Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка. Категория рода имён существительных. 2 класс
ГУ «Гимназия №2»
Учитель: Гриценко Г. В.
Урок русского языка 2 класс
Тема урока: Формы рода имён существительных

Цель урока: создание условий для приобретения навыков определения рода имён существительных путём разрешения учебной проблемы

Задачи: вырабатывать умения детей самостоятельно добывать знания по теме урока;
формировать умения определять род имен существительных в процессе выполнения практических заданий, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение.
развивать мыслительные операции; анализ и синтез, память и внимание, логическое мышление, исследовательские навыки при введении новых знаний, навыки самооценки и самоконтроля;
воспитывать коммуникативные отношения: ученик – учитель, ученик - ученик, выражать свои мысли вслух, умение слушать друг друга, работать в группах.

Оборудование: электронная презентация, рабочие листы для групповой работы, маркеры.

Тип урока: объяснение нового материала.

Основные методы: АМО, проблемно – поисковый

1. Инициация.АМО «Выяснение настроения учащихся в начале урока»
Слайд 1

- Прозвенел уже звонок.
Начинается вот – вот русского языка урок.
Но сначала повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам.

Руки вверх – хорошее настроение
Голова вниз – не очень
Закрыть лицо руками – мне безразлично всё, что будет делаться на уроке

2. Вхождение в тему урока. Вхождение в тему (Актуализация знаний)

Я предлагаю вам отправиться снова в путешествие в интересную страну.
- Догадайтесь, как она называется.
В этой стране живёт удивительная часть речи, без которой не построишь настроение, не передашь сообщение. Она занимает 1 место в мире среди всех частей речи.

АМО " Игра "Да - нетка

- А поможет нам в этом игра. Вопросы не должны содержать готового ответа, они должны помочь выяснить основные признаки данной части речи.
(на доске появляется название: имя существительное)
- А теперь попробуйте доказать, что имя существительное, действительно обладает этими признаками.

АМО «Инфо – угадайка»

На доске:
обозначает
Имя отвечает
бывает существит. бывает
бывает изменятся обозначает

1 группа: - Прочитайте слова. Определите, что общего во всех словах. Докажите.
Помощь: Это…
Отвечают…
Обозначают…
Снежинка, Дед Мороз, морозец, иней, деревья, сугроб.

2 группа: - Разделите слова на 2 группы:
Дед Мороз, волки, праздник, ёлка, Снегурочка, игрушки. (собственные и нарицательные, собствен. и нарицательные)

3 группа: _Подумайте, почему так расположены картинки. На какие группы разделите, докажите (ед. и мн. число).

4 группа: Найдите имена существительные, которые употребляются только во множ. числе: Ножницы, сумерки, подарки, плоскогубцы, щипцы, молотки.

- Все ли «белые» пятна» мы заполнили?

4. Формирование ожиданий учащихся
(исследовательский метод)
- Недавно я прочитала интересное письмо, которое получила моя соседка - студентка Оля от студента – иностранца – Майкла. Хотя неприлично читать чужие письма, но я его прочитаю с разрешения Оли.
Чтение письма с доски учителем.
Письмо Майкла.
Здравствуй, моя подруга Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрый мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милый бабушка и строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил вашу семью за вашу доброту. С нетерпением жду новой встречи. Ваш Майкл.
- Я увидела ваши улыбки во время чтения письма.
- Что вас рассмешило?
- Как вы думаете, чего не знает Майкл?
- Вы согласны? Кто хочет помочь ему?

5.Выдвижение гипотезы
Слайд 5

Если Майкл и мы будем знать род имён существительных, то …

6.Передача и объяснение материала.

Исследование Слайд 5

- Прочитайте внимательно
Выполните задание, согласно инструкции
Инструкция №1
1. Прочитайте предложения.
2. Подчеркните существительные, род которых не знает Майкл.
3. Исправьте ошибки.

(корректировка на доске)
- Как вы думаете, достаточно ли только исправить ошибки Майкла, чтобы грамотно писать?
Вывод учителя: - Практически мы умеем правильно употреблять имена сущ. В устной речи, т. к. русский язык – это наш родной язык.
Но практические знания должны опираться на науку, поэтому мы и приступим сейчас к исследованию.

Физминутка «Вода, земля, воздух, огонь»

7. Практическая работа. «Открытие нового знания»
Слайд 6,4. Письмо.

Инструкция 2
1.Перечитайте письмо.
2.Найдите и запишите одушевленные имена существительные в 2 столбика.
3. Подумайте, каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?
-Сравните с моей версией.
- Имена, какого рода называют женщину? Мужчину?
А как вы думаете, только ли одушевленные имена сущ. могут быть мужского и женского рода?
-Приведите примеры
- Запишите по 1 слову в 2 столбика.

Вывод: - Какие сущ. записали в 1 столбик, во 2 столбик? Какого они рода?
-Сравните с тем, как записала я.
- Продолжим наши исследования.

Инструкция 3.

1. Выберите и запишите в столбик неодушевлённые имена сущ. , которые нельзя записать в 1 и 2 столбик.
Добро, дом, лото, подруга, золото, круг.
-Какие слова записали в 3 столбик?
- Какие слова – помощники можно подставить к ним?
- Кто догадался, какого они рода?
Ср. род – оно – моё.
АМО
Инфо – угадайка
- Чем мы заполним белое пятно?
-Какие же ещё формы бывают у существительных?
- Что же вы узнали в ходе исследования?

8.. Проработка содержания темы.

1.Работа по учебнику стр. 161-162.
-Сравните свои выводы с выводами учебника.
- О чём мы не сказали?

2.Словарная работа.
Знакомство с новыми словарными словами.

- Переходим к следующему этапу.
- Посмотрите внимательно на два прямоугольника. Определите два слова, с которыми мы будем знакомиться на уроке.

1 вариант - ваш код сердечки,
2 вариант - ваш код солнышки
- Какие слова составили?
- Запишите слова, укажите сильную и слабую позиции.
… запиши первое слово.
… запиши второе слово.
Мороз, иней
- Прочитаем орфографически.
- Давайте составим предложение с одним из этих слов.
Запишите: Мороз и солнце день чудесный!
- Выделите орфограммы, у сущ. определите род.

3. Сам. работа.
* упр. 432 1в. –выписать сущ. женского рода
2в. – мужского рода
3в. – ж. р.
** С одним из слов составьте и запишите предложение.
*** Выделите главные члены предложения.

9.Рефлексия

- Если ваши ожидания от урока оправдались, вам понравился урок, вы получили новые знания – повесьте на ёлку игрушки. Если нет – вокруг ёлки расположите снежинки.
- А если есть ёлка, то. что же ещё должно быть обязательно?
(Подарки с конфетами)

10. Дом. задание.
(по выбору) упр.429, 434
?!! стр.161. 162

Дети показывают с помощью рук своё настроение

Дети задают вопросы, помогающие узнать часть речи.

По ходу выполнения сам работы на доске появляются выводы, характеризующие имя сущ.

Дети работают в «домашних» группах- ульях

Инструмент «Ручка»

По ходу заполняются «белые пятна» на доске.

Дети читают инструкцию и в группах выполняют на листах задание

Дети советуются в парах.
Дети работают в тетрадях, сверху пропускают 2 строчки.

Дети записывают по примеру.

На доске - кластер

Дети самостоятельно читают и делают выводы об окончаниях,
На доске появляется табличка.

Письмо на слух в тетради под диктовку

индивидуальная

3 ученика за доской
Категория: Начальная школа | Добавил: СОЛНЫШКО111 (2013-01-06) | Автор: Гриценко Галина Васильевна E
Просмотров: 1943 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru