Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
№ 2, 2008 г Журнал "Учитель Алматы"
Интерактивные методы обучения, как средство формирования личности детей младшего школьного возраста. О. Абакумова, зам. дир по УВР ГУ СШ № 135 В ГУ СШ № 135 Алмалинского района г. Алматы прошел практический семинар на тему: «Интерактивные методы обучения, как средство формирования личности детей младшего школьного возраста». На семинаре присутствовали представители ГорИПК ПКСО г. Алматы, учителя школ, в том числе, участвующие в эксперименте по апробации модели 12-летнего образования. Руководитель центра педагогических исследований С. Р. Капалбекова в своем выступлении раскрыла вопросы актуальности перехода на 12-летнее образование, объяснила необходимость и неизбежность реализации идеи 12-летки. Также она отметила, что предстоит провести ещё много важной подготовительной работы. Поэтому процесс постепенного перехода на 12-летнее обучение необходимо осуществить так, чтобы и педагоги, и родители осознали его необходимость, приняли на личностном уровне. Переход на 12-летнее образование вызывает определённую тревогу не только у родителей, но и учителей, поскольку ребёнок пойдёт в школу с шести лет. Ради чего мы вовлекаем шестилетних детей в систему школьного образования? Насколько посилен будет для ребенка процесс обучения? Как показывает трехлетний опыт работы школы по апробации 12-летнего образования, если педагогический процесс во всех своих компонентах не будет достаточно полно соответствовать особенностям и возможностям шестилетних детей, то они скоро потеряют интерес и охоту учиться. Обучение шестилетних детей имеет свои особенности и сложности. Импульсивная активность ребенка побуждает и ассоциативную речь, ребёнок не в состоянии сдерживать возникшую мысль и спешит сказать обо всём, что только всплывает в его памяти. У шестилетнего ребенка наблюдается недостаточность социально-нравственного и познавательного опыта. Шестилетний ребёнок стремится к игровой деятельности. Приостановить игровую деятельность и насильно включить малыша в другую, значит, затормозить интенсивное развитие и всестороннее раскрытие его задатков. Конечно, возникает вопрос: как же учить шестилетних детей? В процессе обучения любому предмету наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения. Это и послужило для нас отправной точкой в создании и разработке уроков, проводимых в форме игры, которая должна быть и обучающей, и развивающей, и интеллектуальной. Вводя игровые моменты в урок, необходимо помнить, что нельзя урок превращать в игру. Если в первые месяцы работы с шестилетними детьми используется большое количество игровых элементов, т.к. требуется удержать внимание детей, то в дальнейшем игры надо вводить очень избирательно, чтобы не отвлекать детей от рабочего материала. Уже к концу второй четверти учебного года следует больше внимания и времени уделять работе с книгой и тетрадью, а игры в это время нужны только как помощь для закрепления пройденного, для снятия напряжения. Конечно, сложные задачи возникают едва ли не каждый день. Учителю в короткий срок необходимо «выровнять» всех далеко не одинаковых по интеллекту детей, подготовить к систематическим занятиям, создать у них необходимый эмоциональный настрой. На занятиях с шестилетними детьми мы используем самые различные средства обучения, но главным из них всё-таки считаем игру – как основной вид деятельности детей этого возраста. С помощью игры обучение для ребят становится радостным, увлекательным и жизненно важным делом, ибо игра является частью их жизни. Играя, ребёнок познаёт мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления ребёнка. Он учится действовать по правилам, преодолевать трудности, планировать свою деятельность в соответствии с правилами. Игра развивает воображение и фантазию, творческие способности малышей. Она реализует отношения между детьми, развивает их чувства, укрепляет их волю. Вводя игровой приём на уроке, всегда надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре. Казалось бы это мелочи. Но эти мелочи могут стать причиной зарождения страха, неуверенности, замкнутости у маленького человека. У шестилетних детей работоспособность не велика. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости. Ещё одним из главных средств достижения цели служит широкое и продуманное применение наглядности. При этом необходимо иметь в виду исследования психологов, которые отмечают, что наглядные средства обучения должны точно отражать характерные признаки и свойства объектов, изучаемых в данный момент, а всё остальное, несущественное, отвлекает внимание детей. Поэтому наглядный материал не должен быть чрезмерно броским, пёстрым и ярким, и должен появляться только в период работы с ним. И в заключение, мы хотели бы отметить, что уроки должны быть интересными, но не развлекательными, эффективными, а не эффектными, обучать, играя, а не просто играть – вот главные проблемы которые необходимо решать учителям первых классов, работающих с детьми шестилетнего возраста. | |
Просмотров: 2032 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|