г.Семей СОШ №1 имени Н.Г.Чернышевского Пименова Елена Александровна учитель начальных классов Формирование орфографических действий при написании слов с непроверяемым написанием Слово – важнейшая единица языка, носитель значения. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. По предположениям ученых, наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан! Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль, ... что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести. Никто не будет отрицать, что начальная школа - важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее... В русском языке имеется большое количество слов с непроверяемыми написаниями. Многие из так называемых «словарных» слов входят в активный словарь учащихся. Усвоение их правописания оказывает существенное влияние на грамотность учащихся. Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов от класса к классу возрастает, достигая к концу курса начальной школы 200 единиц. Конечно, все эти слова должны быть усвоены учащимися начальных классов. Я постоянно искала пути достижения главной цели – научить детей грамоте. Конечно, использовала всё, что видела у коллег, что удавалось найти в методической литературе. Не у всех учащихся сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, не всегда со стороны семьи ребята получают помощь. Поэтому мне нужно было найти оптимальные способы обучения, с помощью которых можно было одинаково успешно обучать всех учеников. Тогда я решила, что к этой проблеме нужно подойти по- другому и разработала свою систему работы. Что же предусматривает словарная работа в начальной школе. Во- первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых ранее неизвестных учащимися слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Во-вторых, уточнение словаря, т.е. наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значения путем включения в контекст, составления близких по значению слов и противопоставления антонимов и т.п.; усвоения лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах. В- третьих, активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в беседу, в рассказ, изложения и сочинения. Как провести эту работу ненавязчиво и с пользой для ребенка? Первое что я сделала, сгруппировала все слова, предусмотренные программой, по примерным темам: «Школа», «Космос», «Животные» и т.д. Чтобы ребенок видел систему в работе над словарным словом, мы завели индивидуальные словари, в которые записываем изученные слова. Своими словарями ученики пользуются при написании упражнений, сочинений, изложений и других видов работы. Чем чаще обращаются к «Словарю», тем лучше запоминают. Как же ведется работа над словами? На этапе ознакомления важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом слова, предшествовала показу и написанию этого слова на карточке или доске. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня, так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Приведу пример последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова? 1. Учитель предлагает детям разгадать загадку. Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки, И крупной соли полмешка.(капуста) А где выращивают капуст? 2. Вывешивается картинка с изображением предмета 3. Узнают его лексическое значение. Участок земли, на котором выращиваются овощи. 4. Учащиеся произносят слово, определяют, сколько в слове слогов, место ударения. О-ГО-РОД 5. Дети находят слово в орфографическом словаре. 6. выставляется карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в написании и произношении. ОГОРОД 7. В тетрадях дети записывают слово, выделяя непроверяемую гласную, прописывают слог, написание которого нужно запомнить. огород ОгО ОгО ОгО ОгО ОгО ОгО 8. Сообщение этимологической справки, которая поможет запомнить непроверяемую гласную Огород – городить, город = «место обнесенное забором» 9. Дети придумывают рисунок, который поможет запомнить слово. 10. Подбор однокоренных слов. Огородик, огородный, огородник, огородничать, огородишко 11. Составление предложений или подбор пословиц и поговорок. Работа огородная, а слава всенародная. Что же помогает мне научить детей писать грамотно. Во- первых, я никогда не говорю детям: «Заучите слово наизусть!», а просто вывешиваю в классе карточку с изученными словами. Эти слова постоянно перед глазами у детей, они невольно обращали на них внимание, в этот момент срабатывала зрительная память, которая очень хорошо развита у младших школьников. В- вторых, одним из средств обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, являлась этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогающая «прояснить» состав слова. Для этого мной был собран этимологический словарь, который я и сейчас пополняю из разных источников. В- третьих, помогает то, что работа над написанием трудных слов не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Я всегда на уроке нахожу место и время для этого. Для такой работы я использую картинные, выборочные и творческие диктанты, упражнения словарно-орфографического характера, разгадывание кроссвордов и ребусов, дидактические игры, задания творческого характера и многое другое. При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.
|