5 лет назад у учителей города Алматы был праздник. К нам приезжал Шалва Александрович АМОНАШВИЛИ Учителям объяснять, кто такой Шалва Александрович, не надо. Это один из выдающихся педагогов нашего времени. А в Алматы он приезжал с семинаром “Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе”. Признаться, я долго думала, как рассказать об Учителе, о котором написано множество книг и который сам имеет столько книг? Я сидела на семинаре, слушала его размышления, следила за блистательными уроками, которые Шалва Александрович проводил с алматинскими школьниками, конспектировала интересное. А интересным, как вы понимаете, было все. Надеюсь и сегодня эти мои заметки будут интересны нашим педагогам. Людмила Мананникова. ШКОЛА-ЛЕСТНИЦА “Школа” в переводе с греческого означает “лестница”. А значит школа – это лестница для восхождения человека к духовности. Носителем этой лестницы является учитель. Если учитель не придет в школу на урок, то и школы не будет. А если учитель сядет с учеником под дерево и что-то объяснит ему, это и будет школа. Сколько вас в этом зале находится, столько здесь и лестниц, по которым должны карабкаться дети. ОБРАЗ. И создал Бог человека по образу и подобию своему. Вы – учителя – источники Образа для ребенка. Вы должны заселить его внутренний образ внешними образами. Именно от вас зависит, какой Образ в него будет заложен. Кто будет его кумиром? Будут ли в его Образе доброта, любовь, сострадание, сочувствие? Если вы сами будете жить согласно этим принципам, то и ребенка воспитаете так же. Потому что ребенка воспитывает атмосфера, его окружающая. ОБРАЗОВАНИЕ – это не диплом, не сумма знаний, а инструмент, с помощью которого из человека извлекается то лучшее, что заложено в нем изначально. У-Ч -итель. У - свет. Ч - душа. В переводе с санскрита: учитель – носитель света. Учителя должны стать для своих учеников носителями света, а не скудных знаний по чтению и письму. И поэтому я не вижу то время, когда урок станет анахронизмом образовательного процесса. Гу-Ман-ность. Гу – душа, высшая мудрость. Ман – смертный человек. Быть ГУМАННЫМ учителем – это значит искать в себе связь с высшим, духовным. Проявлять сострадание, сочувствие, уметь подавать руку помощи, искать в себе источник для педагогического вдохновения. Нет такого понятия – отстающий ученик. От кого он отстает? Нельзя детей сравнивать друг с другом. У каждого из них своя миссия. Тугодумом я могу сделать ученика только сам, посадив его в “класс выравнивания”. А вам, учителям, будет приятно, если вас отправят на “курсы выравнивания”? Что делать? Дать ребенку такой урок, какой нужен именно ему. Быть гуманным учителем – это значит вести ребенка к самопоиску, самообразованию, вдохновению. Научитесь говорить: “Я верю, что каждый из вас – явление в этой жизни!” НАЧАЛО УРОКА ВО 2-М КЛАССЕ – Здравствуйте, дети! Почему вы мне только киваете головой, поздоровайтесь вслух. Здравствуйте, дети!.. Еще раз – говорите мягко, ласково, всем сердцем. (Дети тренируются.) А теперь закроем глазки. Представьте себе самого родного и любимого человека и скажите ему хорошее слово. Представьте себе бабушку и мысленно скажите ей: “Бабушка, ты мой самый родной человек”. Скажите что-нибудь хорошее маме, чтобы она порадовалась. Пожелайте мысленно всем, кто сидит в этом зале: “Будьте хорошими учителями, любите нас и мы полюбим вас”. А теперь пожелайте мне хорошо провести урок... Хотите быть красивыми? Красив тот, кто думает красиво. ОКОНЧАНИЕ УРОКА ВО 2-М КЛАССЕ – Опустите головы на парты, закройте глазки и подумайте, что вы ответите, когда вас спросят, что было на уроке. Какие подарки-слова я вам подарил – Человек, Любовь, Вера, Надежда... Расскажите, как вы будете пользоваться этими подарками-словами дома. Мне так хочется обнять каждого из вас. Спасибо, что вы пришли ко мне, что вы такие хорошие и прекрасные. (Жмет на прощание всем руки.) ТАЙНА УРОКА Я люблю говорить детям: “Опустите голову, закройте глаза”. Потом шепотом спрашиваю ответ у каждого. Если восхищен, даю это знать, жму, например, ему палец. Ведь если спрашивать вслух, то ответит только один ученик, а ответить хочется всем. Шлифуйте этот прием в вашей практике! Дети очень любят шептаться с учителем и смотреть ему в глаза. Не нужно балласта слов на уроке. Не надо повторять сказанное пять раз. Не понял? Следующий раз будешь более внимательным. Я говорю мальчику: “У тебя такие глазки сосредоточенные”. Это я помогаю невнимательному ребенку своей волей. Пусть он считает, что учитель только ради него ходит в школу. “Вы сегодня не ученики, – говорю я иногда на уроке. – Вы – ученые, мыслители, мудрецы. Скажите себе: “Я – мыслитель, ученый, я буду думать, я все могу. Я буду помогать учителю, буду помогать самому себе”. Мы сегодня будет думать философски, возвышенно. Мы будем ИС-СЛЕД-овать, а значит, мы должны напасть на СЛЕД. Я жму руку ребенку, удивляюсь, восхищаюсь: “Спасибо тебе! Ты – мудрец!” Он счастлив, он – герой этого урока. Запомните два слова: торжественность и таинственность. Скажите ребенку хорошее слово от всего сердца, и завтра он придет в школу ради вас. Даже если он больной. Учитель должен “дорисовывать” своих детей. Завуч должен “дорисовывать” своих учителей. Пусть он идет на урок учителя не с целью найти недостатки, а учиться у него. Тогда учитель не будет бояться завуча, и все будет нормально. ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ И несет в себе огромное количество возможностей. В нем изначально присутствуют все качества природы. Будем его развивать – будет он мыслить. К сожалению, человек использует лишь 5-7 процентов возможностей, в нем заложенных, остальные 93-95 процентов он уносит с собой. А ведь мы могли бы все стать совершенно другими людьми, если бы образовательный процесс соответствовал нашим возможностям. Возьмем, например, функцию речи. Ребенок еще не родился, а его функция речи уже прощупывает внешнюю среду. Если звучит громкая музыка, отец ругается с матерью, с экрана телевизора льется всякая грязь, ребенок тянет руки, как бы пытаясь закрыть уши. Ведь изначально в ребенке заложено восприятие красивой речи. Если взять у него кровь на анализ во время внешней какофонии, мы увидим, что меняется даже химический состав его крови, в нее проникают отравляющие вещества. И ребенок начинает приспосабливаться к антигармонической среде. Существует такой закон природы: развитие каждой функции, заложенной в ребенке, происходит только в определенные сроки. Не разовьем вовремя – потом будет поздно. Известен пример. Девочка из племени, в котором в употреблении было всего 60 слов, в двухлетнем возрасте попала в парижскую семью и впоследствии стала профессором Сорбонского университета. Нашли двух девочек белой расы – 12 и 16 лет, которые воспитывались среди волков. Попав к людям, они не выжили. Отсюда перед учителем стоит сложная проблема: развить ту или иную функцию ребенка можно либо сегодня, либо никогда. Когда-то в СССР в 30-х годах жил ученый-педагог Выготский, который сочинил прекрасную теорию о развитии. Американцы взяли ее на вооружение, а мы “пролетели” мимо. Один из законов развития гласит: развитие может происходить только в условиях преодоления трудностей. Знание и развитие – разные вещи. Между учителем и ребенком должна быть образована духовная общность. У ребенка время – уплотненное. Сегодня у взрослых 2002 год, а у ребенка уже 2005-й. Но ведь учитель должен вести ребенка за собой, поэтому он – человек из будущего. Дети ищут трудности. Полюбите шалунов, научитесь быть шалунами! Ведь шалость – это проявление мудрости. Дети любят таких учителей. Я иногда ошибаюсь на уроке, дети находят ошибку, и я им говорю спасибо. Я, может, всю ночь думал над этой ошибкой, придумывал, какую бы им трудность смастерить? Детям нужны умные трудности и помощь взрослых в их преодолении. Обязательно порадуйтесь, если ребенок трудность преодолел, восхищайтесь им. Ищите успех у каждого ребенка. ОБ АВТОРИТАРИЗМЕ Если вы урок только объясняете, вы авторитарны. Если любите отметки, вы учитель авторитарный. Если в тетради у ребенка много красных чернил, вы авторитарны. Качество среды влияет на развитие природных способностей ребенка положительно или отрицательно. Сейчас родители имеют право выбирать учителя для своих детей. Если вы авторитарны, то можете остаться без учеников. СТРАСТЬ К ВЗРОСЛЕНИЮ Это камень преткновения для взрослого, который воспитывает ребенка. С одной стороны – благо, с другой – бедствие. Поэтому, когда ребенок взрослеет, рядом с ним должен быть Маленький Взрослый. Взрослый, богатый душой, принимает ребенка таким, каков он есть, на равных. Приходит ко мне мальчик и говорит: «Мы нашли яму, теперь у нас в ней штаб». Я спрашиваю: «А вы меня в свой штаб примете? А я помещусь в ваш штаб? А что мы там будем делать? Понятно, дело секретное, но что именно? Давайте создадим там общество настоящих мужчин!» И создали. И приняли в него «по секрету» всех мальчишек, которые учились по-мужски относиться к девочкам. Этот штаб просуществовал несколько лет и сыграл огромную роль в нравственном воспитании ребят. А если бы я сразу накричал на детей: «Выбирайтесь из этой ямы, вон вы уже какие грязные!», что бы получилось? Да ничего. МОМЕНТ ИСТИНЫ В семье хотя бы один человек должен быть защитником ребенка. А лучшее убежище для детей мы – учителя. Поэтому мои ученики знают день, когда могут придти ко мне с любым вопросом. Приходит мальчик: “Помогите, мне очень плохо, мой отец женится. Что делать? Сказать: “Такова жизнь”, отправить ребенка восвояси? Надо воспользоваться законом взросления ребенка. Я попросил мальчика: “Помоги папе, ему трудно, ведь он очень любил твою маму. Мне она тоже очень нравилась. Такая беда, что она умерла”. И мальчик пишет своей будущей маме письма, в которых рассказывает о себе, о своем характере. Он помогает отцу облагородить приход в семью женщины. Я недавно встретил этого мальчика. Он учится вузе, в семье все хорошо. Родились еще двое детей. В разговоре с ребенком важно найти момент истины и сделать паузу. Ребенок взрослеет рядом с Маленьким Мудрым Взрослым. ЗВЕЗДНОЕ НЕБО Представьте себе три слоя. В первом – звездное небо. В нем Мудрость, Песталоцци, Ушинский, Корчак, другие великие педагоги. Во втором слое находится начальство – министерство, облоно, гороно, районо, директор школы. В третьем слое вы – учителя. Начальство закрывает для вас звездное небо, и порою вместо того, чтобы дерзать, вы оглядываетесь на него: а что оно скажет? Я нарисовал эту картину, потому что представляю все трудности, с которыми встречается сегодняшний учитель. И, тем не менее, я стираю “слой начальства”. Посмотри, учитель, какое красивое небо. И какой этот удивительный Песталоцци! Прояви чуточку смелости! Ведь ты – учитель перед Богом. Ты ведешь учеников по Звездной Лестнице. Тебя за это не пошлют в газовую камеру, как Корчака. Скажи себе: “Я уже сам себе Сухомлинский в своем классе! Я смогу это позволить себе”. Сейчас время смелости и мужества!
|