Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

литература в 4 классе - К.Булычев "Консилиум"
Тема: К.Булычев «Консилиум»
Задачи: 1. Познакомить с новым произведением;
2. Развивать навык чтения, творческие способности, речь, память, внимание;
3. Прививать интерес к чтению фантастических произведений.

Методы: словесный, проблемный, фантазирование, прогнозирование
Оборудование: хрестоматии, слова на карточках, отрывок «Пещера джиннов»
Тип урока: урок-творчество
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Проверка домашнего задания – взаимопроверка 5-7 минут (работа в парах)
3. Сообщение темы:
– Сегодня опять урок-творчества, потому что нас снова ждет встреча с писателем-фантастом Киром Булычевым.
4. Работа по теме.
А) - Но прежде, чем мы начнем читать историю про Алису, давайте предположим – о чем будет эта история. Перед вами ключевые слова: Алиса, заколдованный директор заповедника сказок И.И.Царевич, консилиум, испытание, испытание провалилось, предложения профессоров по вылечиванию директора заповедника.
Итак, начнем.
- Кто главные герои этой истории? Вспомните, какая была Алиса (об этом говорили на прошлом уроке)? (написать рядом с карточкой характеристики)
- Что случилось с директором заповедника сказок?
- В кого мог превратиться директор? (вспоминайте сказки)
- Помогу вам вот в чем – скажу, что Алиса очень любит животных, а ее папа – космобиолог, директор космического зоопарка, который изучает и собирает животных по всей галактике. Значит, теперь можно предположить, что заколдованный директор заповедника сказок жил у Алисы дома.
- Зачем собрался консилиум? (карточка с расшифровкой смысла этого слова)
- Что проводилось на этом консилиуме? Зачем?
- Как вы думаете – какое испытание?
- Почему оно провалилось?
- Поверили ли профессора, что козлик – это директор заповедника сказок? Почему так думаете?
- Как вы думаете, какие могли выдвинуть предложения профессора?
- А что могла предложить Алиса?
- Какой конец истории вы бы хотели услышать?

Б) Чтение «цепочкой» - сильные ученики и учитель.

1) Читают до слов «Доказательство тому…»
- Итак, что из нашего предположения подтвердилось?
- О каких еще качествах Алисы вы узнали из этого отрывка? (умеет хранить чужие тайны и секреты, не любит пустых разговоров, уважительно относится к директору-козлику)

2) Чтение до слов «Профессор Тягамото с острова Люкю…».
- Зачем профессор Володин принес капустный лист?

3) Чтение до слов «В комнате стало темнее…»
- Кто бы это мог быть? Были ли ключевые слова в начале?

4) Чтение до слов "-Ну и каково будет ваше решение?"
- Для чего писатель вставил этот момент в рассказ? (чтобы показать, что не только Алиса верит в то, что директор превратился в козлика)

5) Чтение до слов «И никто из ученых не догадался…»
- Почему же козлик съел капустный лист? Ведь тем самым он запутал ученых еще больше?

6) Чтение до конца произведения
- Какие предложения профессоров совпали с вашими?

В) - Как же закончилась история с Алисой и директором заповедника сказок? Хотите узнать? Им пришлось пережить много приключений, к сожалению, я не могу вам прочитать это все, но вы можете поискать книгу «Девочка с Земли» в библиотеке. Но последнюю главу я вам прочту.
Чтение последней главы «В пещере джиннов».
5. Итог.
– Понравилось ли вам работать на уроке? Что было трудным? Заинтересовало ли вас творчество Булычева? Ищите, читайте, фантазируйте!

6. Д/з: придумайте свою историю про Алису Селезневу. Вспомните друзей Алисы, они тоже могут участвовать в ее приключениях. Не забывайте о том, что Алиса – девочка из будущего!

В ПЕШЕРЕ ДЖИННОВ
В пещере было темно. Синдбад достал взятый с собой факел и зажег его. Факел осветил низкий свод пещеры, сундуки и ящики, бочки и бутылки.
– Все в порядке, – сказал Синдбад. – Никто без нас сюда не заходил.
– Много добра вы сюда перевезли, – заметила Алиса.
– Чуть корабль не потопил, джинны ведь страшно бережливые, – сказал Синдбад. – Давай их будить. Ох, и шум подымется! Сам побаиваюсь.
Синдбад прошел в дальний угол пещеры. Там в нише Алиса увидела целую армию глиняных и медных кувшинов, заткнутых пробками и залитых воском. Синдбад наклонился и стал рассматривать бутылки.
– Я ищу ибн-Хасана, – сказал он. – Ибн-Хасан – самый тихий из джиннов. Он, по крайней мере, не превратит нас сразу в пыль. Вот и он!
Синдбад поднял с пола одну из глиняных бутылей, показал Алисе.
– Вот тут, – сказал он, – скрывается один из самых могущественных джиннов древности, Хасан-ибн-Хасан. Не правда ли, удивительно? Такой большой
– и в бутылке?
– Удивительно, – согласилась Алиса. – Но еще удивительнее, что их столько. Как на складе. Никогда не думала, что на свете может быть столько джиннов.
– Наше счастье, что они в основном лентяи и хвастуны.
Сказав так, Синдбад отважно вцепился зубами в пробку, вытащил ее из бутылки, бутылку быстро поставил на пол, отскочил назад. И вовремя.
Столб черного дыма вырвался из бутылки, поднимаясь до потолка. Алиса закашлялась.
Дым начал клубиться и постепенно превратился в фигуру джинна ростом в пять метров, с громадными клыками, длинным носом и клочкастой бородой. Джин был почти голым, в одних трусах.
– Кто меня побеспокоил? – возопил джинн страшным голосом. – Кто посмел меня разбудить и открыть бутылку? Кого я сейчас растерзаю?
– Это я, Синдбад, – сказал мореход. – Не надо меня терзать. Я твой старый приятель.
Дым уже рассеялся, и джинн, близоруко прищурив глаза, разглядел Синдбада.
– Садись, – сказал Синдбад. – Твоя голова так высоко, что нам трудно с тобой разговаривать.
Бормоча непонятные проклятия, джинн сел на пол, осмотрелся вокруг, подсчитал сундуки, загибая пальцы, а когда убедился, что все добро в целости, обратил свой взгляд к Алисе с козленком и спросил: – А это еще что такое?
– Это мои друзья, – сказал Синдбад.
– Хоть твои дети! – возмутился джинн. – Ты не имел никакого права приводить их в наше секретное убежище.
– И не привел бы, если бы не крайняя необходимость, – сказал Синдбад.
Джинн немного подумал, покачал головой, и вдруг его злое и грубое лицо озарилось радостной улыбкой.
– Я понял! – зарычал он. – Ледниковый период уже кончился, и ты пришел нас освободить, чтобы мы могли властвовать над миром.
– Нет, – сказал Синдбад, – ледниковый период еще не начинался.
– Что же тогда привело тебя сюда? – удивился джинн. Ты меня удивляешь. Может быть, превратить тебя в песок?
– Нет, – спокойно ответил Синдбад. – Ничего такого делать не стоит. Если ты превратишь нас в песок, то некому будет закрыть пробкой твою бутылку. И ты замерзнешь, когда начнется ледниковый период.
– О, горе! – воскликнул джинн. – О, предательство! Ну говори тогда, чего ты хочешь, низкий сын человеческой женщины, пенитель грязных луж, торговец благополучием своих благородных друзей!
– Вот это уже нормальный разговор, – сказал Синдбад-мореход. – Погляди на этого козлика, о, Хасан-ибн-Хасан. – Еще недавно он был уважаемым человеком, но вот ему подсунули водицы из Козлиного Копытца, и он вынужден провести остаток своих дней в таком виде. Разве это не ужасно?
– А какое нам с тобой дело до чужих несчастий? удивился джинн. – Разве в наших джинновых обычаях делать добро людям? Разве он был королем? Или волшебником? Или хотя бы богатым купцом?
– Он был знаменитым ученым в своих землях, – сказал Синдбад.
– Пускай идет в свои земли и там лечится.
– Но совет волшебников всей Земли, который сейчас заседает в замке волшебника Ооха, решил, что такое средство есть только у джиннов.
– И ты из-за этого пустяка прервал мой сон! – джинн был страшно разгневан. Он даже подскочил так, что ударился головой о каменный потолок, набил себе шишку, отчего еще больше расстроился.
– Значит, ты не сможешь нам помочь? – спросил Синдбад.
– Не хочу, – сказал джинн. – Пускай я останусь без бутылки и замерзну в ледниковый период, но ни за что я не опущусь до того, чтобы помогать людям.
– Прости тогда, благородный и всесильный Хасан-ибн-Хасан. Значит, мы ошиблись. Я догадался, что у тебя вовсе нет такого средства, чтобы возвращать заколдованным людям их прежний облик. Прости, мы пошли.
– Не хочу помогать! – ревел джинн. – Не хочу и не буду! Не буду!
И джинн начал расти, но тут его голова снова ткнулась в потолок пещеры. Джинн взвыл от боли, а Синдбад-мореход спокойно поднялся и сказал:
– Алиса, козлик, пошли, нам здесь делать нечего.
Алиса и козлик вышли вслед за Синдбадом из пещеры. Алиса готова была заплакать. Так все погубить! Синдбад оказался плохим дипломатом! С джинном надо» было говорить вежливо, попросить его… ведь он не просто кто-нибудь, а джинн…
Алиса даже открыла рот, чтобы все это объяснить Синдбаду и уговорить его вернуться и попросить у джинна прощения, но Синдбад строго посмотрел на нее и прижал палец к губам. Он спокойно шагал вниз по тропинке. Алиса и козлик, понурившись, брели следом.
– Стойте! – раздался сзади громовой голос джинна. Стойте, жалкие создания! Вернитесь!
– Вот видишь, – улыбнулся Синдбад-мореход, – а ты боялась. Я же знаю, как иметь дело с этими бандитами.
Джинн встретил их у входа в пещеру.
– Я передумал, сказал он. – Что-то с севера тянет холодом. Идите за мной.
Джинн прошел в дальний конец пещеры, где стояли бутылки с остальными джиннами, и остановился, разглядывая их и рассуждая вслух:
– Где же аптечка! Кто ее положил рядом с собой? Ахмед? Нет, он с собой вино взял. Хусейн? Нет, он любит уют, ему эти склянки ни к чему… Ага, вспомнил.
Джинн поежился и крикнул Синдбаду:
– Прикрой дверь. Дует. Ни в чем нельзя на тебя положиться.
Синдбад прикрыл дверь, а джинн вытащил пробку из одной из бутылок и, как только оттуда пошел черный дым, наклонился к ней и крикнул:
– Не спеши, Мустафа, не вылезай, ледниковый период еще не кончился! Это я, Хасан-ибн-Хасан!
Из бутылки донесся бас:
– Так чего меня будишь?
– Мустафа, я только на минутку. У меня зуб разболелся. Дай-ка мне нашу волшебную аптечку.
И тут Алиса с удивлением увидела, как из тонкого горла бутылки выплыла на воздух золотая шкатулка, которую держали две громадные руки.
Хасан-ибн-Хасан подхватил шкатулку, не обращая внимания на бас, который несся из бутылки:
– Мог бы сам себе зуб заговорить! Я тебе покажу после ледникового периода, как меня беспокоить!
– Удивительно сварливый народ, – сказал Синдбад-мореход.
Джинн Хасан-ибн-Хасан тем временем открыл шкатулку, которая оказалась уставленной бутылочками, долго копался в них, нюхал, глядел на свет и наконец сказал:
– Вот она!
Он открыл бутылочку, капнул из нее несколько капель прямо на пол и сказал:
– Лижи! Скорей, пока не выдохлось.
Козлик колебался. Алиса поняла, что он не привык лизать капли с пола и потому она крикнула:
– Скорей же, Иван Иванович!
И Синдбад закричал:
– Скорей же, тебе говорят!
Тогда козлик подбежал к лужице на полу и слизал ее.
– Все, – сказал джинн. – Дело сделано. Теперь быстро закупоривайте меня.
Он вернулся к открытой бутылке с Мустафой. Оттуда все еще торчали громадные руки и слышалось ворчание. Он отдал шкатулку. Руки исчезли, исчезла и шкатулка. Джинн заткнул бутылку пробкой и шагнул к своей бутыли. Тут же он начал клубиться, превращаться в черный дым. Алиса обернулась к козлику. Ничего с ним не произошло.
– Не закрывайте его! – крикнула она Синдбаду-мореходу. – Вдруг он ошибся!
Черный столб дыма втянулся в бутыль, Синдбад подошел к ней, держа в руке пробку, но не спешил закрывать, все глядел на козлика.
– Скорей же! Я замерзаю! – раздался крик из бутыли.
– Минуточку, – ответил Синдбад. Алиса тоже смотрела на козлика. И вдруг козлик начал расти вверх, в глазах у Алисы помутилось, она зажмурилась, а когда открыла глаза вновь, увидела, что в пещере рядом с ней стоит высокий человек в сером костюме с серьезным и очень приятным лицом.
– Спасибо, – сказал Иван Иванович.
– Спасибо, – передал его слова Синдбад джинну и заткнул бутылку пробкой.
Потом поставил бутыль на место.

Категория: Начальная школа | Добавил: mila-havar (2008-02-22) | Автор: Людмила Хавар E
Просмотров: 10258 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.8/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 7:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru