Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Урок физической культуры - основная форма физического воспитания в общеобразовательных школах. Максимальная эффективность урока может быть обеспечена, если деятельность детей организована с учётом принципов систематичности, доступности, активности, сознательности. Чрезвычайно важно, что построенные по определённому плану занятия позволяют регулировать оказываемую на ребёнка физическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивать её, способствуя повышению выносливости детского организма. Физическое воспитание детей в начальных классах требует особого внимания. Особенности детей младшего школьного возраста благоприятные для достижения хорошего физического развития и укрепления здоровья. Им доступно овладения новыми сложными формами движений, а также совершенствованию некоторых элементов их техники. Дети достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершенствовать их в различном темпе, проявляя значительные скоростно-силовые возможности и выносливость. Учащиеся начальных классов по сравнению с дошкольниками овладевают различными движениями и упражняются осознано. Они приобретают широкий круг специальных знаний, умения анализировать свои действия. Это содействует активизации двигательной деятельности детей, проявлению волевых усилий, инициативы, воспитанию у них интереса к занятиям по физической культуре. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включает для изучения начальными классами следующие виды программного материала. Для учащихся 1 - 4 классов гимнастика - 20 часов. Для учащихся 1 - 4 классов подвижные игры 30 часов. Для учащихся 4 классов легкая атлетика 16 часов. Типовой учебный материал состоит из разделов : 1. Основы знаний. 2. Навыки, умения, развитие двигательных качеств. 3. Требования к учащимся. Каждый вид программного материала предусматривает развитие специфических для данного вида двигательных качеств. Так на уроке гимнастики предусматривается развивать у детей - координацию, гибкость, силу, скоростно - силовые качества. Подвижные игры развивают ловкость, быстроту, скоростно-силовые качества. Лыжная подготовка способствует развитию выносливости к умеренным нагрузкам. В комплексе перечисленные виды способствуют гармоническому развитию ребенка. Каждый урок - это единое целое элементы которого находятся в тесной зависимости. В начальных класса применяется типовая структура урока. Водно-подготовительная часть урока организацию учащихся, подготовку их к предстоящей физической нагрузке в основной части. Так скажем для организации первоклассников на уроке затрачивается больше времени. Дети еще не знают строевых команд. Они не могут быстро сосредотачивать внимание. Каждые мелочи их отвлекают. В то же время нельзя затягивать с организационным моментом. Лучше его проводить скоротечно, включая элементы игры. Иначе на фоне быстрого утомления организационный момент сыграет противоположную по своему назначению роль. Уже второклассники быстрее настраиваются на работу. Большинство команд им знакомо. Параллельно с организационным моментом идет отработка cтроевых команд. В третьем классе вводно-подготовительная часть чисто организационного порядка. Даже простое сравнение подчеркивает, что стиль и методы работы с учащимися 1-3 классов неодинаковые. После организационного момента используется ходьба, ходьба с различным движениями рук, ног, туловища, бег, прыжки, О. Р. У, подготавливающие упражнения. Основная часть ставит задачи изучения нового, повторение с целью совершенствования пройденного материала, развитие физических качеств. По содержанию это могут быть: бег, прыжки, лазанье и перелазанье, равновесие, акробатические упражнения, упражнения на осанку, игры с большой подвижностью. Заключительная часть решает задачи организационной перестройке к новым действиям. Не надо забывать, что, только при правильном подборе упражнений можно достигнуть определенных целей. Первое правило при подборе упражнений - не воздействовать на одну и туже группу мышц двумя упражнениями подряд, что вызывает ненужную утомляемость, а распределять нагрузку на разные группы мышц и таким путем упражнять их. Следующее требование - не допускать односторонности в физическом развитии, т.е. обучение только прыжком, только лазанью, или метанию. Поскольку характерной особенностью высшей нервной деятельности ребенка является быстрое утомление если он занят однообразной деятельностью. Кроме того, важно подобрать такое сочетание упражнений которое создавало бы условия для наибольшей двигательной активности, так как только при этом условие ребенок может успешно развиваться, Высокая двигательная активность у детей - это возрастная особенность, способствующая тренировке всех функций организма. Благоприятное влияние упражнений на организм ребенка возможно лишь при целесообразной смене моментов напряжений и расслабления, физической нагрузке и отдыха. Поэтому надо подбирать такие сочетания движений, при которых дети не только активно упражняются, но и имеют перерывы для восстановления сил. Подбирая определенные сочетания упражнений, необходима так чередовать виды основных движений, что - учащиеся могли повторить каждое упражнение как можно большее число раз. Без много кратных невозможно сформировать и упрочить двигательные динамичные стереотипы. Наряду с постепенным усложнениям двигательных умений и навыков должны нарастать объем и интенсивность нагрузок. Очень легкое задание может оказаться мало рациональным. Кроме того, оно может вызвать у занимающихся отрицательную реакцию в виде снижения активности и интереса к работе, так как не будет соответствовать их уровню. По тем же причинам психологического порядка не следует предлагать детям и чрезмерно трудный материал. Важное место в уроке занимают подвижные игры. Игра является средством формированию у детей высоких нравственных и физических качеств. Главным содержанием подвижных игр является разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела. В комплексе развиваются физические качества: быстрота, ловкость, выносливость. Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничены возможностью точного дозированию нагрузки, так как нет возможности заранее предусмотреть действия каждого ученика. На уроке успешно используются коллективные соревнования. Соревнования типа: «Кто скорее выполнит задание», «Кто быстрее переправится через условное болото», «Кто меньше уронит мячей» и т. д. воспитывают организованность, дисциплину, чувство коллективизма. В заключение можно сказать. Физическая культура - это неиссякаемый источник совершенствования человека независимо от его возраста, пола, социальной принадлежности. Из множества ее форм всегда выбрать самое оптимальное, доступное, интересное и тогда уроки физической культуры достигнут своей поистине великой мисси - воспитание молодого поколения физически крепким, нравственно здоровым. | |
Просмотров: 4057 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|