Моделирование в процессе обучения. Метод моделирования, о котором я хочу рассказать, думаю, относится к технологии критического мышления. Модель (лат. Modulus – «мера», «образец») – это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе, обществе. Стандартом предусмотрена работа с «предметными, знаковыми, графическими моделями», которая будет способствовать развитию «образного и логического мышления, воображения». Работая над произведением на уроках обучения грамоте в 1 классе преобладает слушание и говорение, поэтому структурными частями урока являются: исполнение учителем произведения, восприятие учащимися; обмен мнениями о прослушанном. Именно здесь возникает основная трудность – возрастные особенности первоклассников. Дети в силу психофизических особенностей не могут 30 минут слушать и говорить. Поэтому настоящей находкой становится использование метода моделирования. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение можно сочетать с практической деятельностью учащихся. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для детей. Можно использовать блок-схемы, позволяющие наглядно произвести композиционный анализ произведения. Блок-схема позволяет зрительно представить себе композицию произведения. Например, работая над рассказом Н.Артюховой «Трусиха», вниманию учащихся предлагается блок-схема: 1.Валя 2.Игры на песке 3.Cторож 3.Лохмач 4.Побег 5. Валя защищает брата 6.Испуг - Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению рассказа? Имеются ли лишние элементы? В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу: последовательность частей рассказа нарушена. Предлагаю восстановить композицию(ход событий). - Какой этап рассказа заставил вас переживать, беспокоиться? (когда Валя защищала брата.) Возникает вопрос – соответствует ли название рассказа тексту? Теперь мы выстраиваем модель-описание. - Назовите героев рассказа. Расскажите о них, назовите их действия. 1. Дети называют героев – на доске появляются их заместители; словесное описание героев (таблички заготовлены заранее). Андрюша - маленький - ползает Ребята - дразнят - играют в войну - убегают Валя - трусиха - защищает брата - плачет от испуга Лохмач - огромный - злющий - оскаленная пасть - сорвался Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такова работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания. - Какое главное слово в модели «Валя» можно выделить?(защищает.) А в модели «ребята»?(убегают.) Так можно ли Валю назвать трусихой? Ещё можно составлять модель-рассуждение и модель-сравнение. Могут быть использованы два вида моделей на одном уроке. Моделирование на уроках литературного чтения помогает восприятию текста учащимися, учит их обмениваться мнениями о прослушанном, анализировать произведение. Хочу рассказать о методе моделирования на уроках математике при изучении таблицы умножения и деления однозначных чисел. Табличные случаи представляют собой систему знаний, усвоение которых должно быть доведено до уровня навыка. Для этого необходима системная работа с информацией. Факторами обеспечения познавательной деятельности являются предъявление информации в удобной для восприятия форме и организация деятельности по её усвоению. Для успешного усвоения таблицы умножения предлагаю модель «Радужного цветка», где за структурную единицу построения модели взят сектор круга. Одним из условий формирования пространственного мышления является умение читать информацию с разных точек отсчёта. В «Радужном цветке» значение произведения расположены по дугам и секторам.(Показ и объяснение на «Радужном цветке»). На начальном этапе обучения по теме «Состав слова» предлагаю модель «гусеница», где слово сравнивается с гусеницей. Из рисунка видно, что главной значимой частью слова является корень, приставка в слове бывает не всегда (как и шляпа). Суффикс стоит после корня, а окончание всегда меняется (как и хвостик при движении). Основа – это часть слова без окончания. Девиз является хорошей мотивацией к изучению данной темы. Для закрепления состава слова предлагаю учащимся составить лицо грамматического человечка: ребята, отвечая на вопросы, вспоминают правила и при этом составляют лицо. Моделирование является составной частью проектной деятельности и методом исследования объектов по их моделям. Оно имеет два аспекта: как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и как учебное действие, средство, без которого невозможно полноценное обучение. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, незнакомого – к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.
|