком, Хвост взлохмаченный – крючком. У дверей она лежит, Дом хозяйский сторожит. (Собака) Гладишь – ласкает, Дразнишь – кусает, На цепи сидит, дом сторожит. (Собака) Нам в дождь и в зной поможет друг, Зеленый и хороший, Протянет нам десятки рук И тысячи ладошек. (Дерево) Зимой и летом, одним цветом. (Ель) Её всегда в лесу найдешь- Пойдем гулять и встретим? Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. (Ель) Много рук, нога одна. (Дерево) Стоит Алена – платок зелёный, Тонкий стан, белый сарафан. (Береза) На лесной опушке Стояли две подружки Платьица белены, шапочки зелены. (Береза) Источник: http://Литература: 1. Мельникова М.Н. Оригами. Забавные поделки. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009. 2. Нагибина М.И. Из простой бум | |
Просмотров: 12240 | Комментарии: 8 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|