Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Система специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность), а также на речь в целом. 1. Некоторые упражнения для тренировки правильного речевого дыхания. При этом следует помнить, что красивая плавная речь продуцируется только на выдохе. Пение гласных звуков и их сочетание на выдохе: а) – о – у – ы – у – а – ы – о – па – по – пу – пы – пам – пом – пум – пым – б) аоуыэ аитуоэ з – с – ш – ж – с – же – че – ща – тра – три – 2. Упражнения для артикуляционного аппарата. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, слов, предложений. Речь должна быть чёткая и понятная. а) «Лопатка». Широкий язык высунуть. Расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд. б) «Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 секунд. в) «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд. г) «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд. д) «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе. Проделать 15 – 20 раз. е) «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе. Проделать 15 – 20 раз. ж) «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 – 25 раз. з) «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. и) «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. к) «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз. л) «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убрать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз. м) «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление. н) «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз. 3. Некоторые упражнения для развития чёткости произношения. Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок. Саша шапкой сбил шишку. От топота копыт пыль по полю летит. 4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям как предпосылка правильного чтения. а) вода – водный б) чистота – частота в) белый – бельё г) девушка – дедушка Для того, чтобы помочь прочитать в тексте слово безошибочно (громоздкое по структуре), оно делится на более мягкие структуры: а) бодрый – ободрился – приободрился б) сельское хозяйство – хозяйственный 5. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивает не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствует расширению поля чтения учащихся и вместе с тем способствует улучшению памяти, внимания. 2 класс (10 – 12 знаков за 0,5 секунды) - пришла зима - друг, дружеский - сильный, смелый 3 класс (16 – 22 знаков) - ученье, учёный, ученик - вьюга, метель, позёмка, буря - чтение – вот лучшее учение 4 класс (25 – 30 знаков) - дружба, товарищество, коллектив - комнатная теплота не спасла берёзу Очень эффективно упражнение «Пирамидка». «Пирамидку» можно строить из слов произведения, прочитанного дома или нового текста. Снег Весна Ручьи Побежали Зазеленела Весна идёт Солнце поднимается выше Дни становятся длиннее Обязательно включаю целевые установки – читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. 6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст. В целях чёткого разговаривания детьми чтения молча и вслух, а также активного внешнего проговаривания при чтении молча провожу упражнения «Губы». К плотно сжатым губам по команде читать про себя дети прикладывают палец левой руки. Для развития языковой догадки очень полезно упражнение «Угадай». - Мы с папой сегод… пош… в ки…. Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию пробую вводить упражнения «Финиш». Я называю текст из учебника и указываю на слово, до которого дети должны дочитать как можно быстрее и поднять руку. После такого вида работы задаю контрольные вопросы. Для расширения фиксационного поля предлагается упражнение «Фотоглаз». На доске пишу столбцы четырёх, пяти, шестибуквенных слов, которые подсказывают детям на доли секунды. После этого спрашиваю, было ли представлено такое-то слово. Для развития скорости и гибкости иногда использую упражнение «Буксир». Я громко читаю текст, варьируя скорость чтения. Дети читают вполголоса, стараясь поспеть за мной. В процессе работы стараюсь включить разные виды чтения – первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником, первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися, первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми «про себя», самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием. Для слабочитающих учащихся использую чтение с чётким проговариванием слогов, применяю шёпотное чтение, чтение для себя, хоровое и групповое, выборочное и комментированное чтение. В последнее время особое внимание уделяю чтению молча, так как известно, что при чтении молча ослабляется эффективность слухового и речедвигательного канала, что интенсифицирует процессы понимания прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза. Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формирование навыков параллельного мышления. В работе использую алгоритм работы при изучении произведения, направленный на расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи. 1. Чтение учебника после изложения учителем. 2. Самостоятельно чтение учебника. | |
Просмотров: 1603 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|