Тема: Повторение по теме «Лексика» Задачи: 1. Повторить знания и умения учащихся по теме; 2. Формировать навык использования в речи антонимов, синонимов, многозначных слов; развивать мышление, орфографический и каллиграфический навыки, внимание, слуховую память; 3. Воспитывать интерес к предмету. Тип урока: урок-исследование Методы: словесный, частично-поисковый Оборудование: листки с текстом для пятиминутки чтения, планеты-рисунки, которые прикрепляются на доску по мере их исследования, карточки с пословицами и поговорками Ход урока: I. Организация класса II. Пятиминутка чтения - каждому ученику выдаются листки с деформированным текстом. Дан вотамиро селви коколло. Лиэл ждытри дёрлану за векурёв коколало, и он оттилве глукимбо себрисретым номзво. Вотаро отлиськры, и путкини шливо в сводчатую комтуна, на нахсте коройто блеслоте множество изумдовру. Путковни встрелит макийлень челочекве, с ног до говыло одетый в зеноелё; на кубо у гоне виласе зенаялё касум. - Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? («Волшебник Изумрудного города» А.Волков). - Что помогло достичь исполнения своих желаний главным героям этой сказки? (дружба, взаимовыручка, взаимопомощь) III. Постановка цели урока. Чистописание. - Вот сегодня и нам с вами понадобятся эти прекрасные качества человечества. На этом уроке мы будем исследователями вот этой необыкновенной части Вселенной. (пустой ватман). Вы даже не подозреваете, что может быть здесь спрятано, какие знания может дать или поможет повторить этот, казалось бы, пустой кусок Чего-то. Итак, включаем воображение и мы с вами в космическом корабле, собираемся исследовать неизвестную часть космического пространства. Пристегнули ремни – они у нас узорчатые, красивые, и даже что-то напоминают. Что? Почему? Потому что знание орфограмм всегда пригодится. (узоры в виде орфограмм – ши-жи, чк –чн, чу-щу, ться –тся) IV. Работа по теме. 1. Впереди виднеется какая-то планета. Нужно исследовать ее, чтобы узнать название. На этой планете ничего не видно из-за словарной бури. Нужно помочь навести здесь порядок тем, кто здесь живет. Беда, труд, дело, горе, доктор, работа, врач, несчастье, медик. Что вы заметили? (Здесь живут синонимы – слова, близкие по значению, но разные по написанию) Тщательнее исследуем эту планету, чтобы не ошибиться в ее названии. Здесь, как ни странно, тоже есть учебники русского языка 3 класса. Давайте откроем на с.237 и выполним упражнение 752. 1. – Вы кушайте на здоровье, - радушно угощала нас хозяйка. Мы сели к столу и стали с аппетитом есть. 2. Стоит жаркое лето. Мама подала горячий суп. 3. В магазинах много импортных товаров. Я изучаю иностранный язык. Итак, эта планета называется Планетой … (синонимов). 2. - Летим дальше. А на этой планете уже слышен спор. Спорят отец и сын. Давайте попробуем помочь в решении спора. Вьётся синяя река, Убегает к морю. Говорит отец: - Мелка! - Глубока, - я спорю. Так мелка иль глубока? Как же быть нам с нею? До колен отцу река, Ну, а мне - по шею. Можем ли мы помочь? Почему? А кто может сказать, что это за планета, кто живет на ней? (Антонимы – слова с противоположными значениями) Исследуем более внимательно эту планету: я раздаю вам карточки с предложениями. Что вы можете о них сказать? (Это пословицы и поговорки). Как вы об этом догадались? (Можно большую беседу заменить кратким предложением и станет понятным то, что хотелось сказать). Да, оказывается, жители этой планеты очень любят пословицы. Задание такое: подчеркнуть антонимы. Проверка устно. Давайте поиграем в игру «Кто больше?»: кто последним назовет антонимы, тот выиграл. Я начинаю: зима – лето… Итак, эта планета с названием … Планета антонимов. 3. Физминутка Повороты влево-вправо, Это легкая забава. Нам известно всем давно – Там стена, а там – окно. (повороты туловища вправо и влево) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (приседания) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (ходьба на месте) Отдых кончен наш, ребята, Нам пора опять за парты. - Кто заметил в моих словах антонимы? (влево-вправо) 4. – Летим дальше. Эта планета-шутница, встречает нас флагом со стихотворением. Говорю своей сестренке: - На воскресник мне пора. Разобьём сегодня клумбу В центре нашего двора.- И быстрей на плечи куртку Да на голову платок. - Подожди, - кричит сестренка, Ты забыла … молоток! Почему девочка не поняла свою старшую сестру? В каком значении в тексте употреблено выделенное слово? Какие еще значения оно имеет? Если слова одинаково пишутся, одинаково слышатся, но имеют разные значения, как они называются? (омонимы) Значит, надо выяснить, точно ли на этой планете проживают омонимы. Составьте словосочетания с каждой парой омонимов: надуть – надуть, петрушка – петрушка. Ответьте на вопросы: Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на машинке) Каким ключом нельзя открыть двери? (родником, музыкальным знаком) Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (броненосец) И пока мы летим дальше, на лету, прочитаю вам стихотворение: Он купил ириску, Решил ее не есть. Но как не есть ириску, Когда ириска есть?! Назовите омонимы (есть-есть). С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (средство создания юмора) Так с какой планеты мы улетели? (с Планеты омонимов) 5. - Я люблю читать стихи и, наверное, поэтому на нашем пути встречаются планеты со стихотворными заданиями. Послушайте стихотворение Я.Козловского «Медведь и осы». Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть! – Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть. Жалили куда попало, Им за это и попало. Что вы здесь увидели? Как называются слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разные значения? (омофоны) Подчеркните омофоны в стихотворении. Итак, мы выяснили, что эта планета Омофонов. 6. - Нужно лететь быстрее, иначе рискуем опоздать вовремя вернуться в класс, на Землю. А сейчас на нашем пути встречается небольшая планета. Посмотрите, она с крылышками! Наверное, здесь живут крылатые выражения. Их можно назвать устойчивыми оборотами, фразеологизмами. Примеры подобных выражений мы с вами уже приводили. Поиграем? Игра «Лучший переводчик». Нужно объяснить значение фразеологизмов. Как снег на голову – внезапно, неожиданно Ломать голову – много думать Смотреть во все глаза – с любопытством Рукой подать – близко Попробуйте составить предложение с любым фразеологизмом. Итак, это была Планета фразеологизмов. 7. И последняя планета. На ней живут загадки и стихи. Ю.Коринец Есть хвост Хвостом корова У падающих звёзд, бьёт слепней, У семян бывает хвост, когда они кусаются. У птиц, Для скорпионов У самолёта – хвост важней - Он нужен для полёта. Они хвостом сражаются. Найдите многозначные слова. Скажите, какие из них употреблены в прямом, а какие – в переносном значении? V. Итог. - Итак, мы, ребята, совершили путешествие по галактике под названием … Лексика. Что такое лексика? – наука о словах. А что такое лексическое значение? То, что обозначает слово Как прошло наше исследование на ваш взгляд – удачно или нет? д/з: упр.786. Списать, подчеркнуть антонимы, вставить пропущенные буквы.
|