Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
№ 2, 2008 г. Журнал "Учитель Алматы"
Одушевленные и неодушевленные имена существительные Разработка урока по русскому языку Д. А. Пуюклиди, учитель 2 «а» класса средней школы № 97 Цель. Совершенствовать знания учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить их классифицировать слова, восстанавливать деформированные предложения. Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной речи; развивать творческое и образное мышление; зрительную и слуховую память, навыки каллиграфии; воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам. Тип урока. Урок закрепления знаний. Методы. Словесный, наглядный, частично-поисковый, творческий. Основные понятия. Одушевленные, неодушевленные имена существительные. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Минутка чистописания. На доске: Лес лесок лесник – Прочитайте слова. Определите, какую букву будем прописывать на минутке чистописания. Она находится в суффиксе лишнего слова и обозначает мягкий непарный согласный звук. (Ответ обосновать.) Задание: прописать строчную букву Н, соединяя ее с гласными, которые обозначают мягкость согласных (ни не не ню ня) – Что вы можете сказать о словах из минутки чистописания, что в них общего? (Однокоренные существительные.) – Чем различаются? (Лес, лесок – неодушевленные существительные, лесник – одушевленное существительное.) – Какие существительные называем мы одушевленными, а какие – неодушевленными? Сообщение темы урока. – Перепишите слова, выделите корень. Вывешивается иллюстрация с изображением леса. 3. Словарная работа. 1) На доске слова: пенал, малина, помидор, корова, пшеница, ветер, воробей, осина, медведь, береза, мороз, заяц, сорока, иней (буква закрыта). – Нам надо выбрать слова, которые относятся к слову лес, а лишние убрать. – Какие слова надо убрать? (Дети выходят к доске и убирают лишние слова.) – Итак, остались только нужные нам слова. Запишите их в два столбика: 1– одушевленные существительные 2 – неодушевленные существительные. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить. Проверка. Один ученик читает задание вслух, выборочно проверяются работы еще у 5-ти учеников. 2) Знакомство с новым словарным словом. На доске: П Ш Я С Т Г О Ф Д Х А - Среди этих букв спрятано словарное слово. Если вы зрительно уберете все глухие согласные, то прочитаете слово (ягода). - Что такое ягода? (Лексическое значение.) Ягода – многосемянной сочный плод. Запись: ягода (3 раза) Определение С У О (слог, ударение, орфограмма). Выполняет ученик у доски. – Составьте и запишите одно предложение с новым словом, используя еще одно слово из словарной работы. Зачитывание. – Как вы думаете, о какой ягоде говорится? «Летом горька, а в мороз сладка». (Рассмотреть на рисунке.) Ягоды рябины – большая находка для птиц, лакомство. Так же она является лекарственным растением. – Теперь давайте прочитаем текст про рябину в учебнике. 4. Работа по учебнику - Упр. 480 (коллективное выполнение) + индивидуальные карточки. Чтение текста учащимися вслух. – Что узнали о рябине? – Выпишите только неодушевленные имена существительные (рябина, ягода, почва, плоды, масса, леса). 5. Физминутка. Слова для физминутки: лось, небо, ель, еж, барсук, опенок, земляника, дятел. 6. Работа с текстом. – А сейчас послушайте стихотворение. Морозы жестокие в этом году – Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку – В ее конуре такой же морозище как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц: За наших воробышков, галок, синиц. Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким. – Как же мы им можем помочь? Ответим на этот вопрос, написав текст. На доске – деформированные предложения: Снежная, зима, пришла. Птицам, голодно, холодно, и, стало. Им, помочь, ребята, решили. – Восстановить предложения (вспомнить, как правильно оформляются предложения на письме) Первое записывает на доске ученик с комментированием. Текст закончить самостоятельно, дописав 2 предложения (последнее восклицательное). Зачитывание текста. 7. Итог урока. Чему учились на уроке? Что узнали полезного? | |
Просмотров: 1551 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|